Хорошо известно, что Москва строит метро какими - то стахановскими темпами. На данный момент в столице насчитывается 268 действующих станций метрополитена, еще около полутора десятков находится в стадии строительства.
В Санкт - Петербурге тоже ведется строительство, не такими темпами, конечно, но стабильно. Возникает логичный вопрос — а что с другими регионами страны?
В каких городах — миллионниках метро продолжает строиться и развиваться? Ответ на эти вопросы даёт данная статья.
Метро Новосибирск
Начну обозрение с Новосибирска. Новосибирск — третий по численности населения город в стране, в городе живет 1,6 млн человек.
Метрополитен в столице Сибири появился на закате советского времени — в 1986 году. На сегодняшний день подземка не слишком обширна — имеются две линии протяженностью 15 километров и 30 станций.
Метро очень востребовано горожанами — в сутки перевозится более 200 тыс. человек.
В стадии строительства находится станция «Спортивная». Эта станция не является продлением линии или строительством новой. Её возводят посередине линии, на действующем участке метро. Она расположена над землёй, на мосту. Потребность в строительстве этой станции возникла недавно. В 2018 году было принято решение построить на пустыре рядом с мостом новый ледовый дворец вместимостью в 10 тыс. человек. Естественно, в дни мероприятий такое количество народа надо каким-то образом вывозить.
Станция начала строиться примерно в одно время с дворцом, но последний уже открылся в 2023 году. «Cибирь—Арена» работает уже год, а станция еще не открыта. Хотя копать ничего не нужно — просто построить станционные помещения. На объекте несколько раз менялся подрядчик, и на текущий момент срок сдачи — 2025 год. По большей части, станция готова, осталось лишь пройти все проверки перед началом работы. Станция будет особенной — с дверьми, отделяющими платформу от поезда. Она также будет отапливаться, для того, чтобы пассажиры не мёрзли суровой сибирской зимой.
Метро Нижний Новгород
Еще один город, где новые станции метро строятся — Нижний Новгород. Здесь метро действует с 1985 года и на данный момент насчитывает 15 станций. Последняя открытая станция — «Стрелка», построенная к Чемпионату Мира 2018 рядом с футбольным стадионом.
Ежедневно системой пользуются 90 тыс. пассажиров.
Главной проблемой является недостроенность линий — Автозаводская (первая линия) имеет только одну станцию в историческом центре города, а Сормовская (вторая линия) не доходит до, собственно, самого района Сормово.
Именно в этих направлениях и строится метро. На первой линии за нынешней конечной “Горьковской» ведутся работы на двух новых станциях: «Площадь Cвободы» и «Cенная». Эти станции расположены в историческом центре города, где сосредоточено большое количество рабочих мест и деловой активности. «Площадь свободы» находится рядом с основными достопримечательностями, а «Cенная» будет состыкована с канатной дорогой из Бора, города-спутника Нижнего. Эти две станции значительно увеличат пассажиропоток в метро.
Планируется открытие в конце 2025 года, на текущий момент строятся тоннели под землей.
Также, на второй линии строится новая конечная станция «Сормовская». Эта станция позволит охватить густонаселённый Сормовский район города, и значительно разгрузит дороги и наземный транспорт. Планируется открыть «Сормовскую» в 2026 году.
Метро Казань
Следующий город, где строят новые станции, находится немного на восток по Волге. Казанское метро — самое молодое в стране, открыто в 2005 году. В нем одна линия и 11 станций. В сутки им пользуется чуть более 100 тыс. человек.
Первая линия уже имеет достаточно приличную длину – 16 км. В городе назрела необходимость строительства второй ветки.
Оно ведется неспешными темпами с 2020 года, по мере поступления финансирования. По плану, в 2027 году будет сдан первый участок с четырьмя станциями. Это станции — «Тулпар» (названа в честь мифического тюркского коня с крыльями), «Зилант» (названа в честь дракона Зиланта из городских легенд), «Академическая» (в честь близлежащей улицы Академика Завойского) и «100-летие ТАССР» (название по юбилею, состоявшемуся в 2020 году). Последняя станция будет иметь стыковку с «Дубравной» , конечной первой линии.
Эта новая ветка разгрузит дорожную сеть города, позволит оптимизировать наземный транспорт на участке прохождения метро. Да и просто сделает метрополитен доступнее для горожан и гостей Казани. Таким образом, улучшится транспортная ситуация во всем мегаполисе.
Станции метро Самара
И еще один город на Волге с развивающейся системой метрополитена —Самара. Город сам по себе крупный — более миллиона жителей , а если еще подсчитать приезжающих на работу тольяттинцев и новокуйбышевцев и вовсе выходит приличное количество народу.
И тем удивительнее самарское метро. Оно построено на закате советского времени — в 1987 году, но по крайне неудачной траектории: захватывает заводские промышленные окраины и не добирается до центра. 10 станций насчитывается в городе, 30 тыс. человек пользуется метро каждый день.
По меркам даже региональных метрополитенов самарский можно определить как воздуховоз.
Но вырытого не зароешь, а даже если и зароешь, то выйдет всё впустую. И есть планы у самарских властей сделать метро чуть менее бесполезным. Прямо сейчас на западном конце единственной ветки, за «Алабинской» ведется строительство станции «Театральная», которая будет расположена (сюрприз-сюрприз!) у здания самарского театра оперы и балета. Эта станция, по расчетам, на 30% увеличит количество пассажиров самарского метро. Всё потому что она расположена в центре города, рядом с учебными заведениями, рабочими местами и основными городскими достопримечательностями.
«Театральная» должна стать спасительной станцией для стагнирующей системы транспорта. Ее строительство ведется с 2022 года, с перерывами. На текущий момент ведутся активные работы, она будет достроена в ближайшие годы, но точные сроки не называются.
Метро Екатеринбург
Еще один русский город может гордиться наличием метрополитена — уральский мегаполис Екатеринбург имеет одну линию с 9 станциями.
Но на данных момент активного строительства новых станций не ведётся. Это связано с тем, что екатеринбургские власти делают ставку на развитие и обновление трамвая, а ещё на проект городской электрички с несколькими линиями.
Словом, метро в России строится не только в двух столицах. А еще и во многих региональных центрах. И можно ждать в ближайшие годы частых открытий новых станций в регионах.