Бизнес-процесс — это последовательность шагов или действий, которые выполняются сотрудником для достижения конкретной цели в рамках бизнеса. В любой компании много процессов. Часть из них — простые и лежат в зоне ответственности одного отдела: например, отправка закрывающих документов контрагентам. Другие – сложные, в которых участвуют многие сотрудники компании: например, производство какой-то определённой продукции, обслуживание клиентов, продажа конечного продукта клиенту. От эффективности любых бизнес-процессов напрямую зависит конкурентоспособность и прибыльность компании. Оптимизация бизнес-процессов — это совершенствование процесса, направленное на достижение прогнозируемого результата процесса, его результативности и эффективности.
Цифровая трансформация является более общим понятием, которое включает в себя изменение бизнес-модели организации, её подходов к управлению продуктами и услугами. Цифровизация является важнейшей частью цифровой трансформации, без которой осуществление успешного перехода к новой системе управления бизнесом невозможно.
В настоящее время компании и целые отрасли делают ставку на цифровизацию, рассматривая её как ключевой способ адаптации к быстро меняющимся внешним условиям. Благодаря этому цифровая трансформация в промышленности, розничной торговле, государственном секторе и других областях уже сегодня оказывает влияние на жизнь каждого человека и каждой компании.
Цифровизация помогает оптимизировать и автоматизировать бизнес-процессы в организациях, что снижает количество и стоимость ошибок, связанных с человеческим фактором, освобождает время сотрудников для выполнения более сложных и творческих задач, сокращает трудозатраты на бизнес-процессы и ускоряет выполнение функций.
Цифровую трансформацию активно применяют как во внутренних бизнес-процессах, так и в процессах взаимодействия с клиентами. Например, наличие цифровых каналов распространения продукции через собственный сайт, мобильное приложение или сторонние онлайн-платформы стало уже не конкурентным преимуществом компании, а обязательным требованием.
В последние годы государственные и коммерческие организации начали внедрять технологии искусственного интеллекта, которые способны решать сложные интеллектуальные задачи. Они успешно применяются в качестве инструмента при разработке дизайнов, аналитике клиентского пути, активно используются в продажах и маркетинге, клиентском сервисе. Основное преимущество внедрения цифровых технологий заключается в появлении возможности оперативно принимать решения и адаптироваться к новым условиям текущего состояния рынка, более качественно удовлетворять запросы клиентов и быстрее реагировать на изменение их потребностей.
В отличие от традиционной передачи ценности от производителей к потребителям с использованием посредников в конвейерных предприятиях, бизнес-модели, основанные на использовании цифровых платформ, реализуют механизмы циклической обратной связи с различными участниками платформы, которые генерируют рыночные сигналы. Так, цифровая платформа может обеспечить обратную связь с клиентом для контроля качества товаров и услуг. Цифровая платформа позволяет сократить время и трудозатраты на поиск надёжных партнёров и заключение взаимоотношений между ними, создавая прямой канал сбыта продукта.
Таким образом, используемый в платформе комплекс цифровых технологий, таких как большие данные, искусственный интеллект, роботизация и др., позволяет повысить эффективность процессов продаж путём снижения трудозатрат сотрудников на анализ рынка и поиск популярных продуктов и надёжных контрагентов.







