Сегодня трудно представить современного жителя крупных городов России без постоянного взаимодействия с цифровыми ассистентами. Исследования показывают устойчивый рост числа пользователей таких сервисов, как виртуальные помощники («Алиса», Siri, Google Assistant), чат-боты на сайтах компаний и прочие формы искусственного интеллекта (ИИ), интегрированные в нашу повседневную жизнь. По результатам социологических опросов, порядка 88% россиян имеют опыт общения с чат-ботами и виртуальными ассистентами на сайтах и в мобильных приложениях. Однако отношение к подобным технологиям остаётся неоднозначным. За последние годы положительная оценка опыта пользования подобными инструментами сократилась с 37% в 2024 году до 33% в 2025-м, согласно отчету Аналитического центра НАФИ. Особенно выделяется тот факт, что каждая третья женщина и мужчина старше 45 лет испытывают негативные впечатления от взаимодействия с чат-ботами.
Безусловно, процесс осознания возможностей новых технологий требует времени, т.к. пользователи должны понять, какие преимущества предлагают им современные инструменты ИИ.
Несмотря на стремительное развитие технологий, остаются существенные препятствия для расширения использования цифровых ассистентов. Один из главных факторов негативного отношения к чат-ботам заключается в недостаточной прозрачности взаимодействия с ним. Кроме того, ощущение отсутствия контроля над процессом коммуникации, ввиду трудностей в понимании принципов работы алгоритмов, способствует усилению чувства неуверенности и подозрительности. А сложности в установлении четких рамок ответственности между разработчиками, владельцами платформ и самим пользователем способствует росту негативных настроений и вызывает определённые сомнения в целесообразности дальнейшего расширения использования цифровых ассистентов.
Вместе с тем, существует достаточно свидетельств успешного взаимодействия с цифровыми ассистентами: среди наиболее популярных форм можно назвать голосовую навигацию, рекомендации по поиску товаров и услуг, помощь в совершении покупок и даже советы по здоровью и благополучию.
Таким образом, несмотря на рост количества негативных оценок, цифровые ассистенты продолжают завоевывать рынок и привлекать интерес широкой аудитории. В перспективе, с улучшением точности обработки запросов и повышением удобства использования цифровых ассистентов, а также при повышении прозрачности функционирования ИИ-помощников, оценки могут измениться в лучшую сторону.
Материал подготовлен доцентом кафедры “Государственное и муниципальное управление” Факультета “Высшая школа управления” Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Зуденковой Светланой Александровной.







