В 2024 году продолжилось активное внедрение системы антимонопольного комплаенса в деятельность хозяйствующих субъектов и органов власти. За период с 2020 по 2024 год ФАС России рассмотрела 174 обращения по согласованию соответствующих внутренних актов, причем в отчётном году было одобрено рекордные 70% представленных документов. Наиболее высокий уровень заинтересованности в разработке комплаенс-программ демонстрируют частные компании, тогда как организации с государственным участием показывают более низкие показатели — всего 33% согласованных актов против 55% у частного сектора. Основные сложности при разработке внутренних документов связаны с обеспечением соответствия антимонопольному законодательству и созданием эффективных механизмов ознакомления сотрудников с требованиями комплаенса.
Для стимулирования внедрения антимонопольного комплаенса ФАС России инициировала включение соответствующих критериев в национальный стандарт ЭКГ-рейтинга (экология, кадры, государство), что позволит компаниям с действующей системой комплаенса получать дополнительные меры государственной поддержки. Аналогичные рекомендации направлены регионам для учета при разработке программ поддержки добросовестного бизнеса. На федеральном уровне все 16 министерств, ответственных за реализацию «дорожной карты» по развитию конкуренции, уже внедрили системы антимонопольного комплаенса и обеспечили их согласование с ФАС. Кроме того, ещё 15 федеральных ведомств внедрили такие системы по собственной инициативе.
На региональном уровне комплаенс-программы приняты во всех 85 субъектах Федерации, а на муниципальном уровне — в 91% случаев. Результатом системной работы стало сокращение нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти на 51,8% по сравнению с 2017 годом. Однако в 2023–2024 годах отмечается рост нарушений, связанных с изменением видов деятельности унитарных предприятий, что требует усиления методологической работы с региональными и местными властями. Завершение реализации Национального плана развития конкуренции в 2025 году создаст дополнительные стимулы для совершенствования системы антимонопольного комплаенса как важного инструмента обеспечения добросовестной конкуренции.
Составлено на основе Доклада ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2024 год







