По данным правительства Тверской области, на начало мая т.г. в регионе уже около 65 тысяч жителей активно используют функции приложения «Госуслуги. Дом». Наиболее востребованы у граждан сервисы направления заявок в управляющие компании, оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также передачи показаний индивидуальных приборов учета. В ближайшее время пользователям станут доступны функции по оплате счетов за жилищно-коммунальные услуги: в приложении появится корзина платежей, благодаря которой все актуальные счета можно будет оплатить одним действием. Кроме того, в платёжных документах появится новый статус «Переплата», позволяющий видеть все начисления за ЖКУ, по которым пользователь ранее вносил авансовые платежи. Так удобнее управлять счетами.
Эксперты Финансового университета проанализировали пример Тверской области в цифровизации сферы ЖКХ и оценили преимущества использования современных цифровых технологий в ходе реформы сферы ЖКХ.
Цифровизация жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) — это процесс внедрения современных цифровых технологий и решений для повышения эффективности управления услугами ЖКХ, улучшения качества обслуживания населения и снижения издержек предприятий отрасли.
Основные направления цифровизации ЖКХ в России:
1. Автоматизированные системы учета ресурсов.
2. Единые информационные платформы (порталы и мобильные приложения).
3. Использование интернета вещей (IoT) (датчики контроля состояния инженерных коммуникаций, мониторинг износа оборудования, своевременная диагностика аварийных ситуаций).
4. Облачные технологии хранения данных.
5. Электронные платежи и сервисы.
6. «Умные дома» и энергоэффективные решения.
7. Интеллектуальные системы диспетчерского мониторинга.
8. Развитие цифровой инфраструктуры регионов (модернизация IT-инфраструктуры регионов, внедрение цифрового документооборота.
Примеры успешных проектов цифровизации ЖКХ в России
— система ГИС ЖКХ.
— платформа «Дом. минцифры.рф» от Минстроя России.
— электронные сервисы Москвы (портал mos.ru, мобильное приложение «Моя Москва»).
По словам замминистра строительства и ЖКХ РФ Константина Михайлика, цифровизация ЖКХ важна не только для собственников квартир, но и для профессионалов отрасли. «Мы видим, что в части ответов на обращения собственников жилья уровень ответственности организаций ЖКХ растет. Доля просроченных запросов без ответа снизилась почти вдвое. Также снижается и доля обращений, перенаправленных в Госжилинспекцию. Это значит, что все чаще собственники и управляющие организации решают вопросы напрямую, без привлечения надзорных органов».
Таким образом, цифровизация является ключевым фактором развития современной сферы ЖКХ, способствующим улучшению качества жизни граждан, снижению затрат предприятий и увеличению прозрачности процессов предоставления коммунальных услуг.
Оценивая успешность опыта цифровизации на примере Тверской области, эксперты Финансового университета отмечают, что при наличии системного подхода в решении накопившихся проблем в этой сфере, получение заметных для государства, бизнеса и граждан результатов является лишь вопросом времени.







