Еще порядка 15-20 лет тому назад в контексте административной реформы был провозглашен принцип информационной открытости власти, предметным выражением которого стало появление на рубеже нулевых-десятых годов нашего века веб-сайтов органов и организаций государственного сектора. По мере цифровизации сайты-витрины со статичной информацией стали дополняться интерактивными сервисами и вытесняться межведомственными цифровыми платформами.
Между тем, с 2010-х годов информационная открытость стала предполагать не только наличие сайтов органов власти и цифровых платформ, но и разработку специальных порталов открытых данных.
В широком смысле открытые данные – это любые общедоступные данные, в узком же смысле – те, которые представлены, в том числе в машиночитаемом виде. Отсюда возникают разночтения, которые выражаются, в том числе, и в разных подходах к информационному наполнению порталов открытых данных. В связи с этим предлагаем ряд рекомендаций.
- Разработать единый стандарт регионального портала открытых данных. В стандарте должны быть минимальные требования и расширенные рекомендации, например в части дизайна, поисковых функций, оптимального структурирования размещенных детасетов.
- Четко определить соотношение между открытыми ведомственными данными и данными государственной статистики.
- Упорядочить подходы к централизации/регионализации открытых данных.
- Установить принцип приоритета информационной безопасности над открытостью данных, но в то же время не допускать закрытия данных в целях прикрытия недостатков и допущенных ошибок.
Итак, совершенствования порядка представления открытых данных будет способствовать развитию диалог власти с гражданским обществом, что будет способствовать развитию общественного контроля, а также повышению качества управленческих решений.







