Сегодня государственное регулирование инновационной деятельности нуждается в совершенствовании, поскольку в нашей стране существует определённый разрыв между фундаментальной и прикладной наукой, инновационная экономика пока ещё не стала ведущей производительной силой, а действующие меры государственной поддержки промышленности представляются несколько разрозненными.
В качестве важного инструмента достижения результатов по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (версии 2016 года) были задуманы комплексные научно-технические программы (проекты) полного инновационного цикла (КНТП). Цель КНТП виделась в содействии созданию прорывных отечественных технологий, в воплощении научных результатов в конечных продуктах и услугах, что, в конечном счете, должно работать на повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Важным преимуществом КНТП как действенного инструмента инновационного развития является государственное финансирование этапа НИОКР, которое, в свою очередь, позволяет запускать новые производства и выходить на серийный выпуск продукции. Не менее важно, что КНТП позволяет сформировать заказ производственного сектора на научные разработки, обеспечивающие производство продукции заданных параметров.
Несмотря на преимущества КНТП, его реализация сопровождается целым рядом проблем. В частности, участники дискуссий, состоявшихся на международных военно-технических форумах «Армия», отмечают несогласованность отдельных инициатив с Прогнозом развития науки и техники на 15-летний период, недостаточное участие ФОИВов в роли ответственного исполнителя — координатора конкретных программ и проектов, слабое обоснование заказчиками целесообразности разработки новых программ и проектов и другие.
Чтобы решить обозначенные проблемы, предлагается, среди прочего, создать координационный орган управления процессом формирования и реализации КНТП; уточнить критерии оценки заявок на предмет актуальности, измеримости и сензитивности (чувствительности) показателей; проводить обучение потенциальных инициаторов КНТП.
В целом нужно создать условия, чтобы КНТП в обозримом будущем стали не единичным явлением, как сегодня, а массовым. Один из вариантов — интеграция механизма КНТП с кластерной политикой. На наш взгляд, лучшим форматом в данном случае являются научно-промышленные кластеры двойного назначения, уже действующие в Томской и Свердловской областях.







