Если с 1990-х годов, да и в советский период, миграционный поток был направлен из СССР и России в страны Запада, и люди уезжали в поисках более высокого уровня материального благосостояния, то сегодня ситуация начала меняться. Социально-экономическая ситуация в Европе оставляет желать лучшего, массовый приток мигрантов с Ближнего Востока создает угрозу общественной безопасности, а в духовной сфере активно насаждаются псевдо- и, скорее, антиценности. В этой ситуации отдельные думающие люди, в особенности родители, начинают задумываться о смене места проживания, и их взор иногда падает на Россию.
В России же после трех десятилетий идеологического вакуума наконец-то определена мировоззренческая позиция, закрепленная Указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09,11,2022 №809. И хотя на данный момент целый ряд проблем в этой сфере ещё сохраняется (нет чётко выстроенной культурной политики, не в полной мере обеспечена гармония между обучением и воспитанием в системе образования), сами по себе выбранные страной ценностные приоритеты служат точкой притяжения для определённых целевых групп мигрантов из стран Запада.
Если начался стихийный процесс, очевидно, что если этим управлять, страна получит неоспоримые преимущества. На этот счет можно дать следующие рекомендации.
1. Миграционная политика в принципе должна быть избирательной и сегментированной, и подход в отношении переселенцев из Европы должен отличаться, например, от подходов к трудовым мигрантам из Средней Азии и беженцам из зоны боевых действий на территории Украины.
2. В рамках поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (в Федеральном законе от 12,01,1996 № 7-ФЗ это направление «социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов») следует выделять гранты НКО, работающим с данной категорией мигрантов.
3. Силами НКО можно создавать «сети взаимного обмена и доверия», чтобы мигранты имели возможность, с одной стороны, получать различные формы поддержки, а с другой, направлять свой потенциал на содействие развитию нашей страны.
4. Силами НКО целесообразно собирать информацию об интеллектуальном потенциале и профессиональных навыках мигрантов, с одной стороны, и потребностях наших критически важных отраслей в высококвалифицированных специалистах, с другой. В данном случае такой сегмент мигрантов будет рассматриваться как драйвер политики импортозамещения и инновационного развития.
5. Можно предложить таким мигрантам экополис в качестве формы расселения. Это позволит им обеспечить комфортную жизнь, пользуясь городскими благами и в то же время проживания в благоприятной экосреде, а нам — развитие депрессивных территорий. В экополисах можно создавать сети кооперации и таким образом обеспечивать устойчивость материального положения.
Конечно, сегодня речь не идет о массовом потоке мигрантов из европейских стран, однако даже точечная ценностная миграция может принести пользу нашей стране, если ею эффективно управлять.







