Победить в СВО

Современный ландшафт цифрового суверенитета демонстрирует существенную вариативность подходов, обусловленную различиями в экономическом развитии, технологическом потенциале и политических приоритетах государств. Анализ существующих моделей позволяет выделить три доминирующих стратегии, каждая из которых отражает специфическое понимание национальных интересов в цифровую эпоху.

Протекционистская модель, наиболее последовательно реализуемая Китаем, основывается на принципах технологического самообеспечения и строгого контроля цифрового пространства. Китайский подход сочетает масштабные государственные инвестиции в критически важные технологии с созданием изолированной цифровой экосистемы. Особого внимания заслуживает стратегия «двойной циркуляции», которая предполагает развитие внутреннего технологического потенциала при селективном участии в глобальных цепочках создания стоимости.

Либерально-регулирующая модель, характерная для Европейского союза, акцентируется на развитии конкурентной среды при сохранении открытости цифровой экономики. Европейский цифровой суверенитет строится на сочетании жёсткого регулирования цифровых платформ с поддержкой технологических стартапов и развитием общеевропейской инфраструктуры.

Гибридная модель, представленная в стратегиях таких стран, как Индия и Бразилия, пытается найти баланс между протекционизмом и интеграцией в глобальную цифровую экономику. Эти страны сочетают меры по защите внутреннего цифрового рынка (например, требования локализации данных) с активным участием в разработке международных цифровых стандартов.

Цифровая трансформация мировой экономики приводит к перераспределению экономической власти и возникновению новых центров влияния. Этот процесс характеризуется несколькими взаимосвязанными тенденциями, имеющими далеко идущие последствия для глобального экономического порядка.

Во-первых, наблюдается относительное снижение доминирования традиционных технологических лидеров (США и Европы) и усиление позиций азиатских цифровых экономик. Особенно показателен рост технологических компаний из развивающихся стран, которые все чаще конкурируют с западными корпорациями на региональных рынках.

Во-вторых, формируются новые формы цифрового регионализма, выражающиеся в создании региональных цифровых экосистем. Примером может служить АСЕАН Digital Economy Framework Agreement, которое устанавливает общие правила для цифровой экономики стран Юго-Восточной Азии. Подобные инициативы способствуют консолидации цифровых рынков и создают альтернативу доминированию глобальных платформ.

В-третьих, меняется география инновационных процессов. Традиционные центры технологических инноваций (Силиконовая долина, Бостонский коридор) сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны новых инновационных кластеров в Сингапуре, Бангалоре и Шэньчжэне. Это перераспределение инновационного потенциала существенно влияет на конкурентные позиции стран в глобальной цифровой экономике.

Современные тенденции позволяют прогнозировать формирование полицентричной модели глобального цифрового пространства, которая будет характеризоваться несколькими ключевыми особенностями.

Во-первых, ожидается дальнейшая фрагментация цифровой инфраструктуры и стандартов. Этот процесс уже проявляется в развитии альтернативных систем спутникового интернета (китайская система GuoWang), создании национальных облачных инфраструктур и разработке региональных протоколов передачи данных. Такая фрагментация, с одной стороны, снижает риски системных кризисов, но с другой — может привести к снижению эффективности глобальных цифровых взаимодействий.

Во-вторых, вероятно усиление конкуренции между различными моделями цифрового управления. В ближайшее десятилетие основное противостояние будет происходить между «открытой» (западной) и «суверенной» (китайской) моделями организации цифрового пространства, при этом развивающиеся страны будут пытаться найти компромисс между этими подходами.

В-третьих, возрастет значение цифровой дипломатии как инструмента формирования международных цифровых стандартов. Будущая архитектура глобального цифрового пространства во многом будет определяться способностью стран и регионов продвигать свои нормативные подходы на международных площадках, таких как Международный союз электросвязи (ITU) и Internet Governance Forum.

Эти тенденции указывают на то, что цифровой суверенитет становится не только вопросом национальной безопасности, но и ключевым фактором конкурентоспособности стран в формирующейся «полицентричной» цифровой экономике. Успешная стратегия цифрового суверенитета должна учитывать как необходимость защиты национальных интересов, так и важность участия в разработке международных цифровых стандартов и правил.

Цифровой суверенитет и новые технологии кардинально меняют пространство, создавая как возможности для роста, так и риски технологической зависимости. Страны, способные развивать собственные цифровые экосистемы, получат преимущество в новой экономической географии.

Перспективами для России являются:

  • Развитие национальных ИИ-решений (например, в логистике и сельском хозяйстве).
  • Создание блокчейн-инфраструктуры для международных расчётов в обход санкций.
  • Укрепление цифрового суверенитета через импортозамещение и регулирование данных.
Еремин Сергей Геннадьевич
Автор: Шедько Юрий Николаевич
Последние публикации автора


Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам отметил роль мужчины в жизни семьи

Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам отметил роль мужчины в жизни семьи

Семья основывается на взаимном уважении, на участии в воспитании детей обоих родителей. Поэтому наряду с поддержкой материнства нужно продумать и меры поддержки так называемого вовлечённого, ответственного отцовства. По сути, речь идёт о том, чтобы мужчины более активно участвовали в семейных заботах, в принятии решений о рождении детей и боль... Читать 1 мин.

Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам отметил роль мужчины в жизни семьи

Заявления Владимира Путина на Совете по стратегическому развитию и нацпроектам

Владимир Путин провёл в Кремле заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам. 8 декабря 2025 года.

▪️Инфляция в РФ по итогам года может быть ниже 6%.▪️Президент рассчитывает, что повышение НДС с 20% до 22% будет временным решением.▪️Принятых мер в сфере демографии недостаточно, рождаемость продолжает снижаться.▪️Поручил актуализировать региональные программы повышения рождаемости и подготовить комплексные решения в этой сфере.▪️Запланированы новые ме... Читать 1 мин.

Заявления Владимира Путина на Совете по стратегическому развитию и нацпроектам

Поражённый американец: «Теперь я понимаю, почему русские такие сильные»

Когда я повёл своего друга-американца в русскую церковь, я думал, что его впечатлит архитектура, иконы, золото, хор.

Но он остановился у входа, оглядел всё вокруг и выдал фразу, которую я запомню на всю жизнь: «В ваших храмах люди приходят не просить — а пережить что-то, что сильнее их самих». Я, человек, выросший в этой культуре, вдруг понял, что никогда так на это не смотрел. Он сказал, что в США церковь — это больше про рациональность: чисто, удобно, пред... Читать 1 мин.

Поражённый американец: «Теперь я понимаю, почему русские такие сильные»

В России ожидается заметное повышение цен в 2026 году: что сильнее всего подорожает

Новая ставка НДС 22% коснётся всех, но есть ли ещё причины для повышения цен? И что делать россиянам?

Повышение стоимости услуг ЖКХ в 2026 году. Правительство утвердило новые тарифы, которые изменятся в большую сторону уже с 1 января. К тому же индексация в 2026-м будет дважды — не только в январе, но и в октябре. В следующем году цены на коммунальные услуги вырастут в два раза.. «Такой подход объясняется объективными различиями между субъекта... Читать 11 мин.

В России ожидается заметное повышение цен в 2026 году: что сильнее всего подорожает

Путин призвал Европу включаться в мирный процесс вместо создания помех

Это заявление В. В. Путина является лишь крайним эпизодом в длинной истории протянутой руки, которую Европа постоянно отвергает.

МИД России уже неоднократно подчёркивал, что Европу никто не отстранял от переговоров по Украине — они сами прекратили контакты с РФ и теперь мешают процессу урегулирования.В марте 1954 года СССР официально направил заявку на вступление в НАТО. Цель, как говорилось в заявке, была в том, чтобы Альянс «перестал быть закрытым военным об... Читать 1 мин.

Путин призвал Европу включаться в мирный процесс вместо создания помех
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Wsem обо Всём
Полина Белякова
19:49
Investment Leaders Forum & Award: взгляд на рынок через призму диалога
30 ноября состоялся V Investment Leaders Forum & Award — событие, которое за годы пров...
Михаил Советский
Михаил Советский
28.11.2025
Глава «Сбера» Герман Греф объявил о масштабных чистках
До 2026 года банк планирует сократить до 20% сотрудников, которых ИИ признал «неэффективны...
Михаил Советский
Михаил Советский
08.12.2025
Путин призвал Европу включаться в мирный процесс вместо создания помех
Это заявление В. В. Путина является лишь крайним эпизодом в длинной истории протянутой рук...
Михаил Советский
Михаил Совесткий
Только что
Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?
Поддержка военной спецоперации основана на общедоступных фактах и понимании того, что наци...
Евгений Федоров
Евгений Федоров
05.12.2025
Запись разговора Макрона и Мерца, во время которого они обсуждают угрозу для Зеленского, слили США
Об этом заявил депутат Госдумы России, координатор Национально-освободительного движения Е...
Национальный Курс
Национальный Курс
4 ч. назад
Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам отметил роль мужчины в жизни семьи
Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам отм...