Top.Mail.Ru
Победить в СВО

Мона Лиза

Главный хранитель отдела живописи и графики Лувра Винсен Дельевин в наше время сделал заявление: «Леонардо да Винчи писал в 1503 году портрет флорентийской дамы по имени Лиза дель Джоконда. В этом мы теперь уверены. К сожалению, мы не можем быть абсолютно уверены в том, что этот портрет Лизы дель Джокондо — картина в Лувре». Если перевод с французского на русский аутентичный, то здесь месье Дильевин допускает существование двух оригинальных картин кисти великого Леонардо да Винчи: « Мона Лиза» и «Джоконда». Который из них демонстрируется в Лувре люди хотят знать точно. 

Первая картина «Мона Лиза», написанная гением Леонардо в 1503–1505 годах на холсте, побывав в доме у ученика художника Салаи, в настоящее время находится в собственности компании Mona Lisa, Inc, зарегистрированной в оффшорной зоне на коралловом рифе Анквилла в Карибском море. 

Монна Лиза (без колонн)

Джоконда

А в Лувр, в 1804 году, из спальни императора Наполеона I поступила на экспозицию вторая работа Леонардо да Винчи, исполненная в 1506–1513 годах на планшете из тополя по тому же эскизу, с некоторыми изменениями. 

Сам автор называл этот портрет именем «Джоконда» за её весёлый нрав, по свидетельству его ученика Франческо Мельци

По идее, второй более поздний оригинал кисти Леонардо да Винчи, должен экспонироваться в музее Лувр, но есть сомневающиеся в этом.

Монна Лиза из Женевы с двумя колоннами

Интернет засорён искажённой информацией: «19 сентября 1478 года Леонардо да Винчи завершил одну из  самых главных своих произведений — «Мона Лиза».  Где те продвинутые, которые могут с точность до одного дня определить дату  завершения написания картины  500-летней давности? Может кто-нибудь заглянул  под  второй наклеенный холст? Нет! Но дело даже не в этом. На указанную дату основной и единственной  модели-натурщицы Лизы Герардини не существовало. Люди, побойтесь Бога!  Лиза родилась годом позже выше названной даты (19 сентября 1478 года), а именно 15 июля 1479 года, а позировала, когда ей было 24 года  в 1503 году, но не 1478!

В Интернете читателям был задан вопрос: «Является ли выставленная на всеобщее обозрение в Лувре в отдельном зале картина «Мона Лиза» — «Джоконда» настоящей?

Quora отвечает: «Честно говоря, я надеюсь, что выставленная на всеобщее обозрение в Лувре вещь, — точная копия».

Питерский художник-реставратор и исследователь Игорь Смирнов, проанализировав документацию, связанную с похищением портрета «Джоконда» из Лувра 22 августа 1911 г., пришел к выводу: «картина, выставленная в настоящее время в Лувре, отнюдь не оригинал». 

При наличии на картине «Джоконда», выставленной в настоящее время в Лувре, на обратной стороне учётного номера 265, всем было бы ясно, что это копия, поступившая в Лувр из музея Восстановления в 1950 году. Заглянуть на обратную сторону картины, чтобы удовлетворить  людское  любопытство — не просто. 

Картина помещена в заполненный инертным газом герметичный футляр с одной прозрачной стенкой из толстого пуленепробиваемого антибликового стекла. Для освидетельствования состояния картины специалисты вскрывают короб без свидетелей один раз в год.

Улыбка Моны Лизы

Разговоры о том, что в музее Лувр выставлена искусная подделка картины «Джоконда», рождаются не на пустом месте и ведутся с тех пор, как она прибыла из Флоренции в Париж в отдельном купе экспресса Милан-Париж 04.01.1914 после кражи, совершённой гастарбайтером Винченцо Перуджа с сообщником 22 августа 1911 года. 

Аргументы, что «Джоконда» в Лувре не настоящая:

— картина до возвращения в Лувр 4.01.1916 года несколько месяцев выставлялась в галереях ряда городов Италии;

— есть сомнения в объективности заключения не безупречного эксперта Giovanni Poggi по картине. Он один (а не комиссия), определил, что из Италии в Лувр доставлен подлинник;

— с момента возвращения картины 4.01.1914 сотрудники Лувра стали называть этот экспонат: «Дама из Флоренции»;

— картина «Джоконда» в копии, поступившая в Лувр в 1950 году из музея Восстановления висела на стене у кабинета директора Лувра до 1957 года, а потом была снята. И «Джоконда», демонстрирующаяся в галерее музея обустроена металлическим коробом с толстым пуленепробиваемым антибликовым стеклом тоже в 1957 году. Совпадение или подмена картин?

Художник-исследователь Игорь Смирнов просканировал фотографию «Джоконды» в Каталоге Лувра ХIХ века и фотографию в Каталоге работ Леонардо издательства «Рицциолли» 1967 года и увидел две различные картины. Не совпадают пейзажи, склоны гор, отдельные детали одежды. Журналист Инна Свеченовская по результатам интервью с ним в статье «Джоконде поставили диагноз» от 13.07.2001 сообщила: «Смирнов, проведя антропометрический анализ, пришёл к выводу, что знаменитая «Джоконда» всего лишь фальшивка, занявшая место шедевра после кражи века в 1911 году».

Автор Ю. Гаголицин в статье «Тайны „Моны Лизы“» от 13.07.2001 безапелляционно заявил: «В Лувре висит поддельная “Джоконда”».

Мы «не бросаемся в омут с головой», понимая, что только специалисты международного уровня с большим опытом и с соответствующей квалификацией, проведя многочисленные разноплановые исследования, могут определить — это подлинник или копия! А результат непредсказуем… Ведь кто платит «за музыку», тот и «танцует». Заказчик  — Лувр — лицо заинтересованное.

Есть недовольные высказывания посетителей Лувра: «Мало того, что в источниках нет точной и однозначной привязки портрета „Джоконда“ к тому изображению, которое приписывают мадонне Лизе дель Джоконда, так ещё нет уверенности, что за 15 евро в специально построенном в 2015 году помещении увидишь оригинальный портрет, к которому и близко то подойти нельзя».

Судя по всему, обладатели доходного экспоната не намерены добыть истину в споре. Но можно самим экскурсантам создать Фонд, сброситься по 1 евро с носа (6–8 млн евро в год) и нанять для проведения экспертизы авторитетных ученых. И только после их объективного резюме решить для себя вопрос — посещать музей для просмотра картины «Джоконда» или нет.

А пока мы продолжаем искать «чёрную кошку в чёрной комнате» и «фильтруем базар», касающийся копии «Джоконды». Не всё безнадёжно.

Случается, что кому‑то удаётся создать интересный подробный, хотя и не достоверный, провенанс картине и на его основе сорвать солидный куш. 

Французский арт-диллер, коллекционер Реймонд Хеккинг (1886–1977) в 1950 году (в год, когда музей Восстановления передал Лувру на постоянное пользование копию «Джоконды» из соляной шахты), купил недалеко от курортного города Ницца, у заезжего антиквара недорого портрет «Джоконда». 27 лет он упорно доказывал всем и каждому (коллегам, журналистам и т. п.), что после похищения «Джоконды» в 1911 году гастербайтером Винченцо Перудже, в Лувр вернулась копия, которая там и экспонируется. А вот у него на руках — подлинник. Мистер Хеккинг не спешил продавать свой, так называемый подлинник. Он по опыту знал, что торопиться в этом деле не следует. Он искусно формировал и будоражил общественное мнение в части истории происхождения и владения своим предметом антиквариата до конца жизни. Его наследники выждали 44 года и в июне 2021 года выставили картину на торги в парижском Christies. Предпродажная экспертиза установила, что портрет написан неизвестным художником в 17-м веке через 100 лет после смерти художника Леонардо да Винчи, является весьма качественной копией оригинальной «Джоконды». Эстимейд (предпродажная оценка стоимости вещи, выставляемой на аукцион) определён в размере 300 тысяч евро. С учётом многолетнего ажиотажа, созданного авантюристом Хеккингом, и нездоровой конкуренцией среди 14 претендентов иметь в собственной коллекции это творение, портрет ушёл с молотка в июне 2021 г. за 2,9 млн евро (3,4 млн долларов США).

 

Не можем оставить без внимания оглавление статьи М. Москвичевой, размещенной в Интернете от 12.06.2021: «На торги выставлена картина, которую сочли оригиналом „Мона Лиза“». Здесь название статьи не соответствует действительности. Эксперты признали картину копией. За качественную 400-летнюю копию на аукционе „ломали копья“ 14 желающих иметь в своей коллекции „Джоконду“. Оригиналом был и остаётся портрет „Джоконда“ кисти гениального флорентийца Леонардо да Винчи на планшете из тополя, исполненный в 1506–1513 годах. Он в этих торгах не участвовал.

Леонардо да Винчи

Получить документальное подтверждение, где и у кого в настоящее время находится оригинал картины «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи, и где и у кого находится копия этой картины, висевшая в административном помещении музея с 1950 по 1957 гг., а также убедиться в наличии у Франции договора дарения или договора купли-продажи, подтверждающих её право на оригинальную «Джоконду», — для простых смертных, весьма проблематично и практически невозможно! 

Отсюда в публикациях свободного доступа различных авторов так много неточностей и разночтения. 

Участие в обсуждении темы знатоками приветствуется.

Валентин Павлов, vpavlov1939@mail.ru 

Последние публикации автора


ВСУ в Курской области: хроника и последствия атаки Украины на Курск

6.08.24 г. ВСУ перешли границу Российской Федерации и, смяв сопротивление пограничников, углубились в Курскую область, по пути расстреливая мирных жителей, разрушая дома и гражданские объекты. Последние новости на 18 сентября в конце статьи. Российские войска начали наступление в отдельных районах Курской области.

Немного истории.  Топоним «Курск» ассоциируется у россиян с трагедией и беспечной халатностью, приведшей к многочисленным жертвам.  12 августа 2002 года в рамках обычных учений произошла трагедия с атомной подводной лодкой К-141 «Курск», названной в честь победы на Курской дуге во время Великой Отечественной войны.  Погибло 118 человек, к... Читать 53 мин.

ВСУ в Курской области: хроника и последствия атаки Украины на Курск

Самая массированная атака БПЛА на Россию была произведена в ночь с 9 на 10 сентября 2024 года

За ночь сбито 144 летательных аппарата. Атаки БПЛА продолжаются, массированный налёт произошел в ночь с 17 на 18 сентября. Взорван склад боеприпасов. Ежедневные новости в конце статьи. Как вести себя при угрозе БПЛА и что нужно знать взрослым и детям, если они стали свидетелями атаки — в конце статьи.

По сведениям Минобороны БПЛА были подавлены и сбиты: 72 — над Брянской областью,  20 — над Московской областью,  14 — над Курской областью,  13 — над Тульской областью,  8 — над Белгородской областью,  7 — над Калужской областью,  5 — над Воронежской областью,  4 — над Липецкой областью,  1 — над Орловской область... Читать 6 мин.

Самая массированная атака БПЛА на Россию была произведена в ночь с 9 на 10 сентября 2024 года

Суверенная Россия должна жить не по законам, а по понятиям

Для восстановления суверенитета Российская Империя должна любыми путями избавляться от законов, принятых в интересах её врагов горбачёвскими и ельцинскими предателями.

В конце восьмидесятых годов прошлого столетия, когда наш бывший народ, которому предстояло превратиться в «электорат», дружно испытывал оргазм от горбачёвских реформ, кем‑то из тогдашних «архитекторов перестройки» был запущен в массы красивый лозунг, гласящий, что «Жить надо по законам, а не по понятиям». - Да! Да! По законам! Не по понятиям!, — ра... Читать 5 мин.

Суверенная Россия должна жить не по законам, а по понятиям

Ядерный удар по США может стать реальностью

КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН (с) Марк Порций Катон

Все мы очень любим периодически гордо бить себя пяткой в грудь и называть нашу страну великой ядерной державой. Формально, это заявление действительности вполне соответствует. По информации Стокгольмского института исследования проблем мира, в январе 2023-го года в распоряжении Российской Федерации имелось порядка 4,500 ядерных боеголовок, в то вре... Читать 8 мин.

Ядерный удар по США может стать реальностью
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!