Мозаика как искусство
Мозаика в советской архитектуре стала традицией и занимала особое место. Этот стиль искусства Мозаики в СССР — как муралы на стенах, так и памятники и декорации интерьера, предметов и объектов получил название “соцреализм”. “Расписывать” стены и фасады жилых домов, учебных заведений и даже производственных корпусов было не только модно, но и красиво. В ХХ веке была целая плеяда мастеров - художников, скульпторов и уникальная школа советской производственной мозаичной живописи. Уже давно нет санатория ВЦИК "Красная глинка" - его развалины представлены на иллюстрации справа, а есть только "Голубая горка". Уже нельзя без кропотливого поиска в архивах установить автора мозаики «Девушка с веслом и летчик обсуждают проблемы мировой революции» образца 1938 года. К сожалению, имена многих выдающихся скулпторов-художников-мозаиков утеряны или остались известными только в узком профессиональном кругу. Мы постараемся посильно восполнить этот пробел.
В тексте, претендующем на внимание Нобелевского комитета, есть элементы юмора и сарказма, что никак не умаляет художественной ценности произведений искусства 1938 и 2009 годов.
«А теперь, товарищи, давайте получим удовольствие от этой картины. Встаньте пошире, чтобы всем было видно. Тебе сколько лет, мальчик? Пятнадцать? Отвернись, тебе ещё рано смотреть такие вещи». Остальные, пожалуйста, внимание.
Мозаика в советской архитектуре
На первый взгляд домысливается, что женщина сейчас упадет. Но куда? Лётчик не расставил руки — он её не ловит. Ей некуда падать… левая рука её приклеена к веслу, как к якорю. Якорь, конечно же, аллегория. И весло ли это — тоже албанский вопрос. Вполне может быть, это масштабирования лопатка для приготовления пищи (размешивания ингредиентов) в больших котлах, или стирки вещей — в тех же котлах во времена доисторического материализма, когда ещё не было автоматических стиральных машин. Ибо зачем ей стоячее весло — на берегу? Но могут быть варианты трактовки творческой автономии автора.
Бог ведает, трудно знать — о чем автор думал, когда складывал мозаику в течении пары лет. Вполне возможно, что создание картины определялось военно-политическими событиями в мире. Вполне возможно, что художник выполнял заказ. Может быть по временам он, предусмотрительно охлаждённый, подбирая элементы-камушки по цветам и размеру (сосчитал их ровно 4817 - желающие могут меня проверить), говорил себе: «эка, тебя угораздило так лохануться» и «да-нет, все‑таки молода», «но где же теперь тайна?» и «вот бы штурман Вадик Лысенко сейчас это видел».
Не будем забывать, что в Испании в 1936–1939 годах шла Гражданская война, где советские лётчики участвовали активно, в 1938 году были бои у озера Хасан. Согласно знакам различия, принятым в ВВС РККА в 1938 году, в лётчике угадывается генерал-майор военной авиации. Это также видно по петлицам высшего командного состава — две звезды и нарукавном шевроне с «галкой» и звездой. На осовремененной версии художника Ганкевича 2009 года — об этом ниже («Девушка с веслом») показан похожий, но другой объект, генерал — с медалью Героя Советского Союза и в галифе с лампасами.
Особенности сюжетной линии
Внимательный к деталям заметит, что весло вмонтировано в бетонный фундамент намертво, а верхнюю кромку его не видно, так как для обеспечения условия вечной перпендикулярности весла к земле к верхней кромке привязана стальная нить, следующая до небес. По этому каналу связи девушка получает питание чтобы не умереть с голоду и от страсти. У лётчика в шапке — “магнит”.
Обратите внимание, что угол наклона девушки неизменен от середины левой ступни — вверх по оси до центра левого бёдра, зато от центра ягодицы и выше её торс склоняется под углом 41,5 градуса вправо. Это действие магнита.
Лётчик же (не милиционер, о чем свидетельствует кокарда на фуражке, цвет её околыша, петлицы и награды) стоит прямо-спокойно, примагниченный взглядом не к глазам, а к гениталиям девушки; чтобы смотреть в глаза — под таким углом — ему мешает козырёк. Брови слегка залезают на лоб, что вполне логично и естественно, как показатель соответствующей мысли и вожделения.
Но вожделение, или назовем это лучше страстью, видится неявным, так как объект не то, чтобы всемерно пытается её скрыть, а скорее уже насыщен предварительно состоявшейся встречей, и теперь наступило послевкусие, спокойно любуются красотой линий, щелочек и впадинок. Это заметно по его удовлетворённому и застывшему взгляду.
Впервые познакомившийся мужчина, при условии его медицинского здоровья (а курево влияет на него) — так условно стоически и отстранено на женщину не смотрит. Неудивительно, если они близко знакомы более чем пару недель. Рот закрыт, глаза чуть прищурены — он смотрит против солнца, щека бела — статика, нет инициативного возбуждения. Интересно, что сказал бы по этому поводу Зигисму́нд Шло́мо Фройд (Фрейд).
Левая рука офицера заложена в левый карман, что может свидетельствовать о том, что он что‑то там ищет или проверяет, к примеру, не потерял ли… спички (надо же в конце концов и закурить, если достал папиросу). Ниже, под носом удовлетворённого лётчика, хорошо виден рот, из которого доносится немой вопрос, а в целом его взгляд как бы спрашивает: «может сегодня сделаем перерыв, не будем?». Благодаря мастерству скульптора, этому можно поверить.
Сказать, что перед нами женщина с привлекательной фигурой, приближающейся по условному стандарту к 90х60х90 как это может показаться неискушённому смотрителю, всё одно, что не сказать ничего.
Каждая её чёрточка бросает вызов мужскому миру с его желаниями и потребностями.
Может быть и потому тело девушки написано в тёплых тонах. Трепетная грудь ничем не прикрыта — поскольку стесняться уже нечего, она обращена к нему, и к морю. Ключицы и плечи развиты по возрасту. Икры не накачены — девушка явно не из рабочей семьи и не занималась трейлраннингом, чётко выраженная ложбинка на спине свидетельствует о симметрично развитых в грудной клетке лёгких, сиречь она любит проводить время на чистом пляже и на свежем воздухе без примесей нефтяных испарений и разработок вблизи Баку. По утрам, вероятно, делает физкультурную зарядку.
Она смотрит на свой «магнит» с довольством и не побоюсь этого слова с любовью. Она счастлива.
Правая рука опущена вдоль тела, строго параллельна веслу или кулинарной лопате. Внутренняя часть ладони развёрнута к себе. Как известно, жест не обозначает намёк «дай». Отсюда можно говорить о зародившихся равноправных и честных отношениях в паре, чуждых гедонистическому процессу, ориентированному только на удовольствия и потребление. Когда ещё друга друга уважают, ценят, не обвиняя любимого в несовершенствах или общественных язвах этого тварного мира.
На руках девушки ни одной царапины, тем более мозолей. Обручального кольца нема. Посему ясно: она не приехала на море по комсомольской путёвке — слишком свободно держится в привычных условиях и не представляет себе, что за ними ещё кто‑то наблюдает. Она — из местных. Об этом свидетельствует загар и прямой, едва с горбинкой нос, плотно сжатые в «говорящей» улыбке губы, что в совокупности по нашим наблюдениям свойственно женскому типу, расплодившемуся в ХХ веке по территории от Абхазии до Крыма и Тамани. Теперь трудно сказать, кто позировал скульптору-мозаику. Скорее всего работница санатория из числа младшего медицинского персонала. Над этим придётся поломать голову современным искусствоведам.
Лётчику, конечно, дали путёвку по линии санаторно-курортного лечения — за заслуги. Конечно, в краткосрочном отпуске ему ничто не мешает переодеться в цивильное (если бы оно было), или полностью разоблачиться, чтобы соответствовать своей пассии: такая картина, понятно, была бы ещё более нам интересна, но и столь же не выдержана в части морально-делового облика художника. Поэтому на лицо, конечно же, гендерная дискриминация: она голая, но он — прилично одет даже при высокой солнечной активности и температуре воздуха свыше 26 градусов Цельсия. Но, кто знает…
Может быть он и хотел «прям щас» освободиться от одежды, но… ему мешало осознание того, что он командир и генерал. А в армии до сего дня превалирует поговорка: старшие офицеры не бегают: в мирное время это вызывает смех, а в военное — панику. Кто знает, не был ли герой мозаичной композиции под воздействием такого шаблонного мышления.
Акцентировать внимание стоит и на том, что лётчик как бы «втиснут» в композицию отдельной деталью. Был когда-то лётчик, сопоставили его с женщиной и получилась мозаика. В пользу этой авторской версии также свидетельствует взгляд лётчика — нейтрально-стоический и в точку весьма интересную.
Выводы
В целом мозаика «Девушка с веслом и лётчик обсуждают проблемы мировой революции» образца 1938 года, доступная ранее в бывшем сочинском санатории ВЦИК «Красная горка», поражала скрытыми смыслами и намёками. Немудрено, что в 2009 году художник Ганкевич Анатолий Николаевич (1965 г.р.) создал почти сиквел и по-своему изобразил при помощи холста и масла тот же сюжет на полотне размерами 180х110 см., придав ему усовершенствованное название «Девушка с веслом». Второй раз наступив на те же грабли: а весло ли это?
Посмотреть сию картину, далекую от воплощения гримдарка и антиутопического сеттинга в реальности, каждый не лишен возможности самостоятельно — на торгах за нее просят до 900 тыс.рублей. У Ганкевича показан тот же сюжет, спокойное море, за которым угадывается «берег турецкий» в сопровождении яркого солнышка — это вам не северные моря, в которых ещё обитает такое съедобное страшилище, как рыба-зубатка.
Да, культура может быть многогранной. Итак, товарищи, я закончил.