В ходе поиска подтверждения причастности герцога Миланского Лодовико Мария Сфорца (1452–1508) к имеющемуся в частных руках кольца-печатки XV век (согласно официальному атрибуционному заключению), в поле нашего зрения попала фраза ангийского писателя Ли Гамильтона Юджина в книге «Воображённые сонеты»: «Брак Беатриче де Эсте был небычайно гармоничным, несмотря на многочисленных любовниц Моро».
Трудно себе представить, что в период с 17 января 1491 года по 3 января 1497 года у 39-летнего Лодовико Сфорца, женившегося по любви на 16-летней красавице Беатриче из древнего рода де Эсте, было много любовниц. Разве что, когда она трижды была беременной.
С годами трудно бегать за женщинами — приходиться волочиться.
У Лодовико Мария Сфорца, вошедшего в историю по прозвищу Моро в период, когда он был просто четвёртым сыном герцога Милана Франческо Сфорца (1401–1466) мессиром Лодовико, а затем — герцогом Бари с 1479 года и, наконец, — герцогом Милана с 1494 года до момента его пленения французами 10 апреля 1500 года под Новарой было много любовниц. В рамках настоящей статьи нас интересуют только последние три пассии: Чечилия Галлерани, Коломбина, Лукреция Кривелли. А также его любимая жена Беатриче де Эсте.
Чечилия Галлерани
В Чечилию Галлерани герцог Бари и фактический правитель Милана Лодовико Сфорца влюбился в зрелом возрасте, будучи не женатым. (Мы умышленно не называем дату их знакомства, так как у каждого источника и автора публикаций они разные. Этой теме, мы посвятим отдельную статью).
Её отец Фацио Галлерани занимал в Миланском суде (аппарат управления герцогством) ряд ответственных должностей, а также был послом во Флоренции и Лукке Он умер, когда Чечилии было 8 лет. Мать Чечилии — Маргарет Бусти дочь профессора права, пользовалась благосклонностью герцога Лодовико. Она в числе почётных гостей присутствовала на свадебных торжествах по случаю бракосочетания Лодовико и Беатриче 17 января 1491 года.
То что, Чечилия в 10-летнем возрасте была обручена с придворным 34-летним Джованни Стефано Висконти, сыном Франческо Висконти и Дженевры Конти с оформлением акта от 15 декабря 1483 года, не остановило Лодовико. Не без его вмешательства обещание брака было аннулировано, как сказано, по обоюдному согласию.
Чечилия Галлерани была фавориткой 2 года (1489–1491 гг.) Её считали пассией Моро до выхода замуж 26 января 1493 года за небогатого, но порядочного графа Бергамино Людовика ди Бромбилло, давнего друга герцога, по возрасту старше Моро на 1–2 года. Так что, выражение некоторых авторов: « Чечилия выдана замуж за старого графа, здесь не подходит». А венчались граф и Чичилия вскоре после крещения первенца Лодовико и Беатриче — Эрколе (Максимилиан) Сфорца, родившегося 25 января 1493 года. С этого момента интимная жизнь Лодовико Сфорца с Чечилией Галлерани прекратилась. Моро чтил наказ отца и не посягал на замужнюю Чечилию, теперь графиню Бергамини. Как пишет Мариана Фриджени, на этот момент Чечилии было 28 лет? Моро и Чечилия оставались друзьями. Чета графа и графини Бергамино была вхожа в замок Сфорца. Изображение Чечилии великий Леонардо да Винчи в 1488–1490 годах увековечил в портрете « Дама с горностаем», переданным герцогом ей в собственность в благодарность за её человечность и подаренную ласку. В настоящее время шедевр находится в Национальном музее в Вавельском замке в Кракове в коллекции князя Адама Ежи Чарторыйского.
Наконец Лодовико Сфорца женился. 39-летний герцог Бари (но ещё не Милана), регент герцога Милана Джана Галеаццо Мария Сфорца (1469–1494), а по существу полноправный правитель Милана, исходя из политических соображений и династических традиций, 17 января 1491 года обвенчался в капелле великолепного герцогского дворца вблизи Павии с 16-летней красавицей Беатриче из стринного Феррарского рода де Эсте. 21 января муж привёз молодую жену в Милан на постоянное жительство в замке Сфорца. Естественно, молодая амбициозная герцогиня принялась формировать свою свиту преимущественно молодыми красавицами,, подстать себе. (Справочно: к 1494 году в свите герцогини было 60 фрейлин. С ними она выезжала в сентябре 1494 года в Аннон (замок Сфорца) в 5 лье от Асти (город короля), чтобы ублажить Французского монарха Карла УШ, совершающего военный поход на Неаполь, что было в интересах Моро).
Лукреция Кривелли не фаворитка, но возлюбленная
Когда мадонна Лукреция Кривелли вошла в состав фрейлин герцогини Беатриче нам доподлинно не известно. Её отец Бьяджино Кривелли — капитан арбалетчиков на службе у герцога Лодовико Сфорца, вероятно способствовал приёму дочери в услужение герцогини. Её мать Барбара Стампа-домохозяйка. С ней был знаком гений Леонардо да Винчи. В частности, он пометил в своей записной книжке- не забыть спрость у жены Кривелли как поведёт себя петух на куриных яйцах, если его накормить зерном, пропитанным вином? Семья Кривелли была при Лодовико приверженцами дома Сфорца и осталась таковой во время французской оккупации.
Некоторые источники говорят, что на момент знакомства Лодовико Сфорца с Лукрецией Кривелли, она была замужем за неким Джованни ди Монастеролло. Кто он и откуда неизвестно. По другим данным, её муж — камер – юнкер Боны Савойской (1449–1504) - вдовы герцога Галеаццо Мария Сфорца (1444–1476). Один и тот же этот человек, мы не знаем. Но влюблённый «по уши» Моро тоже этого не знал или не придал значения, что на этот раз ему выпадет женщина, а не привычная девственница. Со слов Лукреции, сказаных в 1500 году маркизе Изабелле Гонзаго, . муж отказался от неё, как только узнал о рождении ею ребёнка от Моро.
Несмотря на небольшую разницу в возрасте, герцогиня Беатриче полюбила весёлую фрейлину Лукрецию и часто совершала пешие и конные прогулки с ней.
У каждого автора своя дата знакомства Лодовико Сфорца с фрейлиной жены Лукрецией Кривелли. Так, А. Гастев в ЖЗЛ «Леонардо да Винчи» написал, что к моменту свадьбы Моро и Беатриче, имевшей место 17 января 1491 года, «Лукреция уже была наложницей регента Моро». это не согласуется с годом её рождения. Она сверстница дочери Моро Бьянки Джованни Сфорца, рождённой пассией Моро Бернардиной де Корридис в 1482 году На момент свадьбы Беатриче Лукреции было 9 лет, а значит пассией Моро она в 1491 году не могла быть.
Д. Мережковский в книге «Воскресшие боги…» поведал: «Лодовико Сфорца был давно не равнодушен к фрейлине своей жены молоденькой Лукреции Кривелли», что в день рождения фавориткой Чечилией Галлерани бастарда Чезаре, Моро поручил своему придворному поэту Бернардо Белинчони (1452–1492) написать страстный любовный сонет девице Лукреции. Справка: Чезаре родился 3 мая 1491 года. Эпизод выдуман автором — Лукреции здесь 9 лет.
Laila 50 в своей статье написала: «После женитьбы Лодовико, Чечилия (предыдущая пассия) какое — то время продолжала жить в замке, хотя к этому моменту его новой фавориткой уже стала Лукреция Кривелли». Чечилия жила в замке в период беременности от Моро. В мае 1491 года Моро вывез мать с сыном из замка. Лукреции здесь 9 лет.
У других авторов 15-летняя фрейлина герцогини Беатриче, Лукреция Кривелли разожгла страсть у 43-летнего герцога Милана Лодовико Сфорца в 1495 году
В подтверждение этой даты зарождения их отношений, Коллинсон Марлей Леси в книге «История династии Сфорца» приводит содержание письма: «В 1495 году один из Станге сообщил в письме к Изабелле де Эсте (Гонзаго) о том, что Лодовико воспылал страстью к Кривелли, но ведёт себя чрезвычайно осмотрительно».
Английский писатель Кинг Росс привёл содержание письма, отправленное очевидцем из Феррары на родину родителям Беатриче де Эсте: «Согласно новостям из Милана, Лодовико проводит всё своё свободное время и ищет утех в обществе девицы- состоящей в услужении у его жены. Здесь на это смотрят с осуждением». Справка: Моро засветился с Лукрецией в 1496 году, когда ей было 14 лет и она была беременной дочерью Боной.
Zmeyka taya в своём «Сне аналитика…» написала: « За время брака Беатриче родила мужу двух сыновей… в качестве благодарности через 5 лет после свадьбы, состоявшейся 17.01.1491 года, Лодовико завёл себе новую пассию Лукрецию Кривелли». У нас возрожений нет.
Бенцони Жульетта написала: «Когда Беатриче ждала второго ребёнка (Франческо 2 родился 4,02,1495) герцогу Лодовико Сфорца понравилась молодая фрейлина в свите жены. Фрейлину звали Лукреция Кривелли». Герцог принялся настойчиво ухаживать за ней и, не сразу, но добился успеха.
Читатель должен был обратить внимание, что мнение авторов, описавших после Чечилии Галлерани преемственность новой пассией Лукрецией Кривелли, расходятся по времени. Одни говорят о 1491 годе, а другие о 1495 годе. Кем был заполнен этот 5-летний разрыв? Зная расположенность Моро к женскому полу, «ни вакуума, ни дифицита» не было.
Коломбина достойна интереса
Обращает на себя внимание сказанное Марианой Фриджени в книге «Лудовико по прозванию Мавр»: «Мимолётным видением была в истории жизни Лудовико другая возлюбленная — очаровательная Коломбина. Она изображена на портрете, написанном одним из учеников Леонардо да Винчи, Франческо Мельци. Коломбина была фрейлиной Беатриче де Эсте. О ней, увы, мало что известно историкам. Но всякий, кому хоть один раз посчастливится увидеть её портрет, не сможет забыть свежесть розовых ланит, лукавую нежную улыбку, трепетно вздымающуюся грудь и — какая неожиданность!- кроткие глаза, которыми смотрит она на цветок, застывший в её прекрасных руках. Мимолётное видение, которому суждено было продлиться в веках! Разумеется, Лудовико не мог обойти вниманием такую красоту. Кто осудит его?». Очень неожиданное, смелое, вызывающее сомнение заявление.
В порядке рассуждения. Моро не был целомудренным до брака. С ранних лет он научился любодействовать и остался таким после брака. При виде очередной понравившейся ему красавицы, доступной ему в силу привилегированного положения правителя Милана, похотливый герцог, даже будучи женатым, не находил в себе сил сопротивляться искушению. Или, как сказано в Писании: он « становился слаб и в грехопадении немощён», забывая о данной жене клятве супружеской верности. Как долго Моро уделял внимание фрейлине жены Коломбине, мы не знаем.
Когда мы видим и говорим о написанном Леонардо да Винчи в конце ХУ века портрете молодой женщины с налобником, именуемым «феррона», то этот портрет воспринимается нами под названием «Прекрасная Ферроньера» или «Прекрасная незнакомка» или « Неизвестная». Поскольку однозначных доказательств, кто именно здесь изображён, пока не найдено, этот портрет остаётся под одним из названий. Утверждения, что на портрете изображена возлюбленная герцога Моро, Лукреция Кривелли - беспочвенны. Со своей стороны, любовница герцога Лукреция Кривелли фигурирует в жизнеописаниях под своим собственным именем, доставшемся ей от родителей, а не под именем, производным от налобника «феррона» по воле авторов сочинений. портрета молодой девушки с цветами на коленях и в левой руке, приписываемом любимому ученику Леонардо да Винчи, Франческо Мельци, под названием «Коломбина» или «Флора» или «Тщеславие» Вот как выражают специалисты своё отношение к этому портрету. .
С красочного отреставрированного портрета на нас смотрит неизвестная молодая особа в облике Богини Флоры. Флора в мифологии- мать всех растений, которая питает и даёт жизнь. Правой рукой девушка касается цветов белого жасмина, лежащих у неё на коленях. В левой руке на уровне глаз — цветок аквилегии, девушка смотрит на него. Раскосости глаз не заметно. Но у госпожи М. Фриджени красавица «кроткими глазами смотрит на цветок, застывший в её прекрасных руках» (один цветок в двух руках). Действительно, неожиданность!
За способность аквилегии в бутонах собирать воду, этот цветок на русский лад называют «Водосбор»- род травяных многолетних растений семейства лютиковых. В США аквилегия является символом штата Колорадо. В Европе аквилегию называют «Коломбина». Имя цветка на Европейский манер в левой руке неизвестной молодой особы определило название картины: «Коломбина» или «Флора» или «Тщеславие». Трактовка, что на портрете (1) художник Франческо Мельци изобразил (2) особу по имени Коломбина, являющуюся (3) фрейлиной в свите герцогини Беатриче де Эсте‑это очень спорная выкладка.
Однозначного подтверждения авторства одарённого художника итальянца Франческо Мельци (1491/1493–1568 / 1570) этого шедевра нет. Считается, что портрет написан в 1520 году. В этом случае Франческо Мельци не мог написать с натуры ни одну из известных пассий Моро, в том числе, фрейлину жены Коломбину в силу своего малого возраста. В период жизни герцогини Беатриче в Милане (1491–1497), когда у неё были в услужении фрейлины, Франческо Мельци, образно говоря, «под стол пешком ходил». А в год написания этого портрета он находился во Франции на службе у короля Франциска 1 (1494–1547). Если бы экс-фрейлина Коломбина встретилась в 1520 году во Франции с Мельци, то ей было бы лет 45 и в качестве модели для написания портрета молодой девушки художнику не подходила.
Эта загадочная картина времён Ренисанса (ХУвек) до настоящего времени является среди исследователей предметом спора. Наряду с именем Франческо Мельци они называют имена других маститых художников: Леонардо да Винчи (1452–1519), Андреа Соляри (1460–1524),Джампетрино (Джиованни Пьтро Риццоли 1495–1549), Бернардино Луини (1480/1485–1532) Персональная причастность названных magistro к картине под названием «Коломбина» (Флора) пока на стадии предположения. Мы не нашли работы других авторов, чтобы почитать об особе с именем Коломбина — конкретно фрейлине герцогини Беатриче де Эсте жены Лодовико Сфорца. Нет сомнения, что Леонардо да Винчи изобразил именно Чечилию Галлерани на портрете «Дама с горностаем». Есть вопросы по зверьку. А теперь — и по картине под названием «Коломбина».
Хочется задать вопрос госпоже М. Фриджени- чем она руководствовалась, назвав героиню этого эпизода фрейлину герцогини Беатриче именем Коломбина? Тем, что более 500 лет существует высоко художественное произведение под названием «Коломбина»(Флора), достойное королевы Франции Марии Медичи (до 1449 года) и государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге с 1850 года, с изображением милой особы, личность которой не установлена? И тогда пришла мысль зачислить «бесхозную» модель в число фрейлин герцогини Беатриче, дав ей имя собственное Коломбина, взятое из названия портрета. Картина названа «Коломбина» по названию цветка, а не по имени представленной особы, которая продолжает быть неизвестной. Но у госпожи М. Фриджени- это конкретно фрейлина по имени Коломбина. Находка для искусствоведов. Или это творческий вымысел, чтобы потешить не требовательного читателя? В то время как в исторической литературе нужны факты и соблюдение хронологии.
Наш вывод. Если физическая (а не мифическая) Коломбина существовала, она не могла быть моделью для написания художником Франческо Мельци портрета под названием «Коломбина» (Флора). Следовательно, на данном портрете изображена не она. Либо с неё писал не Мельци, а какой то другой, неустановленный художник высокого класса. Принадлежность девушки по имени Коломбина (не итальянское имя) к свите герцогини Беатриче- у нас под большим сомнением.
Мы не исключаем полностью нахождение этой или иной наложницы, пассии, возлюбленной, любовницы одновременно с Чечилией Галлерани и с Лукрецией Кривелли. «Бог троицу любит». Так и самостоятельно. «Свято место пусто не бывает» Но у Моро есть любимая жена. Это – четверо. Перебор. Постоянные супружеские измены Моро не способствовали душевному спокойствию и долголетию необыкновенной Беатриче де Эсте. Она умерла при родах со 2 на 3 января 1497 года в 22-летнем возрасте.
Людовико Мария Сфорца, прозванный Моро, умер в плену во Французском замке-тюрьме Лош де ла Тюрень 27 мая 1508 года по действующему тогда Юлианскому календарю. Своим последним словом «Беатриче» Моро подтвердил свою истинную любовь только к жене.