Она представляет собой не только систему обучения, но и философскую идею о развитии человека как интегральной части общества. В отличие от современных образовательных систем, которые часто ставят акцент лишь на академических знаниях, пайдейя ставила целью формирование гармоничных личностей, способных активно участвовать в жизни полиса с высокой степенью гражданской ответственности.
Одной из ключевых составляющих пайдейи было стремление к «арете» (ἀρετή), что переводится как «добродетель» или «совершенство». Эта концепция предполагала развитие моральных качеств, таких как мужество, справедливость и умеренность, необходимых для полноценного существования как индивидуума, так и общества в целом. В связи с этим пайдейя не ограничивалась только передачей знаний, но также включала в себя обучение этике и моральным принципам.
Значимое различие в подходах к пайдейе наблюдалось среди различных полисов. Например, в Спарте система воспитания была преимущественно направлена на физическое развитие и военную подготовку. Это отражало ценности спартанского общества, в котором готовность к самоотверженной службе во благо полиса считалась высшей добродетелью. Спартанские мальчики с детства подвергались суровым испытаниям, чтобы сформировать у них стойкость и готовность к воинской службе.
С другой стороны, в Афинах пайдейя ставила акцент на интеллектуальном развитии. Гражданам Афин важно было быть сильными и выносливыми, развитыми интеллектуально. Обучение включало изучение риторики, философии, музыки и искусства, что способствовало воспитанию разносторонне развитых граждан. Афиняне верили в то, что через познание и обсуждение различных сфер жизни можно достичь большей гармонии и понимания мира.
«Пайдейя была и образовательной моделью, и философской концепцией, которая оказывала значительное влияние на развитие культуры и общества в Древней Греции. Она служила соединительным звеном между личным и общественным развитием, помогая формировать целостные личности, способные активно участвовать в жизни своего полиса», — прокомментировала Чуниха Анжелика, доцент Ставропольского филиала Президентской академии.