Победить в СВО

Отчасти у людей есть поводы для волнения: отказ крупных автоконцернов влечет за собой не только дефицит готовых машин, но и перебои с поставками оригинальных запчастей, поддержки заводской гарантии на купленные авто, а также сервисного обслуживания. 

Про резкий рост цен на новые и подержанные машины и говорить не приходится – из-за скачков курса валют цены почти на весь ассортимент зарубежных автомобилей в автосалонах выросли кратно. Что на самом деле происходит на автомобильном рынке, какие бренды ушли и остались в России – в нашем материале.

Санкции на машины снизили продажи автомобилей в России на 63%

По данным аналитического агентства “Автостат”, российский рынок продаж новых автомобилей завершил первый квартал 2022 года ощутимым падением из-за санкций. Снижение составило 62,9% по сравнению с прошлым кварталом, и коснулось как массового, так и премиального сегментов рынка. В целом по массовому сегменту реализация упала на 28,6% до 237 447 единиц техники. 

Но у восьми брендов, входящих в ТОП-25 по объему продаж, есть положительная динамика. Так, по итогам трех месяцев наибольший рост продаж показал показал китайский бренд EXEED – почти в 4,5 раза. Ему немного уступает американский Chevrolet с ростом в 3,1 раза. 

Кроме EXEED, в «положительной» зоне оказались еще шесть брендов: 

  • Geely (+58,8%),
  • GAC (+34,5%),
  • Haval (+26,7%),
  • Changan (+11,7%),
  • Opel (+30,6%),
  • Mitsubishi (+12%).

Оставшиеся 17 массовых марок оказались «в минусе». Самое сильное падение среди них имеет чешская Skoda (-47%), от которой немного «отстают» японские Suzuki (-46%) и Subaru (-44,6%), а также немецкий Volkswagen (-43,7%). У других брендов падение составило от 37,2% (LADA) до 1,3% (Chery). 

Премиальный сегмент упал на 36%, до 25 169 штук. Здесь подавляющее большинство брендов – 10 из 13 – потеряло в продажах. Хуже всего пришлось Cadillac и Lexus, объем реализации которых в 1-м квартале 2022 года снизился на 73,4% и 67,4% соответственно. Еще у восьми марок отмечен двузначный показатель падения – от 42,7% (Audi) до 11,4% (Jeep).

Положительную динамику продаж фиксируют лишь у трех премиальных брендов: 

Genesis (+4,7%), 

Jaguar (+10,5%), 

Infiniti (+13,7%).

Влияние санкций на обслуживание автомобилей – ожидания автовладельцев

В середине марта 2022 года на сайте сайта Авто Mail.ru провели опрос более 5 тысяч автовладельцев. Им задали вопрос: «Насколько, по вашим ощущениям, в 2022 году вырастут ваши расходы на содержание автомобиля?». Под расходами подразумевались: страхование, налоги, затраты на топливо и техобслуживание машины. 

Более детальная обработка итогов опроса позволяет судить о том, что в целом по выборке почти 23% автовладельцев ожидает увеличения расходов на 20 – 30%. А каждый пятый (20,5%) респондент считает, что затраты на содержание автомобиля вырастут более чем в 1,5 раза. 

В премиум-сегменте – иная картина: здесь большинство (27,2%) уверено, что расходы увеличатся более чем на половину, а каждый пятый (20,2%) предполагает, что на 20 – 30%. 

Настроения собственников как массовых, так и премиальных автомобилей сходятся в количестве оптимистов, которые думают, что расходы не вырастут и останутся на уровне 2021 года. Таковых набралось от 2,5% до 3,1%. 

Машины под санкциями: какие марки автомобилей ушли с российского рынка, а какие продолжают поставки

Audi. «Ауди» из-за санкций остановила поставки новых автомашин в нашу страну. На рынок попали те модели, которые прошли таможню до 24 февраля. Работы на российских заводах приостановлены на неопределенный срок. Несмотря на это, в дилерских центрах автомобили «Ауди» присутствуют в достаточном количестве, и каждый клиент может приобрести авто этой марки.

BMW. БМВ также поддержала санкции и приостановил завод «Автотор» в Калининграде по сборке автомобилей. Несмотря на это, рабочие не уволены. Это марка машин под санкциями поставляется дилерам только при условии, что партия прошла таможню до 24 февраля и при полной предоплате. В офисе компании заявляют, что обеспечивают клиентов всем возможным, чтобы сохранить целевую аудиторию. Также сотрудники компании отметили, что прилагают возможные усилия для сохранения автомобильного бизнеса в нашей стране.

Chery. Китайцы пока придерживаются заключенных договоров и поставляют в нашу страну автомобили, запасные части к ним без перебоев. Представители компании заявили, что пересмотрели логистику, и контрактный объем будет выполнен. Сегодня «Чери» поставляет в Россию кроссоверы Tiggo 4, 7, 8, 8 Pro. По сведениям, полученным из комитета автомобильных производителей АЕБ, китайцы реализовали в феврале 2022 года 2907 новых моделей авто. Эта цифра на 45% выше аналогичного периода прошлого года.

Ferrari. Итальянцы прекратили поставки в нашу страну на неопределенный срок, так как эти машины находятся под санкциями Запада.

Ford. Американский производитель приостановил работы в России. Бренд заявил, что останавливается производство и продажу коммерческого фургона Transit в Татарстане. Однако руководство автогиганта отметило, что предпримет юридические меры, чтобы обеспечить рабочих мерами социальной поддержки во время заморозки.

GAC. Производитель китайских кроссоверов не остановил поставки машин и комплектующих в нашу страну. Вдобавок, руководство заявило о налаживании поставок флагманских автомобилей GS8 нового поколения. Произойдет это, по предварительной оценке, в 2023 году. Сегодня китайцы поставляют в России три модели марки: GS5, GS8 и GN8.

Geely. Китайские производители не планируют прекращать поставки своих марок машин в условиях санкций. Geely – наглядный пример. В феврале 2022 года концерн привез и продал в России 2188 автомашин. Эта цифра на 82% выше, чем за январь. Популярной моделью марки стал кроссовер Atlas Pro, продажи которого за февраль месяц составили 850 единиц.

Haval. Предприниматели из Китая наладили производство авто в Тульской области. Заявления о прекращении работы конвейеров не было. В автосалонах присутствует весь модельный ряд марки. Популярными стали модернизированные Haval F7 и F7x.

Honda. Японцы заявили о прекращении поставок продукции в Россию еще в 2020 году. Планировалась реализация кроссоверов CR-V в начале текущего года, но машины попали под санкции 2022 года, и поставки заморозились. Также прекратились продажи мотоциклетной и другой техники.

Hyundai. Корейцы не делали официальных публичных заявлений об изменениях в сотрудничестве с нашей страной. Пресс-служба автогиганта отказалась от преждевременных комментариев. Стало известно, что марка планирует завести в Россию спортивные модели Tucson и Creta, которые известны под наименованием N-Line.

Infiniti. Руководство марки временно приостановило ввоз новых авто в нашу страну. Однако в офисе компании подчеркнули, что автосалоны имеют достаточный запас моделей для продаж. В компании уточняют, что постоянно мониторят происходящее на рынке и решают вопросы по оперативному принятию мер в интересах клиентов.

Jaguar Land Rover. Англичане первыми назвали, какие марки машин попадают под санкции. Jaguar один из них. Пресс-служба отметила, что подразделения компании внимательно следят за происходящим и моментально реагируют на изменения рынка. Range Rover 5-го поколения планировался стать премьерой в нашей стране весной 2022 года. Теперь, из-за сложившейся ситуации, сроки будут перенесены или модель не поступит в Россию вовсе.

Kia. По сведениям Autonews.ru, корейский производитель не дал точных комментариев о том, какие машины попали под санкции. Там же сообщается, что в Kia реализовали в январе текущего года 15001 единицу транспорта. Это цифра на 9% ниже, чем за тот же период в 2021 году.

Lamborghini. Санкции против ввоза машин ввели и в руководстве Lambo. При этом итальянский производитель стал одним из трех продаваемых в нашей стране брендов спортивных автокаров. По сведениям «Автостата» концерн продал в России в 2021 году 174 единицы автомобилей.

Mazda. В компании заявили, что завод во Владивостоке продолжает работать в прежнем режиме. Получена информация от зарубежных СМИ, что завод нуждается в запасных частях для продолжения сборки японских автомобилей. Далее эта информация была опровергнута пресс-службой «Мазда Соллерс». Сегодня в России продаются кроссовер CX-5, Mazda6, CX-9, которые собираются на заводе во Владивостоке.

Mersedes-Benz. Руководство компании приостановило поставки авто в нашу страну. Однако немецкий концерн уточнил, какие марки машин попадают под санкции. Это легковые автомобили и коммерческие авто со средней грузоподъемностью. Отмечено о приостановке завода в Подмосковье. Там выпускались автомобили E-класса, GLC, GLE и GLS.

Mitsubishi. Пока, как сообщили в представительстве компании, Mitsubishi Motors в России продолжает работать в нормальном режиме. Но в СМИ просочились сведения, что руководство рассматривает заморозку заводов на территории нашей страны, а также транспортировку запчастей и новых авто.

Nissan. Сегодня модельный ряд, производимый и поставляемый в России – это Terrano, X-Trail, Murrano, Qashqai и Pathfinder. В офисе компании заявили о приостановке поставок новых авто в нашу страну. Также стало известно о приостановке работы завода Санкт-Петербурге. Однако, было сказано, что произойдет это только в ближайшее время, и точные сроки неизвестны.

Porsche. Немцы, в связи с «обстановкой», остановила поставки новых комплектующих и авто. В офисе компании заявили, что о возобновлении работы поставщиков речь пока не идет. Однако отметили, что гарантийные обязательства перед клиентами будут выполнены в полном объеме.

Дилеры, которые уже оплатили автомобили бренда, получат авто в срок. Также продолжается поставка запасных частей по контрактным обязательствам в автосервисы.

Rolls-Royce. Британцы останавливают поставки продукции в нашу страну. Однако в офисе компании было отмечено, что ситуации на рынке остаются непредсказуемой. В компании добавили, что сотрудники мониторят происходящее и поддерживают клиентов. В 2021 году британцы ввезли на территорию России и реализовали 300+ авто. Это стало новым рекордом по сбыту автомобилей такого класса с 1910 года, когда компания реализовала первый автомобиль в России. Таким образом, три года подряд наша страна становится первым рынком сбыта Rolls-Royce в европейской части континента.

Stellantis. Председатель правления компании Карлос Таварес заявил, что завод в Калужской области не закроется, пока хватает комплектующих для сборки. В нашей стране собирались коммерческие фургоны и легковые автомобили. Это «Пежо», «Ситроен» и «Фиат», которые использовались в России для пассажирских перевозок. Возможна приостановка производства в Калуге еще по одной причине – специфика географии Южной Европы и Северной Африки. Оттуда поставлялось сырье для производства. Сейчас с этими поставками возникли проблемы – так заявляют в пресс-службе.

Suzuki. Руководство автоконцерна заявило, что в курсе о перебоях в поставках в Россию автомобильных запасных частей и новых автомобилей. Это связано с дефицитом полупроводников и нарушением логистики. Однако в дилерских центрах Suzuki автомобилей хватит как минимум на пару месяцев, поэтому ожидать нехватки авто не нужно. Это касается и запасных частей, которые отгружены ранее.

Toyota. С четвертого марта 2022 года концерн прекращает поставки марок машин, попавшие под санкции. Остановился завод в Санкт-Петербурге. В офисе компании объяснили, что это связано с нарушением логистики.

Volkswagen. Немецким руководством концерна приняли решение о полном приостановлении поставок комплектующих и производстве Volkswagen и Skoda. Эти машины под санкциями 2022 года собирались в Калуге и Нижнем Новгороде. В офисе компании заявили, что прекращаются поставки к дилерам «до дальнейшего уведомления» руководства.

Санкции и автозаводы в России, где собирались иномарки – какие работают или закрылись

«Тойота Моторс». Модели RAV4, Camry собирались с полной локализацией на Питерском заводе, начиная от штамповки деталей, заканчивая испытаниями и тонкой настройкой. С 4 марта работы прекратились. Модель Land Cruiser Prado выпускалась во Владивостоке.

«Рено Россия». В Москве работал завод совместного предприятия «Автофрамос». Позже предприятие было переименовано в «Рено Россия». На заводе собирались автомобили Рено с полной локализацией. На автомобильном заводе в Тольятти собирали Sandero и Logan. Детали для сборки производили на российских заводах.

БМВ «Автотор». Немецкий автогигант собирал свои автомобили в Калининграде. С конвейера выходили 3, 5, 7 серия марки BMW, а также кроссоверы X-серии. Позже завод вышел на другие мощности. Здесь производили Genesis, Hyundai, Kia и коммерческие фургоны разных марок. Сегодня это завод в России, который за два десятка лет собрал 1,8+ миллиона единиц автомобилей.

«Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус». Концерн выпускал автомобили в Солнечногорском районе Московской области и Татарстане на заводе «Камаз». С завода выходили несколько моделей: Е-класс, кроссоверы и внедорожники GLS, GLC и GLE. На «Камазе» собирались коммерческие грузовики с большой и малой грузоподъемностью.

«Ниссан Мануфэкчуринг Рус». Конвейер запустился в 2009 году. Собирались модели Qashkai, X-Trail, Murano и Pathfinder.

«Хендэ Мотор Мангукфэкчуринг». Собирались модели Hyundai и Kia. Завод находится в Санкт-Петербурге и имеет полный цикл сборки авто, на котором трудятся 2 тысячи рабочих. Пока неизвестно, какие машины попадут под санкции, так как руководство компании воздержалось от точных комментариев.

«Фольксваген Груп Рус». Заводские площади расположены в Калуге и Нижнем Новгороде. Первый, кроме автомобилей, собирал инжекторные моторы 1,6 MPI серии EA21.

«ПСМА Рус». Завод располагается в Калуге и с 2012 года перешел на полную локализацию производства. Здесь выпускают: Citroen, Peugeot, Mitsubishi, коммерческий и пассажирский автотранспорт. Пока о судьбе завода мало известно, так как многие производители ввели санкции на свои машины.

«Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус». Предприятие находится на дальнем Востоке и продолжает работать в штатном режиме. Так заявили официальные представители компании.

«Форд Соллерс». Завод находится в Елабуге и на сегодня приостановлен. Выпускались автомобили семейства Transit разных модификаций.

«Вольво Груп». Расположен в городе Калуга и выпускает коммерческие грузовые автомобили FH, FM, FMX.

«Хавал». Открыт в Тульской области в мае 2019 года. Это производство с полной локализацией, на котором в момент открытия присутствовали Путин и Си Цзиньпин. 

Завод стал мостом для улучшения отношений между Россией и Китаем. Выпускает модели серий H и F.

«АВТОВАЗ». С 2014 года входит в состав международной корпорации и выпускает модели марок Datsun и Renault.

Российские автомобильные заводы – где работают и что выпускают

«ГАЗ». Завод расположен в Нижнем Новгороде и функционирует с 1932 года. Имеет полную локализацию производства и специализируется на легковых, грузовых автомобилях, а также пассажирском транспорте и специальной технике.

«ВАЗ». Находится в Тольятти и выпускает российские авто и иномарки с полной локализацией сборки. Это «Гранта», «Веста» и другие.

«УАЗ». С 1941 года был отдельным филиалом АМО «Зил» в Ульяновске. Изначально собирал внедорожники и специальный автомобильный транспорт гражданского и армейского назначения. Сегодня завод исчерпал ресурсы, и в интернете ходит мнение о закрытии. Однако наложение санкций на иномарки способно дать автогиганту новую жизнь для развития.

«Урал». Завод имеет полную локализацию производства и изготавливает грузовые автомобили, самосвалы, а также спецтранспорт с повышенной проходимостью.

«КАМАЗ». Завод выпускает российские грузовики, которые постоянно становятся победителями ралли «Париж-Дакар». Также на заводе собирается военная специальная автомобильная техника, например, «Тайфун». Филиалы «КАМАЗА» находятся: в Казахстане, Китае и других дружественных странах.

«ПАЗ». Завод действует с 1951 года и выпускает сегодня городские автобусы с «низкими полами» для гражданских нужд, а также автобусы средней вместительности.

«ГолАЗ». Расположен в городе Голицын с 1990 года. Изготавливает сельскохозяйственную и пассажирскую технику.

«НефАЗ». Расположен в Нефтекамске. На «камазовской» базе собирает автобусы для города и специальную технику.

«КАвЗ». Курганский автобусный завод производит городские и междугородние автобусы средней вместительности. Последняя модель, выпущенная на заводе, городской автобус «Аврора».

«ИМЗ». Ирбитский мотоциклетный завод расположен в городе Ирбит и специализируется на мотоциклетной технике, например, тяжелом мотоцикле «Урал».

Антикризисные меры поддержки автомобильных заводов и автопрома в России 

Санкции, к которым массово присоединились и зарубежные автомобильные концерны, могут серьезно сказаться на транспортной безопасности России. Огромная протяженная страна нуждается в сотнях тысяч единиц новой техники ежегодно – от легковых автомобилей до грузовиков и спецтехники. На фоне остановок заводов и ограничения поставок комплектующих на отечественные предприятия автомобильной промышленности Правительство анонсировало ряд антикризисных мер и поддержку отрасли.  

  • По дефициту импортных комплектующих Минпромторг России разработал новый технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств, выпускаемых в особый период». Это вынужденная мера, которая касается снижения требований к безопасности автомобилей. Новый регламент позволит автокомпаниям использовать параллельный импорт и устанавливать неоригинальные детали. В первую очередь это мера поддержки отечественных автопроизводителей: АвтоВАЗ, КамАЗ и Урал.

«АвтоВАЗ, как крупнейший и самый высоколокализованный производитель легковых автомобилей в России, поддерживает принятие нового технического регламента с упрощенными требованиями», — сообщили в пресс-службе АвтоВАЗа. Уже с июня «АвтоВАЗ» планирует начать производство нескольких моделей с минимальным процентом иностранных комплектующих. 

  • Отечественным автомобильным предприятиям придется пойти и на снижение экологических норм при комплектации новой техники. Как сообщает издание Autonews, О планах перевести часть моделей КамАЗ на моторы экологического класса Евро-2 с апреля 2022 года говорится в письмах партнеров отечественного КамАЗа. Сейчас некоторые из моделей соответствуют более высоким экоклассам, в том числе Евро-4 и Евро-3. Но чтобы производитель получил разрешение на переход на более низкие классы, необходимы изменения в действующих ГОСТах, за которые отвечают в Росстандарте.

«Вариантов работы два: полное прекращение производства или возврат к технологиям в лучшем случае начала 2000-х годов. Понятно, что останавливать заводы нельзя. Но при этом не получится применять к автомобилям, созданным на таких технологиях, технические требования 2022 года», — комментирует руководитель Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

  • Запускаются прямые меры господдержки автомобильной отрасли. Так, оплату российскими автопроизводителями утильсбора за 2021 год уже перенесли на конец 2022 года. Также автопроизводителям дают льготные кредиты под 11% на пополнение оборотного капитала. Помимо этого, Минпромторг поддержит госзакупки школьных автобусов и машин «скорой помощи» — размеры партий увеличат для поддержки производителей.

Как бы то ни было, российским автопроизводителям придется серьезно перестраивать логистические цепочки поставок комплектующих и наращивать собственные разработки в автомобилестроении. В условиях санкций против России и экономического давления от ведущих мировых автоконцернов нашей промышленности придется полагаться на себя, а также собственные инженерные и производственные ресурсы. Получится ли России добиться транспортного суверенитета и обеспечить себя всей необходимой техникой в новой экономической реальности – покажет время.

Главный редактор
Автор: редакция Wsem
Последние публикации автора


Суверенитет РФ: факты, доказательства, что Россия — колония

Суверенитет России — есть ли он у нашего государства? Что значит государственный суверенитет и почему СМИ молчат о том, что Россия колония США? Приведем факты, примеры и доказательства, мнения экспертов, интервью экономистов.

Это статья содержит аналитические данные, доказательства и факты колониального статуса Российской Федерации. Мы постарались упростить юридические и правовые моменты для нашего читателя, однако, все ссылки на достоверные источники, публикации и интервью экспертов и ученых, вы найдете по ходу чтения. Приведенная информация не описывает “теорию заговора”, ... Читать 23 мин.

Суверенитет РФ: факты, доказательства, что Россия — колония

Отмена пенсионной реформы: пенсионная реформа в России — хорошие новости

Отмена пенсионной реформы — возможна ли новая пенсионная реформа и возврат прежнего возраста выхода на пенсию? Кто придумал пенсионную реформу, суть и причины? Когда отменят пенсионную реформу?

Интернет пестрит заголовками новостей об “отмене пенсионной реформы”, “депутаты в Госдуме предложили отмену пенсионной реформы”, “нашли возможность отмены пенсионной реформы”.... Возможно ли сейчас отменить повышение пенсионного возраста? Каковы же суть и причины пенсионной реформы, кто предлагает отменить пенсионную реформу, будет ли новая реформа? Как... Читать 18 мин.

Отмена пенсионной реформы: пенсионная реформа в России — хорошие новости
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Михаил Советский
Михаил Советский
9:21
Почему многие наши «звёзды», олигархи и часть чиновников так откровенно презирают страну, которая дала им всё
Ответ, как показывает анализ, кроется в самой структуре их жизни и доходов. Для большинств...
Бутакова Юлия Сергеевна
Бутакова Юлия Сергеевна
20.11.2025
Вдохновляя на здоровье - интервью с предпринимателем Татьяной Дворцовой в День женского предпринимательства
В преддверии Дня женского предпринимательства Координатор Чукотского регионального отделен...
Михаил Советский
Михаил Советский
27.11.2025
Интервью Юрия Дудя* с рэпером Птахой о специальной военной операции
Недавно вышло интервью Юрия Дудя с рэпером Птахой. Это уже третий человек, которого Юра зо...
Главный редактор
Владимир Гарматюк
24.07.2023
Пятое доказательство тройственности пирамиды Хеопса
Через радиоуглеродный анализ древесины кедра из Пирамиды Хеопса
Национальный Курс
Национальный Курс
26.11.2025
Антон Силуанов заявил, что изымать у банков сверхприбыли это ерунда
Банки, как кровеносная система.
Wsem обо Всём
Пресс служба компании УРАЛ
21:33
УРАЛ: Бренд года 2025 в двух номинациях!
20 ноября 2025 года компания «Урал» вновь подтверждает свои лидерские позиции на рынке, ст...