Мы продолжаем цикл статей о массовой культуре. Сегодня речь пойдёт о литературе.
Что такое «массовая литература»?
Википедия даёт следующее определение: «Массовая литература — совокупность литературных текстов, в которых доминирует ориентация на коммерческий спрос и использование готовых словесных (культурных) моделей. Массовая литература входит в состав массовой культуры, разделяя с другими её разновидностями ряд общих закономерностей».
Я уже обращал внимание на коммерческий аспект в творчестве. В этом случае книга должна хорошо продаваться. Для этого она обязана быть рассчитана на массового читателя, что отражается на качестве.
ПО ТЕМЕ — Современное массовое искусство: виды и произведения
Многие из вас слышали такие определения как «бульварное чтиво». Их смело можно отнести к массовой литературе, которая ориентируется не на утончённый вкус потребителя, а на многомилионные тиражи. Современные издательства заинтересованы именно в таких авторах, которые гарантируют финансовых успех и приносят прибыль.
Литературные «негры»
Прошу прощения за неполиткорректное выражение, но не я его ввёл в обиход. Этот «термин» обозначает мировую практику — известный автор нанимает группу людей, которые за него пишут книги. Поэтому неудивительно, что из-под пера одного человека выходит огромное количество произведений, которые один автор просто физически не может написать. Часто такие опусы отличаются в стилистическом отношении, так как написаны разными людьми.
ПО ТЕМЕ — Современное российское телевидение как зеркало отражения действительности
К помощи подобных специалистов нередко обращаются и те, кто плохо владеет пером. Так, ещё в советские годы, вышла трилогия Леонида Брежнева — книги «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина». Однако точно известно, что сам генеральный секретарь эти книги не писал, а над созданием «нетленки» трудился целый коллектив авторов, которые за свою работу получили только благодарность. Самому же Леониду Брежневу за эту трилогию в апреле 1980 года была присуждена Ленинская премия по литературе (10 тыс. советских рублей).
Девальвация писательского труда?
Сейчас любой из нас, издав (нередко — за свои средства) книгу, может мнить себя литератором, что девальвирует и обесценивает высокое звание писателя. Многие на старости лет «ударяются» в воспоминания и тоже начинают что-то писать. Чаще всего, всё это имеет мало общего с литературой, а является по сути графоманией.
В разговоре с известной писательницей Диной Рубиной я спросил: «Как влияет на литературу появление графоманских опусов, которые издаются за свой счёт?»
На что получил следующий ответ: «Вы не можете запретить написать пейзаж или натюрмортик какому-нибудь художнику-любителю. Точно так же тот, кто хочет писать, занимается «творчеством». А то, что он может заплатить и издать книги за свой счёт — его личное дело. С таким же успехом он может приобрести диван. От этого факта ровным счётом ничего не происходит. Даже если такому «автору» будет казаться, что он писатель, так это тоже никому не угрожает, он ведь никого не убил. Но ни в одном серьёзном журнале такого графомана никогда не напечатают. И ни один серьёзный критик ни за что не будет принимать его в литературном обзоре всерьёз.
Массовая литература пользуется большим спросом, что, конечно, не исключает и развития т.н. элитарной литературы, имеющей намного меньше почитателей
Раньше не было такой практики, когда издание осуществлялось за счёт автора — существовали так называемые «рогатки» литературного процесса. Сейчас же любой человек вправе издать книгу за свой счёт, так как подобный запрет будет выглядеть, по крайней мере, странно. Да это и невозможно.
Также эмиграция, как правило, заставляет человека пересмотреть собственную судьбу, что влечёт за собой желание каким-нибудь образом изъясниться, запечатлеть её знаками и закорючками на бумаге, постараться, чтобы она не исчезла и никуда не испарилась.
Для потомства и семейного архива это даже неплохо. Например, моя бабушка написала историю собственной жизни, и я сейчас могу её прочесть».
ПО ТЕМЕ — Минпросвещения России разработал новый свод правил русской орфографии
Подводя небольшой итог, хочу отметить, что массовая литература пользуется большим спросом, что, конечно, не исключает и развития т.н. элитарной литературы, имеющей намного меньше почитателей. В любом случае, время всё расставить по своим местам, и, возможно, сегодняшние популярный авторы через 50 лет «будут отправлены на свалку истории».
Автор: журналист Евгений Кудряц