Победить в СВО

Во время недавнего подведения «Итогов года» президент России Владимир Путин сообщил, что к 2030 году в нашей стране будет построено более тысячи гражданских авиалайнеров, полностью собранных из комплектующих отечественного производства.

Задача перед отраслью поставлена, что и говорить, весьма масштабная. Особенно если учесть, что, по данным Минтранса, за первые 9 месяцев всё ещё текущего 2023 года наша авиационная промышленность «родила» всего 12 больших гражданских самолётов…

Авиапром к взлёту готов

Приходится признать, что в 90-е годы прошлого века американские «дружки», загоняя Россию в колониальное стойло, действительно постарались до основания раздербанить все высокотехнологичные отрасли нашей промышленности. В том числе и авиапром.

К счастью, до конца добить отрасль враг не успел. Отечественное авиастроение с большими потерями отступило, но не сдалось. Низкий поклон за это – оборонке, которая не просто сохранила производственную базу, а уже к 2010 году сумела выйти на 2-е место в мире по количеству выпущенных истребителей, бомбардировщиков, транспортников и прочей летающей боевой техники. Что же касается качества, то тут комментарии вообще излишни.

А, вот, с гражданским авиастроением действительно случилась «засада». Хорошие конструкторские наработки, такие, как Ту-204, Ту-334, Ил-96 и Ил-114, у нас были. Но довести авиалайнеры того поколения до серийного производства России не позволили.

Но, похоже, у пытающегося стряхнуть с себя оковы колониализма российского государства наконец дошли руки и до гражданского авиастроения.

Можно сказать за это спасибо «дружкам», обложившим нас санкциями и, тем самым, вынудившим Россию возвращаться к самодостаточности. Но можно и не говорить. Потому что самолёты строить это не котлеты для Бигмака жарить. Ни за год, ни за два подготовить технологический прорыв в авиастроении невозможно. Значит, подготовка к возрождению авиационной промышленности в России была начата уже давно. А в конце 2023 года просто пришло время во всеуслышание объявить о готовности масштабного проекта к запуску.

Земля, прощай! В добрый путь!

Весной 2022 Росстат сообщал, что в стране имеется в наличии 1101 пассажирский самолёт. Из них 738 иностранных и только 363 отечественных.

По данным Минтранса РФ, сегодня в небе над нашей страной летают туда‑сюда 1165 пассажирских лайнеров, принадлежащих российским авиакомпаниям. Из них 438 – отечественного производства, а 727 – уже привычные нашим задницам «Боинги» и «Эйрбасы». Статистика нехитрая, но показательная.

Поскольку в самом ближайшем будущем количество российских самолётов должно неуклонно расти, весьма интересно посмотреть на какие именно машины нас планируют пересадить президент и правительство. Итак:

МС-21

Похоже, что самыми распространёнными пассажирскими лайнерами ближайшего будущего в нашей стране станут машины под названием МС-21, что расшифровывается, как «магистральный самолёт XXI века». До 2030 года их планируется произвести порядка 270 штук.

Специалисты очень хвалят этот лайнер и отмечают, что по ряду качеств он превосходит свои зарубежные как бы аналоги – «Боинг-737» и «Эйрбас-330».

Запуск самолёта в серийное производство возможен в самое ближайшее время, поскольку для него уже создан отечественный двигатель. Опытные испытания прошли успешно и, по словам главы госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова, в 2024 году отечественные авиакомпании получат первые 6 машин. Далее объёмы производства планируется резко нарастить.

Единственный недостаток (если это можно назвать недостатком) заключается в том, что дальность полёта МС-21 для нашей страны маловата будет. От Москвы до Хабаровска без дозаправки долетит, а, вот, до Владивостока уже не сможет.

Ил-96

Во Владивосток граждане России и прочие люди будут летать на широкофюзеляжном Ил-96. Это самый надёжный самолёт в мире. За все годы эксплуатации с ним не случилось не то, что ни одной авиакатастрофы, а даже ни одного серьёзного происшествия. Не случайно «Бортом №1» в нашей стране является именно это детище КБ Ильюшина.

Главный недостаток машины — много керосина жрёт, поскольку летает на четырёх двигателях, а не на двух, как импортные широкофюзеляжные как бы аналоги.

Именно поэтому Ил-96 и не получил широкого распространения в современной России. Эффективные менеджеры предпочитали покупать более дешёвые в эксплуатации заграничные самолёты.

Но в настоящее время выбора у них нет. Ил-96 – единственная наша дальнемагистральная машина. К тому же покупка запчастей к «Боингам» и «Эйрбасам» по ценам параллельного импорта или ремонт этих машин в Турции запросто сожрут всю разницу в стоимости эксплуатации.

Тем не менее, в больших количествах Ил-96 производить пока не планируется. До 2030 года на линии должно выйти всего 12 машин. Если к этому времени удастся переделать самолёт под вариант с двумя двигателями, планы вполне могут быть пересмотрены.

Сухой Суперджет 100

На SSJ-100 многие из нас уже успели полетать. Этот самолёт ещё в 2011 году был запущен в серийное производство и сегодня небесные просторы России бороздят более сотни этих лайнеров.

Но, увы, быстро увеличить производство Суперджетов у российского авиапрома не получится, поскольку SSJ-100 является российским только номинально. Двигатели там используются французские, а с Макроном мы больше не дружимся. Да и других критических компонентов импортного производства в эту машину напихали больше, чем нужно.

В настоящее время отечественный двигатель ПД-8 для SSJ-100 разработан и проходит стендовые испытания. Но для доведения его до ума и, одновременно, замены всех остальных деталей зарубежного производства на российские требуется, по оценкам специалистов, ещё не менее года. Поэтому к 2030 году планируется произвести всего 142 модернизированных Суперджета.

Ту-214

Это детище знаменитого КБ Туполева является модернизацией позднесоветского Ту-204. Самолёт неплохой. До Владивостока долетит, но без запаса. На последних каплях топлива. Поэтому считается среднемагистральным. Двухмоторный, но керосина жрёт примерно столько же, сколько Ил-96.

Главное достоинство машины заключается в том, что этот лайнер действительно российский. Все детали давно импортозамещены и приступать к его массовому производству можно было бы хоть вчера, если бы не одно «но».

В российскую эпоху Ту-214 был не сильно востребован авиаперевозчиками. Поэтому производственные площадки для выпуска лайнера на заводах в Казани и Ульяновске весьма невелики. Их надо расширять.

Планами правительства эта работа предусмотрена и к 2030 году Родина планирует получить около 70 таких самолётов.

Ближнемагистральные самолёты

Как мы видим, для дальних поездок по самой большой в мире стране планируется запустить в небо около 500 самолётов. Ещё столько же должны произвести для ближних перелётов российских граждан. Ну как ближних… На полторы — две тысячи километров, не дальше.

Это небольшие по вместимости Ил-114–300, ТВРС-44 «Ладога», бывший чешский Л-410 и маленький девятиместный ЛМС-901 «Байкал».

Последний из вышеперечисленных особо примечателен. Зарубежных аналогов не имеет. Может заводиться в минус 50 по Цельсию и садиться на воду. Для зимнего времени оснащён лыжами. При отказе двигателя опускается на землю на парашюте.

На самом деле, рост производства этих небольших летательных аппаратов архиважен, поскольку сыграет огромную роль в возрождении местных авиалиний.

Заявление Путина о возрождении российского авиапрома явно было услышано не только теми, кто присутствовал на пресс-конференции. Словно по команде из «тырнетов» полезли «аналитики», утверждающие, что всё это профанация, никакого авиаренессанса не будет, а миллиарды, выделенные на проект чиновники разворуют. Вот, типа, увидите…

Что на это можно ответить? Несколько лет назад Россия блестяще справилась с грандиозным перевооружением своих Вооружённых Сил. Вряд ли перезапуск гражданского авиастроения окажется более сложной задачей. Была бы политическая воля. А она, похоже, есть.

Обозреватель Wsem.ru Борис ТЕРЕХОВ

Терехов Борис
Автор: Терехов Борис
Последние публикации автора


Представлена программа X форума «Время инноваций»: фокус — на технологиях будущего

11–12 декабря в Ташкенте эксперты, технологические директора и инвесторы обсудят, как инновации перестраивают отрасли и создают новые рынки.

Акцент на трансформацию . Инновации вышли за рамки локальных проектов и стали ключевым фактором глобальной конкурентоспособности. Если прежде фокус был направлен на внедрение отдельных технологических решений, то сейчас основной акцент смещается на создание целостных экосистем и трансформацию целых отраслей экономики. Практический опыт ведущих комп... Читать 3 мин.

Представлена программа X форума «Время инноваций»: фокус — на технологиях будущего

Почему Европа заявляет, что Россия нападет на неё

Президент России назвал заявления о якобы готовящемся нападении России на Европу «полной чушью и прямой ложью» и «смешными» для Москвы.

По мнению Владимира Путина, политики, которые распространяют эту «страшилку», либо «не в себе», либо «жулики».Запугивание собственного населения используется для нескольких целей:. Искусственно созданная угроза нападения России заставляет страны Европы «укреплять свой оборонный потенциал» и выделять огромные средства оборонной промышленности.2. Политики... Читать 2 мин.

Почему Европа заявляет, что Россия нападет на неё

Визит Владимира Путина в Индию, мировая реакция на встречу двух лидеров

По приглашению Премьер-министра Индии Нарендры Моди 4–5 декабря Владимир Путин посетил с государственным визитом Республику Индию и ответил на вопросы журналистов India Today.

Этот, 10-ый визит Путина в Индию имеет важное значение, даёт возможность всесторонне обсудить всю обширную повестку дня российско-индийских отношений особо привилегированного стратегического партнёрства в политической, торгово-экономической, научно-технологической и культурно-гуманитарной области, а также рассмотреть актуальные международ... Читать 12 мин.

Визит Владимира Путина в Индию, мировая реакция на встречу двух лидеров

Путин договаривается с Индией о мировом устройстве после Победы России

Об этом заявил депутат Госдумы, координатор НОД Евгений Фёдоров.

После победы России будет многополярный экономический мир. Не военный — военный будет двухполярный: США и Россия. Индия наш союзник, потому что это страна, которая знает, что такое оккупация, дань и подчинение, и которая заплатила миллионами жизней за свою свободу и независимость, пояснил Фёдоров.Стратегия Путина: внешнее управление Киевом по линии Совб... Читать 1 мин.

Путин договаривается с Индией о мировом устройстве после Победы России

Границы 1991 года и строительство «Анти-России»

В 1991 году условные границы СССР в одночасье стали государственными. Украинские элиты, вместо сохранения партнерских связей, начали строить проект «Анти-Россия».

С чего началась украинская самостийность. Историю мифологизировали, всё, что нас объединяет, вымарали, а период в составе России назвали «оккупацией». Общую трагедию голода 30-х годов начали выдавать за геноцид украинского народа.Русских на Украине заставляют не просто отречься от корней, но и поверить в то, что Россия — их враг. Курс на ... Читать 1 мин.

Границы 1991 года и строительство «Анти-России»
Евгений Федоров
Евгений Федоров
05.12.2025
Путин договаривается с Индией о мировом устройстве после Победы России
Об этом заявил депутат Госдумы, координатор НОД Евгений Фёдоров.
Терехов Борис
Борис Терехов
21.09.2024
Российские власти должны поддержать движение «кандибоберов»
Для скорейшего и качественного решения проблемы долбанутую на голову тусовку необходимо РА...
Михаил Советский
Михаил Советский
05.12.2025
Границы 1991 года и строительство «Анти-России»
В 1991 году условные границы СССР в одночасье стали государственными. Украинские элиты, вм...
Михаил Советский
Михаил Советский
27.11.2025
Интервью Юрия Дудя* с рэпером Птахой о специальной военной операции
Недавно вышло интервью Юрия Дудя с рэпером Птахой. Это уже третий человек, которого Юра зо...
Wsem обо Всём
Диана Грабко
06.12.2025
Представлена программа X форума «Время инноваций»: фокус — на технологиях будущего
11–12 декабря в Ташкенте эксперты, технологические директора и инвесторы обсудят, как инно...
Киностудия Дар-фильм
Мария Дарская
27.11.2025
Осенняя экспрессия красок и звуков во имя любви
20 ноября в Театре Труда открылась выставка авангардиста Игоря Литвинова «Любовь. Труд. Ис...