В 2024 году продолжилась реализация реформы государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП/МУП), направленной на оптимизацию их количества и повышение эффективности управления. Во исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации 85 субъектами РФ были разработаны и утверждены планы-графики реформирования, предусматривающие ликвидацию, банкротство или преобразование предприятий в хозяйственные общества и учреждения. Срок завершения основных мероприятий установлен не позднее III квартала 2024 года, при этом новые регионы — Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области — продолжают работу по формированию соответствующих планов.
По состоянию на конец 2024 года в планы-графики было включено 5 676 унитарных предприятий, из которых 21% подлежали банкротству, 37% – ликвидации, а 42% – реорганизации. Фактически к указанному сроку реформировано 3 645 предприятий, что составляет 64% от запланированного объёма. Вместе с тем 3 749 предприятий были сохранены, преимущественно в сферах естественных монополий (78%) и в регионах Крайнего Севера (16%), где их деятельность остается критически важной для обеспечения жизнедеятельности населения.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) осуществляла регулярный мониторинг выполнения реформы, предоставляя ежемесячные отчёты в Правительство и Президенту РФ. В течение года ведомство также направило 434 разъяснения региональным и муниципальным органам власти по вопросам, возникающим в процессе реорганизации и ликвидации ГУП/МУП. Для обеспечения планомерного завершения начатых процедур был принят Федеральный закон № 494-ФЗ, продлевающий сроки завершения реформ до 31 декабря 2025 года для предприятий, в отношении которых решения о ликвидации или реорганизации были приняты до 1 января 2025 года.
Вместе с тем выявлено 101 предприятие, в отношении которых решения о реорганизации или ликвидации не были приняты в установленные сроки. В отношении таких случаев ФАС России готовит судебные иски о принудительной ликвидации в соответствии с законодательством. В числе ключевых задач на ближайший период остается продолжение мониторинга выполнения планов-графиков субъектами РФ, а также систематическая работа по обращению в суд с исками о ликвидации предприятий, не включенных в процесс реформирования.
Составлено на основе Доклада ФАС России к заседанию Коллегии ФАС России







