Последний альбом Оксимирона (в миру – Мирон Федоров) датирован 2015 годом. Поклонники 6 лет ждали, чтобы 1 декабря затаить дыхание и дождаться обещанного альбома. Многие потеряли терпение и разразились гневной тирадой, но ближе к полуночи все медиапространство взорвалось. "ВЫШЕЛ!!!" – радостно кричали фанаты в соцсетях, начиная от Твиттера и заканчивая репостами ВКонтакте.
Сказать, что это самое громкое возвращение уходящего года – значит, не сказать ничего. Как выглядит новый альбом Оксимирона? Почему ждали именно его? Какие темы он затронул и удалось ли ему снова перевернуть игру? Давайте разбираться.
Концепция, темы, тексты нового альбома Оксимирона “Красота и уродство”
Альбом получил название "Красота и Уродство", включивший в себя 22 трека, а также загадочную обложку. Она, кстати, вызывает не только вопросы, но и удивление: ее нарисовал лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков, о чем гласит надпись «Art Cover by Boris Grebenshchikov» с трек-листа альбома.
Что самое интересное – музыкант не стал указывать участников гостевых куплетов, но стало известно, что в записи треков поучаствовали такие артисты, как Дельфин («Чувствую»), Тося Чайкина («Мы все умрем»), Аигел («Намешано»), ATL и Игла («Грязь»).
Релиз открывается и закрывается детским пением (который похож на голос Монеточки, но это не точно) – задумка реализована интересно. Здесь также есть как треки на политическую тему, так и философские баллады и рассуждения о рэпе и культуре – Федоров попытался угодить разношерстным слушателям. Что же до всего остального?
1. Никогда такого не было, и вот опять – большинство песен посвящены самому Мирону. Казалось бы, чему тут удивляться, но в треке «Празднуй» он будто воспевает свой эгоцентризм. Но есть и другие примеры.
«Улет», на первый взгляд, кажется откровенным треком, рассказывающий об абьюзе и тиранстве в отношениях, но на деле это песня, посвященная собственному телу; в композиции «Эминем» исполнитель проводит параллель с Маршаллом. Оно неудивительно, ведь российские СМИ в свое время часто сравнивали рэпера с американским "коллегой по цеху".
Да и все композиции Мирона можно разделить на 2 части: те, в которых он занимается самобичеванием, и те, где он разносит в пух и прах всех с крайней самоуверенностью. И надо признаться, что треки из второй части звучат не только живее и злее, но еще откровенно и честно.
2. Обилие неймдроппинга (упоминания важных имен), начиная от Эминема и других мастодонтов рэпа/хип-хопа и заканчивая упоминаниями Лукашенко и Екатерины Шульман. Также не обошлось без «актуалочек»: иноагенты, слежка, майоры и все остальное. Режет ли это слух и привлекает внимание? Очевидно, да!
3. Оксимирона не было слышно 6 лет, и приоритеты за это время в русском рэпе очень сильно поменялись. Встает резонный вопрос: как вечно заморачивающийся над текстами рэпер будет конкурировать с теми, кому на них плевать? Спойлер: никак!
Мирон идет своей дорогой, и выкладывает альбом в нерелизный день, практически в полночь. Он делает альбом, который невозможно понять с первого раза и послушать без перерывов, но все равно его делает! Потому что знает, что его послушают в любом случае.
Потому что его альбом ждали больше других.
Цитаты, пасхалки, отсылки в альбоме Оксимирона “Красота и уродство”
Оксимирон славится своими заумными текстами и закрученными рифмами, которые без словаря и Гугла сходу не разберешь – это всем давно известно. Так какие же есть отсылки и пасхалки в новой работе рэпера, и что еще нужно о ней знать?
1. "Красота и Уродство" является самым длинным релизом в музыкальной карьере Оксимирона. Его длительность составила 1:07:05, что на две минуты дольше по сравнению с третьим микстейпом «Смутное время», который вышел несколько недель назад.
2. Трек "Кто убил Марка?" стал своеобразной психологической исповедью. В данной работе темы принятия себя и разборок с внутренними проблемами становятся одними из главных, о чем гласит следующая строчка:
«Альбом не прозрение в духе Yeezus'а.
Но, парни, мастер-класс по тому, как выйти из кризиса».
3. Оксимирон отсутствовал шесть лет, но судя по тому, что в треках он продолжает "стегать" рэп-индустрию, был в курсе происходящего:
- «Я возвращаю село в слово «Барселона», – это ответка рэперу Кизару, который назвал возвращение Мирона колхозным.
- «Я возвращаю рифмы и панчи в «Рифмы и панчи», – отсылка на самый популярный паблик про рэп и не только.
4. В треке «Лифт» Федоров рассказывает о детстве в Германии и обращается к себе как к Мифу (первый рэп-псевдоним): «Вдали от дома тянет назад берлога», «Стыд за семейку, с сыном затюканным, гиперопеку с милым сюсюканьем», «Кругом славянские носы, пацанские азы».
5. Рэпер не стесняется еврейства, и постоянно его подчеркивает, делая следующие отсылки: Агент 7/40, «По Бабелю, я полтора жида», МС Биробиджан, «Маленький еврей в черном жанре – Боб Дилан», «Спайдер Иерусалим», мазл тов.
6. Помимо "стегания" рэперов, в текстах присутствуют имена людей политики, таких как Дугин, Шульман, Назарбаев, Лукашенко, Путин, Познер, Азат Мифтахов, Меркель; а трек «Нон-фикшн» – это вообще своеобразный стеб над теориями заговора, выражающийся в строках: «Высадка на Луне была, а в Нормандии нет», «В Арктике спец-службы строят подземные города».
Немного подробнее разберем последний пункт.
Оксимирон проехался по власти в альбоме “Красота и уродство”?
В последнее время рэперы попадают под раздачу за пропаганду наркотиков в своих текстах. Буквально на днях зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко заявила, что всем придется «отвечать за свои слова». Исключениями из правил стали Баста и Оксимирон, которые, по ее мнению, «поют о другом».
И если Баста не был замечен ни на митингах, ни в других делах, то Федоров несколько раз открыто выступал в поддержку гражданских активистов:
1. Записал трек с осуждённым по "московскому делу" Самариддином Раджабовым.
2. Участвовал в кампании в поддержку обвинённой в экстремизме блогера Марии Мотузной.
3. Был на суде в поддержку активиста Егора Жукова.
4. Организовал в 2018 году концерт в поддержку рэпера Хаски (Дмитрия Кузнецова), арестованного после срыва властями нескольких концертов.
5. Организовал в 2019 году литературные чтения "Сядь за текст".
И тут появляется «Красота и Уродство», на котором есть жесткие строки в отношение представителей власти. Поменяется ли у Драпеко и ее коллег отношение к рэперу после услышанного?
Трек «Хоп-механика» в альбоме Оксимирона “Красота и уродство”
«Видно, слиплись от крови глаза Гестапо:
Вот кто поднял выразительно бровь, не Азат Мифтахов».
Студента мехмата Азата Мифтахова приговорили к шести годам лишения свободы в январе 2021 года за нападение на офис «Единой России». Мифтахов был опознан засекреченным свидетелем, который вычислил парня по «выразительным бровям».
Оксимирон иностранный агент? Трек «Агент» в альбоме “Красота и уродство”
Этот трек – один из самых смелых на альбоме рэпера, и именно из-за него Мироном могут заинтересоваться власти.
Здесь куча политических отсылок и наворотов, и еще жестко звучащий припев: «Здесь каждый иностранный агент, если не охраняемый и не мент». Еще Оксимирон вспомнил про Владимира Мединского, бывшего министра культуры, ныне помощника президента России, которого в свое время обвинили в плагиате докторской диссертации по истории. Облачил он все это в емкую строчку: «Мой диплом настолько плох, я мог стать министром культуры».
Ну и не обошел стороной Екатерину Шульман, сделав ей своеобразный комплимент:
«Джей Ло — тупо в урну, заберите Уму Турман,
Нету милфы сексапильней, чем Екатерина Шульман».
Трек «Красота и Уродство»
«Если травля приводит школы к трагедиям, по ТВ обвиняют рэп, аниме, свободные медиа», – говорит Оксимирон, в какой-то мере разоблачая телевизионную пропаганду, но это не сильная строка из этого трека.
«Детям — леденцы, диссиде рицин,
Цветет гиацинт, идет геноцид
Пир империи времени упадка
Гурманы падки на гуманитарку».
Диссида – антиправительственные диссиденты, а рицин – яд. Здесь не нужно никаких пояснений, чтобы понять, о чем и ком идет речь.
Трек «Окно в Париж» в альбоме “Красота и уродство”
Рифма в этой четверке отсутствует, зато Мирон не почурался противопроставить блаженство нищих с люксовой одеждой Лукашенко и Путина. Ну и переделка знаменитого мема "Как же похорошела Москва при Собянине" тоже заслуживает внимания.
«Как же Астана похорошела при Нур-Султане!
Кстати, реквизиты в описании
«Блаженны нищие духом», – так учит нас Священное Писание
Путин носит Celine, Лукашенко – Margiela».
Трек «Дрейдл» — “Красота и уродство” 2021
Завершающим треком рэпер будто подытоживает все вышесказанное, ставя жирную точку последними двумя строками:
«Всё распродал, вычистил антресоли
С чердаком, плюс капремонт
Задышал свободно, но кругом всё тот же Готэм
Здесь вечно будет стрёмно, пока в нём не грянет
Судебно-тюремно-полицейская реформа».
А судьи кто? Новый альбом Оксимирона
"Но что печальнее всего, трек 19
А в нём рецензия на собственный альбом", – читает Оксимирон в треке "Рецензия".
Он снова всех “переиграл и уничтожил”. После столь громкого релиза посыпались отзывы, и тут мнения слушателей будто разделились на два лагеря: одни высказывались о гениальности альбома, другие же упрекали рэпера в поверхностности и самоповторах. Рецензенты и музыкальные критики давали неоднозначные комментарии новому творению Мирона.
Павел Городницкий, совладелец сайта «Палач»:
«Я врубил первую песню и приготовился кайфовать целый час. Сначала действительно был в восторге: энергия первого же трека из двадцати двух заставила написать твит о том, что Оксимирон вернулся и снова царит в русском рэпе. Но как же я ошибался! Практически весь альбом — микс из унылых самокопаний, однообразных битов, псевдопафосных заходов. И дело даже не в якобы устаревшем стиле Мирона, за который он предусмотрительно отчитал себя в треке «Рецензия». Проблема в том, что Мирону правда нечего сказать».
Автор телеграм-канала «Русский шаффл» и музыкальный критик Олег Кармунин был менее категоричен в высказываниях:
«Новый альбом Оксимирона называется «Красота и Уродство». Еще чуть-чуть — была бы «Война и мир». По всем признакам это главный альбом в дискографии Оксимирона, причем сам автор это понимает. В песнях он перечисляет современников и современности — чтобы максимально приблизить высказывание к эпохальному… Если обобщить настроение музыканта по поводу себя и своего места в мире, то получится классическая формула: «Я — царь, я — раб, я — червь, я — Бог», с упором на последнего. Все душевные травмы автор залатал — и как следует выговорился перед нами за всё хорошее против всего плохого. Это музыка победы — Invaders Must Die [«Захватчики должны умереть»]. Поперек трендов и моды, с гордостью и предубеждением. Судя по количеству лайков, король вернулся. Впрочем, дизлайки отключены… Хочется, чтобы пришел кто-то и молча поправил всё. Положил горячую ладонь на дрожащее плечо. Успокоил. И чтобы смутное время, наконец, закончилось. Неужели это произошло? Зима будет долгой, но всё обойдется. Мы дождались.
Редактор отдела «Культура» издания Lenta.ru Илья Кролевский:
... В целом, «Красота и Уродство» не сильно выделяется из остального творчества Оксимирона — он использует те же языколомательные аллитерации, странные метафоры и отсылки к мифам, как древним, так и современным. Окончивший Оксфорд по специализации «Средневековая английская литература» Мирон всё так же хитро впутывает свои познания в тексты песен, будь то трек про Пантеллерию или дрейдл, и всё так же ловко манипулирует настроениями своей публики. Так что нет, Оксимирон за шесть лет без альбома актуальность, как он иронизирует в «Рецензии», вовсе не растерял. И с нами, по-видимому, останется еще надолго.
Николай Редькин, соавтор «Вписки», автор The Flow:
У каждого рэпера на одном из его дисков должна быть песня, посвященная положению дел в рэпе (это как у каждого русского рокера раньше была песня про русский рок). Песня «Грязь», выполняющая эту функция на «Красоте и Уродстве», по первому прослушиванию, еще и лучшая на альбоме. Прежде всего, она невероятно угарная… Если боитесь подступиться к новому альбому Окси, увесистому, как томик Шолохова, советую начать с этой песни. Единственное, что плохо в ней, — блеклый невыдающийся бит. Но это, если совсем-совсем кратко, и про весь альбом так.
Сборная России по футболу (удивительно, правда?) также оценила новый альбом.
«Послушали! Заметили, что Окси вдохновляется футболом?» — пресс-служба команды поинтересовалась в комментариях под постом рэпера в Instagram, объяснив это тем, что в альбоме треков столько, сколько и футболистов на игровом поле, а также обложка нового альбома зеленая, то есть соответствует «цвета газона».
Певец и музыкант Юрий Лоза не обошел вниманием новый альбом Оксимирона:
«Я не знаю, как можно вне культуры [рассматривать], он же не певец, правильно? Он рэпер. Как может быть рэпер вне культуры? … Рэперы не занимаются поэзией! Поговорите с рэперами! Вам любой рэпер скажет, что не занимается сочинением всяких „стишков-шмуишков“, рэпер рифмует, вы что? Рэпер не опускается до ваших нот — скажет вам любой рэпер, он читает! … Нет ни великих, никаких. Один человек скажет „это великий“, а другой человек скажет, что это полная фигня. Один любит сладкий пирожок, другой — свиной хрящик.
Альбом Оксимирона “Красота и уродство”. Что будет дальше?
В конце концов, становится понятно, что ожидания альбома того стоили, ведь позитивных оценок оказалось куда больше, чем негативных. Все те же метафоры и отсылки к мифам, все те же зубодробительные и языколомательные рифмы, все те же заумные тексты – кажется, мы все неистово скучали по этому.
Альбом вышел первого декабря, и за 4 дня он собрал почти 11 миллионов прослушиваний Вконтакте. Все треки с релиза попали в 30-ку чарта Яндекс Музыки, а что дальше?
В пятницу, 3 декабря, рэпер анонсировал 6 мартовских выступлений (по 3 в Санкт-Петербурге и Москве), и все билеты были распроданы за 14 часов. Абсолютно все!
Напомню, что в 2017 году Оксимирон давал концерт в “Олимпийском” и собрал 22 тысячи человек. Предел ли это? Думаю, что нет, ведь в 2022 году слушателей ожидает много нового материала, а там, глядишь, и до тура по городам России рукой подать.
От себя могу сказать честно: после пары прослушиваний я не испытала от него эффекта "вау", и альбом мне скорее понравился, чем нет. Но неожиданно меня покорил трек "Мы все умрем", и уже переслушав альбом в третий раз... Я понимаю, насколько он разноплановый в музыкальной составляющей, а в совокупности – это все-таки лучшее творение Мирона.
Этот релиз обязательно понравится тем, кто ценит "заумность" текстов, и получает удовольствие не только от этого, но еще и от местами старомодного, но такого родного звучания Оксимирона.
Однажды Оксимирон перевернул рэп-игру и “уронил запад”. Теперь он попытается сделать это снова, только еще масштабнее.