Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин направил законопроект в Комитет по науке и высшему образованию, который расширяет возможности обучения в вузах по целевому набору. Поправки планируется внести в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Основные положения законопроекта следующие:
- Расширение круга заказчиков: Заказчиками целевого обучения смогут быть участники свободных экономических зон, стратегические и системообразующие организации, а также предприятия, занимающиеся переработкой сельхозпродукции.
- Ориентация на региональные нужды: Обучение будет ориентировано на удовлетворение реальных потребностей регионов.
- Обязательства сторон: Закон предполагает меры поддержки студентов от работодателей, включая предоставление жилья и гарантии трудоустройства, а также обязательства студентов, заключивших договор о целевом обучении.
- Политически со стороны так называемой либеральной «общественности», ещё имеющей влияние на некоторые СМИ, это будет воспринято как шаг к усилению государственного влияния на гражданское общество, но поскольку такая мера вопреки желающим остановить движение к суверенитету прежде всего усилит позиции государства в стратегически важных секторах экономики и будет способствовать поддержанию региональной стабильности, то очевидность преодоления ложной мифологемы «рынок урегулирует в стране все» позволит двигаться дальше без оглядки на прошлое, мешавшее движению вперёд.
Влияние законопроекта о целевом обучении на государственное и муниципальное управление в России видится в следующем:
Укрепление государственной политики в образовании. Законопроект укрепляет роль государства в области образования через акцент на подготовку кадров для конкретных секторов экономики, стимулируя инновационное развитие и ускоряя переход к научно-технологической самодостаточности. Тем самым государственные органы управления смогут более эффективно управлять ресурсами образовательных учреждений, что повысит качество образовательных программ и их соответствие требованиям современного рынка труда.
Интеграция учебных программ и региональных программ развития. Разработка специализированных учебных программ в вузах, ориентированных на заказчиков из регионов, приблизит учебные планы и программы обучения к нуждам реального сектора конкретных регионов, чем обеспечит более результативное выполнение региональных программ социально-экономического развития. Тем самым делается важный шаг для интеграции образовательных учреждений в региональные стратегии развития, что позволит достичь более целенаправленную подготовку молодых специалистов для освоения новых направлений, способствуя получению синергетических эффектов от такой клиентоориентированной подготовки кадров, с одной стороны, и по формированию учебных планов и программ под нужды производств, расположенных на соответствующей территории, — с другой.
Трудоустройство и развитие кадровых ресурсов. Законопроект обеспечивает более прозрачные и выгодные условия для трудоустройства выпускников, сокращая разрыв между спросом и предложением на рынке труда. Возможность гарантированного трудоустройства по завершении обучения снизит уровень безработицы среди молодёжи и повысит профессиональную мотивацию студентов.
Бюджетная эффективность и оптимизация выделяемых на подготовку кадров ресурсов. Законопроект предполагает перераспределение бюджетных средств, уменьшая траты на невостребованные специальности и уделяя больше внимания актуальным направлениям, способствуя уменьшению государственных средств на подготовку юристов и менеджеров. Это позволит оптимизировать затраты государственных федеральных и региональных бюджетов на образование. Бюджетная эффективность выделяемых средств получит подтверждение по целевому использованию этих средств на нужды национальной экономики, а также по перераспределению расходов бюджета по наиболее востребованным специальностям.
Социальные и политические следствия. Усиление сотрудничества с предприятиями в части удовлетворения их потребности в необходимых специалистах по их запросам позволит реально укрепить социальное партнёрство в обществе, повысив доверие между населением, бизнесом и государственными органами управления на региональном и федеральном уровнях.
Выводы: Принятие предлагаемых изменений должно привести к смене формальных подходов в управлении образованием на всех уровнях, обеспечивая подготовку востребованных кадров для стратегически значимых экономических секторов народного хозяйства страны. Эти реформы должны способствовать укреплению социальной стабильности и продвижению национальных интересов России на международной арене.
Для усиления результативности предложений по расширению обучения в вузах по целевому набору по расширению возможностей целевого обучения в вузах со стороны государственных органов управления и местного самоуправления могут быть предприняты следующие шаги:
- Создание механизма мониторинга и оценки потребностей рынка труда:
- Разработка систематического подхода к сбору данных о потребностях в кадрах на региональном уровне, включая опросы работодателей и анализ рынка труда. Это позволит образовательным учреждениям разрабатывать учебные программы в соответствии с реальными запросами и требованиями.
- Стимулирование партнёрства региональных органов государственного управления с бизнесом:
- Привлечение руководителей предприятий, дислоцированных на территории региона, к участию в разработке образовательных программ и курсов, инициированное региональными представительными органами бизнеса (РСПП, Торгово-промышленная палата и т. п.), позволит обеспечить выпуск студентов с навыками, непосредственно необходимыми на рынке труда. Создание в перспективе консорциумов между университетами и представительными органами бизнеса будет содействовать этому процессу.
- Предоставление дополнительных бюджетных средств:
- Увеличение финансирования целевого обучения, включая субсидии для вузов, которые разрабатывают программы в соответствии с потребностями экономики, позволит лучше подготовиться к переходу на новый, шестой, технологический уклад.
- Разработка системы стимулов для работодателей, принимающих на практику студентов средних и высших учебных заведений:
- Введение налоговых льгот и других стимулов для предприятий и компаний, которые принимают на обучение студентов, гарантируя лучшим из них последующее трудоустройство, позволит сформировать новый инструмент целевого обучения. Налоговые послабления от отчислений в региональный и федеральный бюджеты уменьшат налоговую нагрузку на предприятия и повысят мотивацию включать студентов в процесс.
- Поддержка культуры профессионального самоопределения:
- Проведение мероприятий по профориентации для школьников и студентов, чтобы помочь им увидеть варианты карьерного роста и важность соответствия образовательных специализаций потребностям рынка труда, позволит инициировать заинтересованность со стороны школьников и студентов средних и высших учебных заведений в продолжении обучения по таким образом выбранным специальностям. Одновременно это будет способствовать и закреплению выпускников учебных заведений на территории своего проживания.
- Улучшение инфраструктуры:
- Обеспечение современных образовательных технологий и оборудования для ссузов и вузов повысит качество обучения и соответствие образовательных программ современным требованиям, а также расширению инфраструктуры на местах.
- Поддержка научных исследований и разработок, ориентированных на потребности региона и перспективы развития отраслей реального сектора, представленных на данной территории предприятиями:
- Увеличение инвестиций в исследовательские проекты станут основой для новых образовательных программ и специальностей, соответствующих современным вызовам экономики.
- Региональные образовательные кластеры:
- Создание образовательных кластеров, которые объединяют вузы, исследовательские учреждения и предприятия, повысят синергию и совместные усилия в подготовке кадров.
- Обратная связь и постоянное улучшение:
- Установление систем обратной связи с выпускниками и работодателями для непрерывного улучшения программ и подходов к целевому обучению, учитывая текущие изменения в экономике и технологиях, обеспечат реальную интеграцию учебных заведений и мест приложения труда на территории.
Эти меры могут существенно повысить результаты внедрения целевого обучения, сделав его более адаптивным к нуждам экономики и способствуя развитию человеческого капитала в России. Кроме того, будут способствовать устранению бюрократических барьеров для внедрения целевого обучения, включая прозрачные процедуры заключения договоров между вузами, студентами и работодателями ускорит процессы их взаимодействия.







