Победить в СВО

Современный ландшафт цифрового суверенитета демонстрирует существенную вариативность подходов, обусловленную различиями в экономическом развитии, технологическом потенциале и политических приоритетах государств. Анализ существующих моделей позволяет выделить три доминирующих стратегии, каждая из которых отражает специфическое понимание национальных интересов в цифровую эпоху.

Протекционистская модель, наиболее последовательно реализуемая Китаем, основывается на принципах технологического самообеспечения и строгого контроля цифрового пространства. Китайский подход сочетает масштабные государственные инвестиции в критически важные технологии с созданием изолированной цифровой экосистемы. Особого внимания заслуживает стратегия «двойной циркуляции», которая предполагает развитие внутреннего технологического потенциала при селективном участии в глобальных цепочках создания стоимости.

Либерально-регулирующая модель, характерная для Европейского союза, акцентируется на развитии конкурентной среды при сохранении открытости цифровой экономики. Европейский цифровой суверенитет строится на сочетании жёсткого регулирования цифровых платформ с поддержкой технологических стартапов и развитием общеевропейской инфраструктуры.

Гибридная модель, представленная в стратегиях таких стран, как Индия и Бразилия, пытается найти баланс между протекционизмом и интеграцией в глобальную цифровую экономику. Эти страны сочетают меры по защите внутреннего цифрового рынка (например, требования локализации данных) с активным участием в разработке международных цифровых стандартов.

Цифровая трансформация мировой экономики приводит к перераспределению экономической власти и возникновению новых центров влияния. Этот процесс характеризуется несколькими взаимосвязанными тенденциями, имеющими далеко идущие последствия для глобального экономического порядка.

Во-первых, наблюдается относительное снижение доминирования традиционных технологических лидеров (США и Европы) и усиление позиций азиатских цифровых экономик. Особенно показателен рост технологических компаний из развивающихся стран, которые все чаще конкурируют с западными корпорациями на региональных рынках.

Во-вторых, формируются новые формы цифрового регионализма, выражающиеся в создании региональных цифровых экосистем. Примером может служить АСЕАН Digital Economy Framework Agreement, которое устанавливает общие правила для цифровой экономики стран Юго-Восточной Азии. Подобные инициативы способствуют консолидации цифровых рынков и создают альтернативу доминированию глобальных платформ.

В-третьих, меняется география инновационных процессов. Традиционные центры технологических инноваций (Силиконовая долина, Бостонский коридор) сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны новых инновационных кластеров в Сингапуре, Бангалоре и Шэньчжэне. Это перераспределение инновационного потенциала существенно влияет на конкурентные позиции стран в глобальной цифровой экономике.

Современные тенденции позволяют прогнозировать формирование полицентричной модели глобального цифрового пространства, которая будет характеризоваться несколькими ключевыми особенностями.

Во-первых, ожидается дальнейшая фрагментация цифровой инфраструктуры и стандартов. Этот процесс уже проявляется в развитии альтернативных систем спутникового интернета (китайская система GuoWang), создании национальных облачных инфраструктур и разработке региональных протоколов передачи данных. Такая фрагментация, с одной стороны, снижает риски системных кризисов, но с другой — может привести к снижению эффективности глобальных цифровых взаимодействий.

Во-вторых, вероятно усиление конкуренции между различными моделями цифрового управления. В ближайшее десятилетие основное противостояние будет происходить между «открытой» (западной) и «суверенной» (китайской) моделями организации цифрового пространства, при этом развивающиеся страны будут пытаться найти компромисс между этими подходами.

В-третьих, возрастет значение цифровой дипломатии как инструмента формирования международных цифровых стандартов. Будущая архитектура глобального цифрового пространства во многом будет определяться способностью стран и регионов продвигать свои нормативные подходы на международных площадках, таких как Международный союз электросвязи (ITU) и Internet Governance Forum.

Эти тенденции указывают на то, что цифровой суверенитет становится не только вопросом национальной безопасности, но и ключевым фактором конкурентоспособности стран в формирующейся «полицентричной» цифровой экономике. Успешная стратегия цифрового суверенитета должна учитывать как необходимость защиты национальных интересов, так и важность участия в разработке международных цифровых стандартов и правил.

Цифровой суверенитет и новые технологии кардинально меняют пространство, создавая как возможности для роста, так и риски технологической зависимости. Страны, способные развивать собственные цифровые экосистемы, получат преимущество в новой экономической географии.

Перспективами для России являются:

  • Развитие национальных ИИ-решений (например, в логистике и сельском хозяйстве).
  • Создание блокчейн-инфраструктуры для международных расчётов в обход санкций.
  • Укрепление цифрового суверенитета через импортозамещение и регулирование данных.
Еремин Сергей Геннадьевич
Автор: Шедько Юрий Николаевич
Последние публикации автора


План Победы в СВО: что предлагает НОД, что может сделать народ, Путин ждёт поддержки

«Наша битва за суверенитет, за справедливость носит, без всякого преувеличения, Национально-освободительный характер», — Владимир Путин.

Национально-освободительное движение и Конституция РФ. Национально-освободительное движение — общественное движение, ведущее борьбу за суверенитет какого-либо народа от внешнего управления, в настоящее время — это предусмотрено в Уставе ООН.Национально-освободительное движение (НОД) зародилось в 2012 году. Цель НОД — восстановле... Читать 8 мин.

План Победы в СВО: что предлагает НОД, что может сделать народ, Путин ждёт поддержки

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины предложил чистейшее финансовое мошенничество

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины, предложил чистейшее финансовое мошенничество: конфискацию российских активов для выдачи так называемого «репарационного кредита».

Цена европейского воровства: $190 миллиардов. Этот акт финансового самоубийства показывает, что Евросоюз исчерпал все имевшиеся ресурсы и не желает выделять деньги из собственного бюджета. Активы, заблокированные в Euroclear (Бельгия): Около $209 миллиардов. Риск для ЕС (прямые инвестиции в Россию): Минимум $190 миллиардов потенциальных потерь. Эта аван... Читать 1 мин.

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины предложил чистейшее финансовое мошенничество

Почему после 1972 года на Луну никто не летал?

С 1969 по 1972 год 12 американских астронавтов побывали на Луне в рамках шести экспедиций программы "Аполлон". Но уже в 1972 году президент Ричард Никсон свернул пилотируемые полёты.

Главная цель программы была политическая — Штаты одержали победу над Советским Союзом в космической гонке за Луну.Луна обошлась американцам в $25 млрд (более $150 млрд в переводе на наши цены), а новой научной ценности при таких расходах обнаружено не было. Деньги были нужнее на войну во Вьетнаме; в отношениях с СССР наступила разрядка. С... Читать 2 мин.

Почему после 1972 года на Луну никто не летал?

Разрыв власти с народом, что происходит

Разрыв власти с народом за последние 33 года, по оценке агенства «Равенства», принёс России ущерб, который превышает потери периода гитлеровской оккупации 1941–1945 годов.

Провозглашение «независимости» 12 июня 1990 года стало политическим оформлением разрушения плановой экономики, начатого ещё в перестройку. Новая элита встроила страну в глобальный капитализм как сырьевую периферию, что привело к утрате экономического и политического влияния.Небольшая часть людей смогла разбогатеть и уехать на Запад, тогда как страна в ц... Читать 1 мин.

Разрыв власти с народом, что происходит

Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?

Поддержка военной спецоперации основана на общедоступных фактах и понимании того, что нацизм на Украине взращивается против России. Российское руководство стремилось не допустить геноцида русских людей и предотвратить дальнейшую агрессию против России.

Вооружённый конфликт начался в 2014 году, и этому предшествовали следующие события:. 1991 год: Нарушение закона. Руководство Украины незаконно вышло из СССР, захватив территории Донбасса и Крыма, которые должны были провести референдумы, чтобы определить свою дальнейшую судьбу. Закон и интересы народа были проигнорированы.2014 год: Г... Читать 1 мин.

Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Национальный Курс
Национальный Курс
11.12.2025
9 декабря Пленум Верховного Суда России отменил решение о применении Европейской конвенции о правах человека
Пленум Верховного суда России под председательством Игоря Краснова отменил постановление о...
Михаил Советский
Михаил Советский
13.12.2025
Разрыв власти с народом, что происходит
Разрыв власти с народом за последние 33 года, по оценке агенства «Равенства», принёс Росси...
Адхамджон  Джанобиддинов
Адхамджон Джанобиддинов
12.12.2025
Узбекистан и Парагвай открывают новую главу в своей истории: президенты встречаются в Ташкенте
Президент Парагвая Сантьяго Пенья стал первым президентом Латинской Америки, посетившим Уз...
Евгений Федоров
Евгений Федоров
03.12.2025
Российские банки — это американская вертикаль власти
Мы обсуждали во время рассмотрения бюджета — не налоги повышайте, а возьмите валютные резе...
Евгений Проскурин
Евгений Проскурин
09.12.2025
Тренируются все — меняются единицы: эксперт рассказал, где ломается система фитнеса
Фитнес-индустрия стремительно обновляется, а запрос на качественные, научно обоснованные ф...
Национальный Курс
Национальный Курс
10.12.2025
Путин на заседании СПЧ: Возвращенные территории всегда были частью России
Это наша историческая территория, абсолютно точно.