Межмуниципальное партнёрство в России, ещё недавно казавшееся чем‑то надуманным, становится для наиболее “продвинутых” региональных органов государственного управления все более актуальным инструментом стратегического развития территорий. И это не удивительно, поскольку проявляется возможность ограниченные муниципальные средства консолидированно использовать для проектов, непосильных каждому отдельному муниципалитету. В условиях ограниченных бюджетных ресурсов, невозможности приобретения кредитных ресурсов при существующей ставке рефинансирования для инвестиционных целей и сохраняющейся необходимости устранения инфраструктурных пробелов, не говоря уже о выстраивании стратегии усиления региональной конкурентоспособности за счёт вовлечения в переработку природных ресурсов территории, межмуниципальные проекты приобретают все большее и особое значение. Возможности консолидированного использования небольших собственных средств хозяйствующих субъектов, работающих в соседних муниципальных образованиях, в совместных проектах позволит обойтись без кредитных ресурсов. Анализ перспектив развития такого сотрудничества показывает, что на ближайшие 5–7 лет оно обладает широкими возможностями для масштабирования и углубления. Здесь реализуется материализация поговорки “С миру по нитке — нищему рубашка”.
Основными факторами и предпосылками развития межмуниципального партнёрствая являются следующие.
1) усиление государственной поддержки: Правительство страны и региональные правительстваначинают предпринимать меры по стимулированию межмуниципальных инициатив: развитие нормативно-правовой базы, создание специальных программ, предоставление грантов и субсидий. В частности, реализуются федеральные программы по развитию территорий, благоустройству, экологическим и туристическим проектам, предусматривающие межмуниципальное участие.
2) Развитие цифровых технологий и информационных платформ. Внедрение цифровых решений, электронных площадок для взаимодействия и координации совместных межмуниципальных проектов значительно упростит процессы планирования, координации муниципальных и межмуниципальных программ.
3) Рост межрегиональной и межмуниципальной интеграции: усиливается потребность в создании межрегиональных кластеров и связей в сферах промышленности, сельского хозяйства, туризма и экологии. Региональные органы государственного управления признают, что сотрудничество и объединение усилий — перспективный путь для конкурентоспособности и устойчивого развития соседних территорий.
4) очевидность экономической выгоды: создание совместных инфраструктурных объектов, от функционирования которых выигрывают все стороны межмуниципального партнёрства, организация “сквозных” туристических маршрутов, экологических “коридоров” и сервисных центров общего пользования способствует более эффективному использованию ресурсов, расширению возможностей для инвесторов и повышению конкурентоспособности территорий.
Перспективные направления развития межмуниципального партнёрства здесь видятся следующие:
— Расширение и модернизация межмуниципальных транспортных связей, создание совместных логистических центров, интеграция транспортных систем с федеральными проектами.
— Совместное управление природными ресурсами, развитие экологического туризма, создание межрегиональных и межмуниципальных экологических зон.
— Совместные проекты по строительству и модернизации школ, поликлиник, культурных центров с участием инвесторов и бизнес-структур, позволяющих обслуживать население территориально расположенных городских и сельских поселений.
— Создание межмуниципальных платформ и сервисных центров, автоматизация процессов, внедрение умных систем в ЖКХ, транспорт и государственное управление существенно укрепит и “продвинет” вглубь территории цифровизацию и другие решения, требующие распространения информационно-телекоммуникационных технологий.
— Создание межрегиональных туристических маршрутов, фестивалей, совместных культурных мероприятий позволит шире организовать проекты, инициирующие туризм и культуру.
Конечно, такое углубление в муниципальную Россию формы активизации межмуниципального сотрудничества и партнёрства несет свои вызовы и риски, но они преодолимы. Часть из них — что называется — лежит на поверхности. Это:
- необходимость согласования интересов не только в администрациях муниципальных образований, но и между муниципальными бюджетными учреждениями, предприятиями,
- устранение нормативных и правовых барьеров,
- использование бюджетной ограниченности как стимул совместного решения стоящих перед соседними муниципальными сообществами проблем
- недостаток опытных кадров.
Но, как в народе говорится: дорогу осилит идущий.
Важной задачей станет создание эффективных механизмов управления, прозрачных процедур и систем оценки результатов с привлечением всех задействованных сторон. Но это в интересах как жителей городских и сельских поселений, так и администраций, существующих для проведения их интересов в жизнь. Тем более, что после завершения СВО в муниципалитеты и региональные органы управления придут ветераны боевых действий, которые уж точно знают, что надо народу.
Вот почему в ближайшие 5–7 лет межмуниципальное партнёрство в России раскроет огромный потенциал для трансформации территориального управления и развития, повышения уровня удобства и заботы о гражданах. Благоприятная нормативно-правовая среда, развитие цифровых технологий и активное участие региональных и муниципальных властей будет способствовать формированию новых форм сотрудничества и масштабных совместных проектов. Успешная реализация этих перспектив зависит от синергии усилий всех участников и системного подхода на региональном и муниципальном уровнях.
Материал подготовлен профессором кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Попадюком Никитой Кирилловичем







