Top.Mail.Ru
Победить в СВО

Так или иначе, существование крестьянина, его миссия по спасению царя и гибель остаются предметами споров. Общественный интерес  к личности Сусанина никогда не утихал, наоборот, открыто вмешивался в историческую науку. 

Иван Сусанин

Иван Сусанин — известный крепостной Шестовых, которого пытали поляки, несмотря на это, крестьянин не выдал местонахождение Михаила Романова и его матери. 

Сусанинское деяние увековечили в опере. Самым «веским» подтверждением подвига остаётся, по сей день, Жалованная (Обельная) грамота царя Михаила Федоровича зятю Ивана Сусанина Богдану Собинину (1619 год) [1], которая, по мнению медиевиста В.Д. Назарова, содержит мифологический характер [2]. 

В сентябре 1619 г. царь съездил в Кострому, за несколько дней до этого посетил Домнино, грамота написана в ноябре. Насколько его личность была аутентичной?

В 1862 г.  в номере журнала «Отечественные записки» была опубликована статья Н.И. Костомарова «Иван Сусанин». Историк не подвергал сомнению существование своего героя, но его героизм Костомаров считал выдумкой. Николай Иванович подвергся критике со стороны политических кругов [3].  

В 2001 г. губернатор Костромской области, Виктор Шершунов, одобрил и профинансировал “Программу исследования памятных мест, связанных с именем Ивана Сусанина”. Археологические исследования комитета по охране и использованию историко-культурного наследия администрации Костромской области совместно с ОГУ “Наследие” прошли в деревне Деревенька, селе Исупово, на Исуповском селище, Исуповском некрополе, Прискоковском некрополе. Раскопки на Исуповском некрополе прошли (под руководством А.В. Новикова); была предоставлена фиксация описаний, чертежей и фотографий в отчёте. Останки идентифицировали, конкретно, как принадлежавшие Ивану Осиповичу Сусанину. Археологи установили, что Сусанина похоронили на Исуповском некрополе [4] .  

Однако так ли это действительно?

Позже, в 2004 г. все издания, каналы проинформировали, что отыскались кости и крест крестьянина-спасителя под Костромой, тогда туда же прибыл на заседание Госсовета Президент РФ В.В. Путин. В том же году решалась судьба новой праздничной даты — 4 ноября как Дня народного единства. 

Где родился Иван Сусанин

Что история знает о царском спасителе? Деревнище или Деревенька принимается за место рождения И. Сусанина, жил же он в Домнино. К тому же в Деревнище проживали его дочь Антонида с супругом  Богданом Сабининым. Крестьян звали несколько уменьшительным прозвищем. Предания именуют отцом Ивана — Осипа (Иосифа), Сусанна — женское имя; возможно, Сусанин рос без отца, ведь в той же Жалованной грамоте 1619 г. его упоминают без отчества. 

Протоиерей А. Домнинский (его отец, Евсевий, исполнял обязанности священника во времена Сусанина) оправдал, что Иван мог быть  как старостой домнинской вотчины, так и бурмистром. Иван Сусанин являлся крепостным Шестовых. Если верить  «Правде о Сусанине» А. Домнинского, в начале XVII века спаситель будущей династии ютился при барской усадьбе. Протоиерей писал, что гибель крестьянина случилась осенью 1612 года из-за местного климата.

Иван Сусанин: подвиг

Ряд версий его жизни и погибели пребывают в культурной памяти. Один из самых шаблонных  вариантов смерти героя — Исуповское болото, в том числе и для Домнинского. В болото были заведены поляки, однако непонятно погиб ли только Сусанин или поляки тоже? Что об этом общеизвестно? Такая версия носит больше фольклорный характер. 

Камень на месте предполагаемой гибели Ивана Сусанина

В 1731 г.  И.Л. Собинин, правнук Сусанина, написал прошение о подтверждении льгот для наследников, адресованное  Анне Иоанновне, где говорилось: «В прошлом во 121 году (1613) приходил из Москвы из осад на Кострому блаженныя и вечныя достойныя памяти великий Государь Царь и великий князь Михайло Федорович, с матерью своею великою государынею инокинею Марфою Ивановною … в то время прадед ево онаго села Домнина крестьянин Иван Сусанин взят оными Польскими людьми... оной прадед его от села Домнина отвел и про него великого Государя не сказал и зато оне в селе Исупове прадеда ево пытали разными немерными пытками и посадя на столб изрубили в мелкие части...» [5] — фигурирует как место смерти село Исупово. Историк В.А. Самарянов поддерживал эту трактовку.

Место гибели Ивана Сусанина

Историк Н.А. Зонтиков предлагал два варианта нахождения  могилы Сусанина - Ипатьевский монастырь и село Домнино, версия об Исупово же им не воспринималась серьёзно [6]. Тем не менее, Ипатьевский монастырь в качестве предполагаемого места могилы отклонялось почти всеми исследователями. Воскресенская церковь оказалась религиозным центром прихода для селян в Домнино и в Деревнище. Априори, если герой-мученик не утонул в болоте, его следовало бы похоронить на кладбище церкви, что и узнаём от А. Домнинского, к сожалению, только на уровне слухов: «Сусанин погребен под церковию... Это я слышал от домнинских крестьян, кои содружны были с моим родителем». 

Крест на предполагаемой могиле Ивана Сусанина

В 1897 г. на заседании Костромской губернской ученой архивной комиссии председатель Н. Н. Селифонтов доложил: «В настоящее время в распоряжении комиссии  имеется официальный рапорт благочинного священника 4-го Буевского округа отца Василия Семеновского Его Преосвященству епискому нашему Виссариону, от 8 июня 1896 г., за № 112, из которого видно, что «по ходячим в народе слухам предание сходится к тому единству, что Сусанин похоронен при тогда бывшей деревянной церкви села Домнина, но могила и самое ее место в народном предании изгладилось (стёрлось). Большинство, — говорит далее отец благочинный — в числе коего главный с. Домнина старожил крестьянин Дмитрий Марков, имеющий от роду более 75 лет, уверяют, что (как слыхал от своего отца и тёток, старших отца) могила Сусанина должна быть на том месте, где была прежняя деревянная церковь, которая за ветхостью уничтожена, а настоящая каменная церковь на несколько сажен отдалена прежней деревянной; на могиле, будто, была плита с надписью, но оная плита между другими каменьями, находившимися на могилах, по недостатку камней для бута, при постройке каменной церкви, употреблена на бут» [7].

Всё же вернёмся в XXI век, т.е. к археологическому изучению. В «Аннотации результатов, проведенных археологических и судебно-медицинских исследований по идентификации останков Ивана Сусанина» [8], которая составлена археологом и заместителем начальника департамента культурного наследия  и туризма Костромской области С.И. Алексеевым, высказываются результаты трёхлетней работы на  отведённом захоронении. Отчёт о раскопках: о найденных нательных крестиках, о количестве эксгумированных останков (около 400), рассказ о квадрате Д-1, где есть «вторичное захоронение (перезахоронение 13а за 2002 г. — возможное погребение Сусанина), представленное группой трубчатых костей и черепной коробкой». По аннотации, стратиграфические показания относят находки к концу XVI в. и середине XVII в., они не подвергались перезахоронению. Во многом, вопросы, которые сформулировали специалисты, поставили всё и вся в бессмысленное положение.

Фото с места раскопок. С сайта:https://кострома100.рф/korobov/archeologicaldig

Российские учёные А. Е. Петров, Л. А. Беляев и А. П. Бужилова разобрали и сопоставили итоги археологической работы, т.е. неверное истолкование. Они установили, что «Аннотация…» расходится с более ранним «Отчётом о раскопках... 2002 г.» (Ф. Р-1. Ед. хр. № 23084) [9], а идентифицировать останки с именем Сусанина — суждение ложное. В «Отчёте…» не упоминается некий «деревянный реликварий», а в «Аннотации» он есть, где, предположительно, во второй раз захоронили кости Сусанина. Нет в «Отчёте…» и погребения 13а; вполне вероятно, номер присвоили позже при обработке. Зато есть просто №13 к нему прикреплены два скелета: детский (ребёнок 7-8 л.) и костяк взрослого человека (30-35 л.), останки не сопоставляются с Сусаниным. По «Отчёту…», лишь по фрагментам крестика-тельника удалось установить хронологическое соотношение. В «Аннотации…» сказано, что череп из захоронения 13а повреждён, в «Отчёте…»  же нет и речи о поломках черепов в этом секторе. Есть подозрения, что кости и череп признавались за двумя разными людьми.

Криминалист В.Н. Звягин провёл анализ черепа, но аргументы в пользу его принадлежности Сусанину невесомы. Он не исключил шанс, что костные останки реально идентифицировать с Иваном, хотя такая же вероятность, что они относились к другому человеку: «Костные останки из реликвария 13а принадлежали мужчине восточно-балтийского антропологического типа в возрасте 45-50 лет с длиной тела 164 ± 2 см» [10]. А. Е. Петров, Л. А. Беляев и А. П. Бужилова разгромили все доводы об идентификации.

 

На мой взгляд, заключение Института археологии РАН, сделанное по запросу Министерства культуры России в 2006 г., подчёркивает, что предоставленных сведений мало для признания найденных останков за Иваном Сусаниным. Кроме прочего, в сентябре 2007 г. прошёл круглый стол «Фальсификации источников и национальные истории» в Москве, где подтвердилось сказанное суждение. 

Итак, нахождение могилы Ивана Сусанина на сегодняшний день не определенно, многие источники по заданной теме вызывают вопросы. Тяжело, вообще, поверить, что с высокой точностью останки вычислили из такого количества захоронений. В «Аннотации по идентификации останков» без затруднения закрепили за крепостным неясное отчество Осипович

Таким образом, вопрос могилы Ивана Сусанины, по-прежнему, открыт, а его образ воплощён в размере национальной идеи. 

Приложение 1

Жалованная грамота царя Михаила Федоровича зятю Ивана Сусанина Богдану Собинину, 1619 год:

  • «Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом  (7121 год от Сотв. Мира, т.е. 1613 от Р.Х. —Авт.) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти. И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (1619) ноября в 30 день».

Список источников и литературы

Источники.

  1. Домнинский А. «Правда о Сусанине» (свод местных преданий) // Русский архив. — 1871. — № 2.
  2. Жалованная грамота царя Михаила Федоровича зятю Ивана Сусанина Богдану Собинину, 1619 г. // Собрание государственных грамот и договоров. М., 1882. Ч. 3. С. 214—215

Литература. 

  1. Зонтиков Н.А. Иван Сусанин: легенды и действительность. Кострома. 1997. – С. 352
  2. Костомаров Н. И. Иван Сусанин (Историческое исследование) // «Отечественные записки», 1862.
  3. Новиков А.В. Отчёты о раскопках в 2002-2004 гг. // Архив И А РАН. Ф. Р-1. Ед. хр. № 23084, 24880-24882.
  4. Петров А. Е., Беляев Л. А., Бужилова А. П. Между наукой и областной администрацией: опыт фальсификации останков Ивана Сусанина с помощью заданной интерпретации археологических и судебно-криминалистических исследований // Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов, М.: Институт археологии РАН, 2011. — С. 247—267.
  5. Самарянов В.А. Памяти Ивана Сусанина. Рязань, 1884. С.118
     

[1] Приложение 1.

[2] Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов, 2011. С.338

[3] Собрание сочинений Н.И. Костомарова в 8 книгах, 21 т. Исторические монографии и исследования. СПб., Типография М.М.Стасюлевича, 1903. Книга 1. Т. 1. Иван Сусанин С. 265-280. (http://dugward.ru/library/kostomarov/kostomarov_ivan_susanin.html)

[4] Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов, 2011. С.262

[5] Самарянов В.А. Памяти Ивана Сусанина. Рязань, 1884. С.77

[6] Зонтиков Н.А. Иван Сусанин: легенды и действительность. Кострома. 1997. С. 70-82

[7]www.chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/god_rossiiskoy_istorii/400__let_podvigu_ivana_susanina/ivan_susanin

[8] Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов, 2011//  Под ред. А. Е. Петрова, В. А. Шнирельмана, В. А. Тишкова, П. Ю. Уварова.

[9] Новиков А.В. Отчёты о раскопках в 2002-2004 гг. // Архив И А РАН. Ф. Р-1. Ед.

хр. № 23084, 24880-24882.

[10] Заключение медико-криминалистической экспертизы, 2006 г. // Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов, 2011

Wsem обо Всём
Автор: А.А. Портка
Последние публикации автора


ВСУ в Курской области: хроника и последствия атаки Украины на Курск

6.08.24 г. ВСУ перешли границу Российской Федерации и, смяв сопротивление пограничников, углубились в Курскую область, по пути расстреливая мирных жителей, разрушая дома и гражданские объекты. Последние новости на 15 сентября в конце статьи. Российские войска начали наступление в отдельных районах Курской области.

Немного истории.  Топоним «Курск» ассоциируется у россиян с трагедией и беспечной халатностью, приведшей к многочисленным жертвам.  12 августа 2002 года в рамках обычных учений произошла трагедия с атомной подводной лодкой К-141 «Курск», названной в честь победы на Курской дуге во время Великой Отечественной войны.  Погибло 118 человек, к... Читать 50 мин.

ВСУ в Курской области: хроника и последствия атаки Украины на Курск

Ядерный удар по США может стать реальностью

КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН (с) Марк Порций Катон

Все мы очень любим периодически гордо бить себя пяткой в грудь и называть нашу страну великой ядерной державой. Формально, это заявление действительности вполне соответствует. По информации Стокгольмского института исследования проблем мира, в январе 2023-го года в распоряжении Российской Федерации имелось порядка 4,500 ядерных боеголовок, в то вре... Читать 8 мин.

Ядерный удар по США может стать реальностью
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!