Профориентация молодёжи — одно из важнейших направлений молодёжной политики, от эффективности реализации которого во многом зависит, с одной стороны, успешность жизненных стратегий молодых людей, а с другой, кадровое обеспечение экономики.
Базовый в этом отношении Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации» от 30,12,2020 № 489-ФЗ специального регулирования правоотношений в части профориентации не содержит, если не считать того, что среди направлений молодёжной политики обозначено «…содействие трудоустройству молодых граждан, в том числе посредством студенческих отрядов, профессиональному развитию молодых специалистов и молодых работников».
Правовое регулирование профориентации представлено в международном опыте. Так, в Дании в 2003 году был принят закон «О содействии [молодёжи] в выборе образования и будущей профессии», призванный обеспечивать баланс между профессиональным выбором индивида и потребностями рынка труда. Субъектами профориентации стали выступать не школы и колледжи, а специальные региональные и муниципальные центры, тесно взаимодействующие с работодателями.
Наряду с международным опытом, ценность для совершенствования федерального законодательства по части профориентации представляет региональная правовая база.
Так, областной закон «О профессиональной ориентации и содействии трудоустройству молодёжи в Архангельской области» не только обозначает субъектов профориентации и задает её цели и направления, но и содержит конкретный механизм выплаты компенсации работодателям, сохраняющим действующие и (или) создающим новые рабочие места для молодёжи.
Также позитивным примером является Закон «О государственной молодёжной политике Красноярского края», предусматривающий, что региональные органы исполнительной власти содействуют общественным объединениям в реализации проектов и мероприятий по трудовому воспитанию обучающихся, создают центры консультирования по вопросам выбора профессии, ведут базу данных о вузах и организациях СПО.
Итак, отработка правового регулирования профориентации молодёжи с учётом международного и регионального опыта позволит создать целостную систему воспроизводства кадрового потенциала.







