В чем отличие психического здоровья от психологического здоровья? Ответ на этот вопрос вы сможете найти в данной статье!
Мы живем в очень неспокойное время и оно не может не накладывать отпечаток на психическое и психологическое здоровье общества. Для более глубокого понимания проблемы навык соотношения и различения данных понятий будет очень полезным. Зная каждое из них мы сможем лучше понимать себя и свой организм, правильно поддерживать свое здоровье и в случае необходимости знать с чем работать и куда обратиться за помощью.
Проблемы здоровья, рассматриваемые в исследованиях, имеют выраженный комплексный характер. По определению ВОЗ: здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. А что же такое «психическое здоровье» и «психологическое здоровье»?
С помощью понятия «психическое здоровье» связывают две совершенно разные области знаний — психологию и медицину, и в основе этой связи лежит понимание того факта, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями психического состояния человека.
И.В. Дубровина рассматривает психическое здоровье как «состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности» [1]. Ещё Ирина Владимировна отмечает: «Нарушения психического здоровья возникают, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, находящихся на том или ином этапе онтогенеза» [1].
Ю.В. Михеева [3] психическое здоровье рассматривает как эффективную адаптацию индивида к условиям окружающей среды, которая позволяет в наивысшей степени проявить индивидуальность, неповторимость личности.
М.В. Рогозин [5] считает, что психическое здоровье — это не просто уравновешенное состояние психики индивида, а ещё и активное проявление его жизнедеятельности на благо государству.
Г.С. Никифоров [4] при исследовании понятия психическое здоровье, выделяет три уровня его организации: биологический, психологический и социальный. Биологический уровень предполагает динамичное взаимодействие и взаимовлияние функций всех систем организма, позволяющих человеку адаптироваться к условиям окружающей среды.
На психологическом уровне психическое состояние рассматривается как согласованная система психических свойств и функций.
На социальном уровне — взаимодействие человека с обществом благодаря уравновешенному психическому и физиологическому состоянию.
При обработке литературных источников мне удалось сделать вывод о том, что психическое здоровье — это уравновешенное состояние психики человека, позволяющее эффективно адаптироваться к условиям окружающей среды, адекватно взаимодействовать с социумом, реализовывать свои личностные и социальные качества.
В научной психологической литературе подчёркивается важность введения нового термина — «психологическое здоровье». И.В. Дубровина пишет: «Если термин „психическое здоровье“ имеет, с нашей точки зрения, отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин „психологическое здоровье“ относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы здоровья человека в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов».
По мнению И. В. Дубровиной, психологическое здоровье — это «динамическая совокупность психических свойств обеспечивающих: гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности». [1].
О.В. Хухлаева говорит о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и социума, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи, цели. И отмечает, что само использование термина «психологическое здоровье» подчёркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Вследствие чего, составляется обобщённая картина психологически здорового человека. «Психологически здоровый человек — это, прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей». [2]
В.А. Ананьев указывает на то, что психологическое здоровье — это «цветок человеческих потенциалов и жизненных ресурсов», который необходим человеку для совершенствования его личности и саморазвития. [6]
Исходя из вышесказанного, психическое здоровье — это медицинский термин, подразумевающий отсутствие психических заболеваний, расстройств. Сюда включается психика человека, её механизмы и процессы.
Психологическое здоровье — это личностный аспект, включающий в себя общее благополучие человека, его самопознание и саморазвитие, баланс с внешним миром. Эти два понятия тесно связаны друг с другом и долгое время их считали синонимами, однако, как оказывается, это не совсем так.
В настоящее время многие люди уже знают, что психологическую диагностику проводит психолог, а лечением психических болезней занимается психиатр.
Это не может не радовать, потому что понимание своей проблемы и своевременное обращение к правильному специалисту — это большой шаг к здоровому и адекватному обществу.
Список литературы
1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. — М., 2006
2. Михеева Ю.В. Основные изученные аспекты психического здоровья личности / Ю.В. Михеева // Современные исследования социальных проблем. — 2010. — № 1 (01). — С. 63—64.
3. Никифоров Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. — СПб.: Универс, 2002. — 192 с.
4. Николаев Е.Л. Дискурс и психическое здоровье личности: современные взгляды / Е.Л. Николаев, Е.С. Суслова // Вестник психиатрии и психологии Чувашии — 2010 — № 2. — С. 55–59.
5. Первушина И.М., Хухлаев О.Е., Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. Генезис, 2010, 175с
6. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. СПб.: ТЦ «Сфера», 2004. 592 с.