Top.Mail.Ru
Победить в СВО

Как в правильно построить предметно-пространственную среду в современных условиях развития системы ранней помощи детям с ОВЗ, в частности с задержкой психического развития, учитывая при этом повышенные требования к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса.

Построение развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в частности с задержкой психического развития, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.

Из опыта работы хочется отметить, что эффективным условием реализации образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с зпр является организация развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка с ОВЗ с учётом его возможностей, обеспечивающей охрану и укрепление здоровья, коррекцию и компенсацию нарушений развития, эмоционально комфортную для детей с ОВЗ.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе компенсирующей направленности является: здоровьесберегающей; безопасной; доступной; содержательно-насыщенной; трансформируемой; вариативной; полифункциональной.Организация образовательного пространства и  разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в групповом помещении в соответствии с ФГОС И АООП  обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с  доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с  предметно-пространственным окружением; возможностью самовыражения.

Уделили особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей, т.к нашу группу посещают моторно неловкие, плохо координированные дети с овз. Групповое помещение постарались не загромождать мебелью, т.к в них должно быть достаточно места для передвижений детей, мебель закреплена, острые углы и кромки мебели закруглены. Интерьер группового помещения оформлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Группа хорошо освещена, мебель для организованной совместной деятельности подобрана по росту детей, промаркирована. Так же интерьер соответствует пожарной безопасности, во всех помещениях нашей группы есть противопожарные датчики.

Созданная среда представляет собой хорошо оборудованные, полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Обстановка, созданная в групповом помещении уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность - одна из важных составляющих развивающей среды, в связи с этим учитывается то, что дети скорее и легче запомнят яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Игры, игрушки, пособия размещены в шкафах и на стеллажах. Полки открытые и на уровне роста детей, на полках размещается сменный материал для самостоятельной деятельности детей. Материал обновляется по мере изучения каждой новой темы. 

На закрытых полках в шкафах в специальных коробках хранится сменный материал по всем изучаемым темам. В каждой папке оформлены крупные предметные и сюжетные картинки, настольно-печатные дидактические игры и пособия для уточнения и расширения словаря, формирования и совершенствования грамматического строя речи, зрительного восприятия и конструктивного навыка.

Игрушки и дидактические пособия соответствуют не только педагогическим, но и санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности.

В группе выделены различные центры, которые доступны детям.

Центр «Учимся говорить». Речевая развивающая среда в нашей группе — это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи детей с овз. Собранный дидактический материал помогает в работе с детьми над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. 

У нас накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений; материалы для рассказывания; разнообразные дидактические, настольно-печатные речевые, дидактические игры; подборка стихов, загадок, пословиц на разную тематику; картинки по лексическим темам; разрезные картинки, сюжетные картинки для составления фраз, рассказов; пособия для развития дыхания, игры для развития мелкой моторики рук. 

Центр сенсорного развития предназначен для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.) и совершенствования чувственного опыта детей. Накопленный дидактический материал помогает обогащать чувственный опыт детей при обследовании предметов, объектов. Знакомит с разными способами обследования предметов и объектов. Формирует умение узнавать и различать неречевые звуки. Развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и различать контрастные по величине, цвету, форме игрушки, предметы. Формировать умение узнавать предметы на ощупь. 

Этот центр представлен разнообразием настольно-печатных игр на развитие сенсорного восприятия, различными видами шнуровок, блоков – вкладышей, сборно-разборных игрушек, множеством различных досок Сегена, «Почтовых ящиков», мозаик, наборов «Собери пазл» различного уровня сложности, сенсорной ширмой со съемными деталями, оформленный с помощью липучки, бусинок, замков и многие другие виды пособий.

Центр  «Мы познаем мир»  помогает обратить внимание детей на трудовые действия взрослых, подчеркивать необходимость и значимость труда взрослых. Формировать интерес к объектам и явлениям природы и умение наблюдать за ними. Сформировать первичные представления о растениях и частях, из которых они состоят. Комнатные растения подобраны в соответствии с программой. В центре имеются дидактические игры по ознакомлению детей с растительным и животным миром (картинки, альбомы, дидактические игры и т.д.), выставлена одетая кукла и макеты в соответствии с временем года.

Центр «Маленькие математики» предназначен для формирования элементарных математических представлений. В центре имеется альбом направленный на формирование математических представлений детей с дидактическими играми на изучение количества, величины и формы предметов, ориентировки в пространстве: «Один-много», «Подбери по величине», «Подбери по форме», «Части суток» и т.д.

Центр «Здравствуй, книжка» представлен открытой витриной для книг в виде мини библиотеки. Книжная витрина меняется еженедельно, в соответствии с темой недели, времени года. Центр оснащён детскими журналами, энциклопедиями, книжками-малышками и дидактическими играми.

Центр «Играем в театр» развивает монологическую и  диалогическую речь, коммуникативные навыки, имитационную деятельность, интерес к  различным видам театрализованной деятельности. Формирует эстетический вкус, живой интерес к театрализованной деятельности и желание в ней участвовать.

Центр представлен различными видами   атрибутов для организации театрализованной деятельности: пальчиковый театр (когда каждая куколка одевается на палец); ложечный театр; резиновые куклы (представлены в виде резиновых игрушек); настольный театр (все персонажи, а также некоторые атрибуты сказки, например: избушки, лес, пеньки и др., представлены в виде деревянных фигурок); куклы би-ба-бо, сказки на магнитах, сказки из фетра и вязаные сказки. Также в театральном уголке группы есть театр масок и различные шапочки с изображением персонажей, оформлен дидактический альбом «Сказки на липучках». Ну и, конечно же, ширма, которая позволяет сделать кукольный спектакль более интересным.

 

Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности в наличии аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки - погремушки, бубен, барабан.

Центр сюжетно – ролевых игр «Мы играем» направлен побуждать детей к активной игровой деятельности. Развивать познавательную деятельность, инициативность, подражательность, имитационные и творческие способности. Формировать желание объединяться для совместных игр, выполнять в игре определенные правила. Развивать в игре коммуникативные навыки, активное доброжелательное отношение к окружающим.

В Центре дети имеют возможность организовать сюжетно-ролевые игры в следующих направлениях:

  • «Семья», которая представлена стационарным игровым модулем «Кухня» с плитой, посудой и аксессуарами, а также игровой мебелью.
  • «Парикмахерская», представленная стационарным игровым модулем с необходимой атрибутикой.
  • «Больница», в которой располагается игровой переносной набор с костюмом врача для ребенка.
  • «Магазин» представлен облегченным игровым модулем «Магазин» с комплектом одежды для ребенка – «продавца», кассовым аппаратом, весами, сумками, кошельками, наборами муляжей овощей, фруктов, продуктов питания и т.д.
  • «Гараж» оснащён различными видами транспорта: грузовыми, легковыми; игровым комплектом инструментов для ремонта.

 

Центр «Учимся конструировать» и «Учимся строить» развивает у детей с овз конструктивный праксис в работе с разными видами конструкторов. Совершенствует тонкую моторику в упражнениях с дидактическими игрушками (кубиками, матрешками, пирамидками, вкладышами, мозаиками, конструкторами) и пальчиковой гимнастике. Обучают играм со строительным материалом. Учат сооружать несложные постройки по образцу и представлению, воссоздавать знакомые предметы в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Обучают составлению узоров и фигур из палочек, мозаики, геометрических фигур по образцу. Закрепляют навыки работы ведущей рукой.

Содержимое центра включает в себя: крупный строительный конструктор, средний строительный конструктор, набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали, конструктор с шестерёнками, конструкторы типа «Лего», мягкий конструктор «Мякиши», магнитный конструктор, небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.), игрушечный транспорт. Мягкие модули используются также и в двигательной деятельности, качестве предметов заместителей в играх, для организации сюжетно-ролевых игр, игровой деятельности, развития двигательной активности детей.

Центр «Учимся творить» направлен на формирование и развитие эстетического восприятия мира музыки и восприятия народных промыслов и изобразительной деятельности. 

Перечисленные направления дети могут реализовать в созданных игровых центрах: центр изобразительной деятельности «Школа юного художника», передвижной центр музыки «Музыкальный киоск».

Наши дети любят проводить время в уголке изобразительной деятельности. Больше всего им нравится лепить из пластилина и рисовать с помощью трафаретов, штампиков, печатей, раскрашивать картинки. Маленькие фантазеры создают свои первые шедевры, которые мы затем демонстрируем родителям.

В группе организовано место для демонстрации детьми результатов продуктивной деятельности. На стене, прикреплена доска, где дети могут выставлять свои творческие работы. На полочках в шкафу для детей выставлены различные материалы для детского творчества: наборы цветных карандашей в стаканчиках, наборы фломастеров, гуашь, кисти, цветные восковые мелки, кисточки, трафареты, пластилин, бумага для рисования разного размера, цвета и формы.

Центр «Растем патриотами», в котором находится все необходимое для знакомства дошкольников с символикой родного города, страны (герб, гимн, флаг), руководителями страны, города; с культурой народов России, традициями, творчеством; с природой родного края и страны и деятельностью человека в природе. Подобрана литература по данной тематике, репродукции картин, фотоальбомы с народными костюмами и многое другое, что позволяет развивать интерес к русским традициям и промыслам, чувство уважения к другим народам.

Центр «Растем воспитанными» создан с целью формирования интереса и доброжелательного отношения к окружающим, создания доверительного общения с другими людьми, потребности в общении со взрослыми, воспитания начала культурного общения. В центре оформлен экран достижений для стимулирования положительного поведения детей. 

Центр «Растем трудолюбивыми» создан с целью формирования у детей правильного отношения к трудовой деятельности.  Наши воспитанники помогают сервировать столы, ухаживать за комнатными растениями, мыть игрушки. Для этого в группе имеются места хранения для специальной одежды. Рядом с зоной раздачи пищи имеется костюм для дежурного по столовой: фартук, головной убор. В уголке природы находится костюм и атрибуты для мытья игрушек: непромокаемый фартук, губки, тазики. Здесь же имеется набор предметов для ухода за комнатными растениями. Также центр труда содержит: фотоальбомы на тему дежурств детей, дидактические игры по сервировке стола, схемы ухода и полива растений; художественную литературу по данной тематике, альбомы и картины для ознакомления с профессиями, трудом взрослых и др.

Центр «Безопасности» создан для  формирования и развития представлений воспитанников о собственной безопасности. В центре оформлены тематические альбомы по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, макет «Улица моего города», дидактические игры.

Центр «Физическая культура и спорт» направлен на создание условий для всестороннего полноценного развития двигательных способностей, укрепления здоровья, закаливания организма детей с овз. Формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия, развития таких физических качеств, как выносливость, быстрота, сила, координация движений. Формирования и совершенствования двигательных умений с целью укрепления и развития мышц, обогащение двигательного опыта детей. 

Центр оборудован разнообразными дидактическими пособиями и атрибутами для реализации всех видов выше перечисленных задач. Имеются мячи разной величины, флажки с основными цветами на каждого ребенка, сигнальные карточки, массажные мячики, кегли, массажные коврики, шнурки, обручи итд.

Центр воды и песка, который помогает воспитателю с детьми в самодеятельной игре - экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, мы знакомим детей не только со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д.  Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша. Центр располагается так, что дети могут к нему подходить со всех сторон. 

Центр уединения (в шумном пространстве игровой комнаты оборудован островок тишины и спокойствия.) 

Центр уединения в группе - это домик, где наши дети ощущают себя в полной безопасности, здесь можно побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать. Так же в домике оформлен сенсорный коврик, сенсорные подушки, которые позволяют развивать мелкую моторику, снять нервно- мышечное напряжение.

Организованная таким образом предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности создаёт возможности для успешного преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство организовали таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.

Литература: 

  • 1) Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3 до 7 лет, «Детство-Пресс», 2015.
  • 2) Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. /Сост. Нищева Н.В.—СПб, 2007.
Давлетбердина Алсыу Саляхитдиновна
Автор: Алсыу Давлетбердина Саляхитдиновна
Последние публикации автора


Проектная деятельность во второй младшей группе на тему "Домашние животные"

Как увлечь детей игрой, как проявить в них познавательную активность? В этом поможет проектная деятельность.

Познавательно-творческий проект на тему «Домашние животные» во второй младшей группе № 3 МАДОУ «Цветик-семицветик». Тип проекта – познавательно-творческий; Участники проекта – воспитатели, родители, воспитанники группы; Руководитель проекта — Аслаева Гульдар Анваровна; Продолжительность проекта – 1 неделя. Проект по об... Читать 7 мин.

Проектная деятельность во второй младшей группе на тему "Домашние животные"
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!