В 18:20 самолет потерпел крушение, а встреча с Геннадием Онищенко по поводу новой программы для старшеклассников о школьном и рациональном питании состоялась в 14:00.
Последняя встреча Пригожина перед крушением самолета
Приводим выдержки из интервью Г. Онищенко, которое он дал КП 24.08.23 г.
— Геннадий Григорьевич, я слышал, что вы встречались с Евгением Пригожиным примерно в 14:00.
— Да. Мы должны были на прошлой неделе встретиться. Но не получилось из‑за форума «Армия-2023». Мы встретились вчера у него в офисе в центре города… У меня цель была — обсудить предстоящее начало учебного года, когда мы запускаем новую программу среди старшеклассников о школьном питании, о рациональном питании. Она уже семь лет идет и каждый год она со своими акцентами. В этом году — «Питание в школе и дома»… Мы обсудили и пришли к выводу, что надо это делать. И что мы будем иметь поддержку. Поскольку его бизнес был и есть, в том числе, и в школьном питании.
— Речь о его комбинате в Подмосковье?
— Да, в Подольске. Сейчас этот комбинат работает на приготовление примерно 100 тонн в сутки готовых первых, вторых блюд.
— Эта встреча, была по вашей инициативе или по его?
— Мы на эту встречу договаривались давно, ещё когда был ПМЭФ. Я хотел там встретиться. Потому что год приближался, надо было обсудить. Закончился примерно наш разговор с ним где‑то в 15:20, и он ещё спешил на какую-то встречу. Даже в нашем разговоре не было о том, что он улетает в Петербург.
— Как Пригожин выглядел, как у него было настроение? Вы же впервые встретились после попытки мятежа?
— Да. Он энергичный, похудевший, но такой же напористый. Но вот эти вопросы, о которых вы сейчас затронули (мятеж — ред.), практически мы не обсуждали. Мы тепло расстались, и я, честно говоря, рано утром следующего дня прочитал об этой трагедии. Соболезнования членам семьи Евгения Викторовича и всех пассажиров этого рейса, и экипажа. Где‑то в 17 с небольшим они взлетели, уже в 18:20 самолёт потерпел катастрофу. Поэтому я был одним из… (последних, с кем он виделся.) Мы 40 минут с ним поговорили, и он поспешил уже поехать на следующую встречу. Он где‑то по дороге ещё раз встретился, видимо, с тем человеком, фамилию которого я называть не буду.
— А вы знаете эту фамилию?
— Конечно, знаю. Это известный в нашей стране человек.
Основные версии причин крушения самолета Пригожина. Где, кем и как была заложена бомба
Евгений Пригожин пользовался двумя самолетами — Embraer 135BJ (именно на нем основатель «Вагнера», 25 июня осуществил исторический перелет из Ростова в Минск, на следующий день после мятежа) и Hawker 800. Практически весь июнь он перемещался на втором воздушном корабле и именно на нем прилетел из Африки. В это время Embraer проходил техническое обслуживание, в связи с тем, что 18 июля на его борту сломался кондиционер. Заменить сразу турбохолодильник не получилось, и только спустя месяц удалось его приобрести, в связи с наложенными на Россию санкциями. Деталь обошлась компании в 7 млн рублей. Доступ к Embraer во время ремонта имели три человека — два инженера и технический директор Минченков. Установка турбохолодильника заняла сутки и 20 августа самолет был готов к полету.
Возможно ли было заложить взрывчатку в систему кондиционирования самолета Пригожина?
Отвечают эксперты:
«Турбохолодильник в самолете выполняет функцию поддержания жизнеспособной атмосферы внутри самолета. Потому что во время полета температура за бортом достигает -60 градусов. Современные бомбы, хоть и со спичечный коробок, но несут очень мощный заряд. Так что это вообще не имеет значения, куда ее прикрепили,» — рассказал военный летчик, экс-заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов.
«Турбохолодильник устанавливается в фюзеляже, в системе воздуховодов — «между внешней оболочкой фюзеляжа самолета и обшивкой». Несмотря на то что у всех самолетов разное расположение двигателей, тем не менее, скорее всего, турбохолодильник находился ближе к крылу.
— Теоретически — да, при определенных условиях можно было заложить в турбохолодильнике, на этапе поставки» — рассказал Авиаэксперт Роман Гусаров.
Наличие взрывного устройства в турбохолодильнике могло остаться незамеченным — система может справиться с поставкой воздуха даже с инородным предметом внутри — рассказал Авиаэксперт Роман Гусаров.
Кто из посторонних людей был на борту перед вылетом?
Незадолго до трагедии борт был выставлен на продажу. Потенциальные покупатели хотели осмотреть самолет в день, когда шла установка кондиционера. В связи с этим встречу перенесли на 23 августа. Здесь и возникла не состыковка, т.к изначально рейс Пригожина был запланирован на 22 августа и самолет должен был покинуть аэропорт Шереметьево еще за день до катастрофы. Видимо сотрудники компании уже тогда знали, что рейс переносится на сутки.
Известно, что потенциальными покупателями были мужчина и женщина Александра Юлина и Сергей Клокотов — сотрудники авиакомпании «РусДжет, которая и собиралась приобрести судно. Сопровождали покупателей второй пилот Рустам Каримов, который погиб в авиакатастрофе и менеджер самолета Наталья Минибаева. Осмотр длился около часа и подозрения ни у кого из сотрудников компании не вызвал.
Всего на пригожинском Embraer-135 Legacy 600 было трое пилотов. Кроме первого — Алексея Левшина, второй пилот Рустам Каримов, который тоже погиб при крушении под Тверью. Третий находился в отпуске.
Взрыв самолёта Пригожина: что произошло и какое последнее сообщение было отправлено с борта
Взлет произошел с опозданием по причине срочного ремонта. Тогда это никого не удивило, так как самолет ломался довольно часто и его ремонту уделялось очень много времени. Пассажирам и экипажу пришлось прождать в зале ожидания аэропорта, пока самолет ремонтировали. Об этом сообщила стюардесса борта 39-летняя Кристина Распопова.
Полет начался штатно в 17:46, ни о каких проблемах диспетчерам не сообщалось. Последнее сообщение, которое опубликовала Кристина: «Руление». После набора высоты, самолет резко поменял траекторию, поднялся почти на тысячу метров, и штопором пикировал вниз. Уже без правого крыла и стабилизатора.
Эксперты также предполагают, что, если взрывчатка не находилась в системе кондиционирования, то могла быть заложена в салоне, в месте крепления крыла, под сиденьем в правой части. И пилот, услышав взрыв позади себя, резко дернул штурвал, этим можно объяснить резкий подъем на 1 тыс.м перед падением. Все эксперты склоняются к тому, что механизм приведен в действие дистанционно.
«Запустить таймер невозможно, потому что никто не знает, сколько эту систему кондиционирования будут «гонять» на земле, поэтому однозначно механизм был приведен в действие дистанционно», — рассказали эксперты.
Также есть мнение, что взрывчатка находилась в ящике с дорогим вином, который незадолго до вылета загрузили на борт. Если предположить, что взрывное устройство действительно было заложено в самолет в последние часы перед взлетом, то подозреваемых немного. Следователи изучают камеры видеонаблюдения из аэропорта «Шереметьево», начиная с 19 июля. Именно в этот день Embraer встал на ремонт. Много вопросов вызвал и тот факт, что самолет находился под открытым небом. Хотя с 1 по 25 июня, когда проводился плановый ежегодный техосмотр его загоняли в ангар. Да и по общепринятой практике самолет, стоящий длительное время на летном поле, в теплое время года периодически открывают для проветривания. Открывали ли Embraer еще предстоит выяснить.
Существует и еще одна версия, которая появилась после осмотра места крушения самолета — взрыв гранаты на борту, в связи с тем, что рядом с остатками борта было найдено оружие, боеприпасы и гранаты.
Соболезную вашей утрате…
29 августа 2023 г. на Северном и Серафимовском кладбищах в Санкт-Петербурге проходит прощание с погибшими в результате падения самолета.
Евгений Пригожин похоронен рядом с отцом, Виктором Пригожиным. на Пороховском кладбище в Петербурге. На его могиле установили православный крест и табличку — со стихотворением Иосифа Бродского:
«Мать говорит Христу:
— Ты мой сын или мой
Бог? Ты прибит к кресту.
Как я пойду домой?
Как ступлю на порог,
не поняв, не решив:
ты мой сын или Бог?
То есть, мертв или жив?
Он говорит в ответ:
— Мертвый или живой,
разницы, жено, нет.
Сын или Бог, я твой».
По факту трагедии СКР возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц, — статья 263 Уголовного кодекса РФ: до семи лет колонии. Параллельно своё расследование проводят в Росавиации.
Президент Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким всех погибших. О Евгении Пригожине сказал так: «Это был человек сложной судьбы, и ошибки у него были серьёзные в жизни. Добивался он результатов нужных — и для себя, и для, когда я его просил, для общего дела, как в эти последние месяцы. Мы об этом помним, знаем и не забудем».
От лица редакции выражаем искренние соболезнования семьям погибших.
Новости на 6 октября, 2023 г.
Президент России Владимир Путин заявил, что внешнего воздействия на самолет Евгения Пригожина, потерпевший крушение под Тверью, не было. Такие детали авиакатастрофы российский лидер раскрыл во время выступления на пленарной сессии Валдайского форума в четверг, 5 октября.
По словам главы государства, в телах погибших при крушении самолета Embraer-135 главы частной военной компании (ЧВК) «Вагнер» Евгения Пригожина были найдены осколки гранаты.