Top.Mail.Ru
Победить в СВО

Экономист, эксперт по корпоративным финансам и аудиту инвестиций Роман Дмовский поделился мыслями об особенностях международного и российского образования. Ему есть с чем сравнивать, поскольку он закончил London School of Economics, а также магистратуру «Оценка бизнеса и корпоративные финансы» Финансового университета при Правительстве РФ. 

Качественное образование позволило Роману активно включиться в аналитику масштабных проектов. Среди его кейсов - финансовое моделирование и анализ инвестиционного проекта аэропорта «Хабаровск» для ВЭБ в рамках «Фабрики проектного финансирования», а также принятие ВЭБ трехтраншевой финансовой модели синдиката и успешный запуск «Фабрики проектного финансирования» с общим объемом 1 трлн. руб. Его один кейс Романа – это привлечение инвестиций 100 млн. руб. в международный проект по производству беспилотных летательных аппаратов (вертолетов).

 

Роман Дмовский - участник ПМЭФ 2022, член Ассоциации импортеров и экспортеров, руководитель Комитета финансового моделирования и аудита инвестиционных проектов и проектов импортозамещения Московской ассоциации предпринимателей. Мы поговорили о специфике британского и российского высшего экономического образования, а также о тех переменах, которые необходимы в отечественной высшей школе, чтобы повысить уровень компетенций выпускников.

Роман, как Вы выбирали профессию и специализацию, с чем это было связано?

Это интересная история. Я с детства увлекался строительством домов, дорог и линий общественного транспорта. Мой дедушка был инженером-строителем, но, к сожалению, я мало с ним общался. Возможно, на уровне генетики это передалось. Я любил чертить и продумывать проекты домов и дорог. Иногда я даже проектировал на бумаге некие заводы. 

Также я сильно увлекался географией и историей. Исторические труды позволяли мне изучить прошлое нашего народа и других стран. География позволяла знать, где какие ресурсы находятся. Также умение читать карту помогает понять, где какие объекты более эффективно располагать.   

Все карты России и отдельных городов, регионов, которые были у меня дома, были просто изрисованы. Там был очень крупный масштаб, были видны отдельные районы и дома. Я прокладывал дополнительные дороги, если видел, что они не продуманы и заканчиваются тупиком. Прокладывал эстакады и транспортные развязки, особенно там, где видел заторы и пробки, где ходит грузовой транспорт. Также проектировал дома там, где их нет. Прокладывал дополнительные железнодорожные пути. 

Удивительно: многие из моих детских проектов действительно были потом реализованы в Москве и в других регионах. Например, мэр Москвы Сергей Собянин говорит о том, что прокладывает Северо-Восточную хорду, достаю детский рисунок, а она там уже есть. 

Интересные совпадения! Роман, а почему все-таки вы пошли не в строительство, а в экономику?

Я очень активно интересовался тематикой строительства, инженерией. Когда я стал общаться с друзьями семьи – опытными строителями, они мне сказали, что без финансов проект остается только на бумаге. А мне важно, чтобы мои проекты были реализованы. Взрослые строители объяснили, что финансы – это та волшебная палочка, которая определяет, остается ли проект на бумаге или переходит в реальность. 

Когда я учился в 9 классе, увидел на канале РТР выступление представителя МАДИ, который сказал, что они разработали систему ливневок и канализации в Москве, но у них нет денег на воплощение этого проекта в жизнь. Это был последний, что называется, гвоздь в карьеру строителя. Я понял: если преподаватель из такого авторитетного института, который я рассматривал для поступления, говорит о деньгах, то для реализации крупных инфраструктурных проектов нужны деньги. Слово «инвестиции» я тогда не знал. 

Я очень сильно захотел узнать, у кого есть деньги, где необходимы деньги, куда их можно применить, и как соединить владельцев денег с требующим финансирования проектом, чтобы все стороны были довольны результатами. Понятие «инвестиционная привлекательность проекта» тоже мне было неизвестно, поэтому я решил учиться на экономиста-финансиста, чтобы разобраться в этой теме.

 

Что дала вам учеба в Лондонской школе экономики? В чем отличие британского подхода к высшему образованию от российского?

Сначала я поступал в российские вузы и не думал о Лондонской школе экономики. В приемной комиссии финансового университета, когда я пошел туда подавать документы, я узнал о программе двойных дипломов, но мне они были не интересны: это просто дается сертификат об обучении, но никакого погружения в предметы нет.

Но я узнал, что можно поступить именно в 3-4-летний бакалавриат Лондонской школы экономики. Для этого нужно пройти подготовку. Так я поступил в финансовый университет и параллельно на курс подготовки к Лондонской школе экономики. А затем уже на первом курсе я сдал вступительные экзамены и отправился учиться в Лондон. Мы могли сдавать экзамены в Москве и в Лондоне, а учили нас именно преподаватели Лондонской школы экономики – ведущие ученые, руководители банков, бизнеса и даже министерств Великобритании. Это очень важно. Это либо люди, которые работают в ООН, либо британские бизнесмены высокого статуса.   

 

Образовательная программа была выверена, очищена от лишних дисциплин. Это многолетняя программа, она существует давно. По ней учатся много студентов. Все предметы важны для формирования профессиональных компетенций, они излагаются простым языком. Все, что нам давали в Лондонской школе экономики, буквально слово в слово спрашивали при приеме на работу в компаниях. Так я прошел интервью в английский банк HSBC, он стал моим первым местом работы. 

В чем, на ваш взгляд, основные преимущества Лондонской школы экономики?

Важно отметить, что этот вуз входит в топ-4 лучших вузов Великобритании наряду с Оксфордом, Кембриджем и Дартским университетом. Диплом Лондонской школы экономики уважается и признается руководителями бизнеса, банков, госструктур во всем мире. Диплом полного английского бакалавриата, по моему личному опыту, обеспечивает приглашение на собеседование в течение суток, но чаще всего звонят уже через несколько часов. 

Королева Елизавета II и принцесса Анна 

Одна из причин такого высокого стандарта образования в том, что Лондонскую школу экономики курирует лично принцесса Анна – единственная дочь Королевы Елизаветы II и герцога Филиппа Эдинбургского.

Как возникают связи в Лондонской школе экономики? Во-первых, можно напрямую написать на электронную почту, либо в соцсетях, - крупному бизнесмену или министру. Обычно в тот же день этот человек отвечает, если указать в письме свой диплом. Они готовы общаться и в чем-то помочь, если просьба посильная.

Я себя ощущаю членом некоего мирового сообщества, ограниченного пула людей, который может себе позволить многое. Но для того, чтобы это себе позволить, мне пришлось серьезно поучиться и параллельно активно заботиться о своей карьере.

Роман, насколько международные стандарты экономического образования применимы к российским реалиям?

У меня два образования – и российское, и британское. Давайте сравним две системы. Я вижу и сильные, и слабые стороны в обеих. Как я уже говорил, в Лондонской школе экономики нет лишних предметов. Все, что там дается, нужно полностью в себя впитывать, потому что именно это является актуальным знанием для работы и в международных компаниях, и во многих российских. Эти знания дают механизм, как разговаривать с руководителями и основателями компании на одном языке. Это то, что нужно для старта карьеры. 

А дальше начинается самое интересное. Для того, чтобы развиваться в области аналитики, нужно иметь компетенции всестороннего и глубокого анализа. Бакалавриат по болонской системе не предполагает выработку таких компетенций, потому что он дает знания, но не практический опыт. Предполагается, что английский выпускник вуза устраивается в банк, где его учат практическим навыкам. И это было в моей карьере именно так. В российских компаниях все иначе: здесь выпускника ждут уже с проверенными на практике компетенциями и учить его никто не хочет. 

Финансовый университет при Правительстве РФ

 

А с чем это связано? Может быть, российские студенты раньше начинают работать?

Нет, наоборот, я бы сказал, это связано с тем, что российские компании стараются работать в системе сокращенных штатов. Они стараются обеспечить своим бенефициарам еще большую прибыли, чем английские компании. Это делается в том числе за счет экономии на штате. Российские компании только недавно начали выпускать программы стажировок, и то это в основном российские «дочки» международных компаний. 

Если взять всю историю российской экономики, которой около 30 лет, то только 5 лет назад начали зарождаться серьезные программы подготовки специалистов, когда люди стали чему-то серьезно учиться, когда можно было учиться по болонской системе: просто иметь знания, а навыки, компетенции приложатся. В российских компаниях обычно берут человека на базовую позицию и делегируют ему сразу большое количество проектов, в которых он должен разбираться и давать хороший результат. Достаточно серьезно происходят отборы в российские компании, особенно в российские банки. До недавнего времени туда могли пройти собеседования только выпускники Лондонской школы экономики, которые могли слово в слово сказать н собеседовании то, что хочет услышать работодатель. А иначе можно растеряться и не пройти этот строгий отбор.

В чем же сильные стороны российского образования? 

Отечественная высшая школа, несмотря на проведенные реформы, сохранила со времен СССР традицию формирования у студентов многогранного мышления и всестороннего анализа. Когда образование было 5-летним, то на 5-м году этому учили непосредственно в университете. И тогда работодатели, привыкшие получать готовых специалистов с дипломом специалитета, они ожидают, что к ним придут выпускники вуза как профессионалы начального уровня. Они знают про болонскую систему, но им даже в голову не приходит обучать выпускников. Они считают, что специалиста с высшим образованием можно сразу допускать к работе. 

Выпускники должны сразу выполнять задачи, за которые им платят деньги. Работодатель не хочет еще параллельно обучать молодых специалистов. 

 

Получается, что в российском высшем образовании студентов сразу приучают к практике. На многих факультетах с 4 курса начинаются стажировки по специальности. А некоторые самые амбициозные студенты начинают работать с 3-4 курса. Может быть, еще в этом особенность российского образования?

Тут ситуация такая. В английских вузах и в английской системе бизнеса считается абсолютно нормальным, что студент изначально уделяет максимум внимания учебе. У них бакалавриат длится не 4 года, как в России, а три года, и ему дают время, чтобы постепенно познакомиться с потенциальными работодателями, которые приезжают к нему, проводят встречи, берут его на 2-3 недели на стажировку. Эта стажировка не оплачивается, хотя он знакомится с командой. Ему дают возможность абсолютно везде себя попробовать. Например, он может сказать: «Я хочу работать в банке на международных сделках». Он получает возможность проявить себя в этом направлении. Ему дают три недели, чтобы разобраться в этом виде работы. И потом спрашивают, понравилось ли это ему. И самое главное, работодатель уточняет: «Что нам улучшить в работе, чтобы такие, как ты, постоянно приходили к нам на практику и стажировку?» 

Они очень заинтересованы в студентах, притом если речь идет о выпускниках топ-4 вузов, их лично ведут на трудоустройство. В Великобритании много вузов, они структурированы по классам: есть высшие, средние и низшие. Все стараются работать с высшими вузами, поэтому выпускников таких вузов на все компании не хватает. Вакансий там намного больше, чем выпускников престижных вузов. Также немного тех выпускников, которые сразу могут получить разрешение на работу, есть определенные сложности, связанные с получением гражданства Великобритании. Самых перспективных выпускников они пропускают через строгие механизмы отбора своего бизнеса. Но они нормально относятся к тому, что выпускник вуза не имеет опыта и записей в трудовой книжке после окончания бакалавриата. Многие банки берут на работу только после магистратуры. А тех, кто учится в магистратуре, берут только на летние стажировки на 2 месяца. Они не мешают студентам получить полное образование. Потом, когда она защищают свои магистерские диссертации, они могут прийти на работу. Это будет уже годовая стажировка – of sickle, не циклическая. 

В России все наоборот: у нас никто не хочет ждать. Раньше в России была система специалитета, где многие кейсы отрабатывались непосредственно в вузе. Работодателю требовалось 2-3 месяца на то, чтобы сотрудник влился в рабочий процесс. А сейчас произошло следующее: нагрузка у студентов осталась прежней. Не были сокращены непрофильные предметы, как это сделано в Англии.  Предметы, которые невозможно уместить в 4 года, в Англии в три года, они были из английской системы бакалавриата убраны и перенесены в магистратуру. В российских вузах остались фундаментальные дисциплины, например, очень глубокая математика, очень дотошная психология, очень сильная философия, которая требует большого количества времени на чтение литературы. В вузе не дают конспект лекций по философии, нужно читать большие труды различных философских школ и конспектировать их самостоятельно, а также нужно правильно отвечать на каверзные вопросы, заставляющие мозг крутиться, как на сковородке. 

 

Все эти дисциплины для нормальной подготовки по ним заставляют на 1-2 курсе поставить на паузу обучение по основным дисциплинам, которые как раз и нужны. У нас остался кусочек от советской системы сейчас – сильный кусок фундаментальных дисциплин, они должны заставлять мозг анализировать и думать глубоко. Но у студентов очень немного времени – всего 4 года, из которых полгода – это стажировка в компаниях, яростный поиск работы и защита диплома. Более того, в английских вузах стипендия позволяет студентам достаточно хорошо жить, нормально питаться и снимать жилье. 

В России средняя стипендия составляет около 2 000 рублей. Многие студенты учатся в Москве. В финансовом университете нормальный обед стоил около 300-400 рублей. Если бы я получал среднюю стипендию, я могу бы себе позволить только 5-6 обедов в месяц. 

У меня достаточно стройное телосложение, и из-за того, что я делаю много интеллектуальной работы, у меня быстро сжигаются калории. Я ем на уровне спортсмена, который занимается культуризмом. Я ем очень много мяса, белка, пью полезные витамины и различные БАДы. У меня мозг – такая же мышца, он требует очень много питания. В университете я ел около 5 раз в день. 

Я не понимаю, как российские студенты могли бы прожить без работы, если они снимают жилье в Москве. На 1 курсе у многих умных людей происходит расфокусировка внимания, они начинают искать какие-то опции, как подзаработать. Из-за того, что они еще слишком юны, они работают не по профилю. Потом после нескольких неудачно сданных сессий они вылетают из университета, потому что одновременно работать и учиться невозможно. Когда я учился на 1 и 2 курсе, я не работал и активно занимался исследовательскими проектами. А многие студенты не занимаются не только исследованиями, они не занимаются даже непосредственной учебой. Они многое бросают, поэтому у нас так мало квалифицированных специалистов. 

Второй очень важный момент: люди, которые все-таки учатся и каким-то образом находят деньги на жизнь, например, им помогают родители, они вынуждены грызть предметы, которые необходимо было бы растянуть по времени на большее количество месяцев. Эти предметы даются очень быстро – за один модуль, то есть за 5 недель. За это время нужно пройти то, что раньше в советском вузе проходили полтора года. Например, учить философию с утра субботы и до 4-х часов в понедельник было нормальным явлением. Это нужно, чтобы эффективно отвечать на вопросы преподавателей и получать четверки или пятерки. Списывать у нас было нельзя, за этим строго следили, в аудиториях были даже установлены камеры. 

Роман, что, на Ваш взгляд, нужно поменять в этой системе обучения, чтобы студенты более эффективно получали знания по своей специализации?

Есть два проверенных пути. Первый путь – это скопировать учебный план Лондонской школы экономики, благо он есть в открытом доступе, а это значит, что надо убрать из программы такие тяжелые предметы, как психология, политология, философия, также очень жестко проработать программу по математическому анализу, чтобы уменьшить объем материала, который дают российским студентам. Наша задача – распределить все предметы на 4 года, убрав все лишнее. И соответственно, добавляем компоненты – практические занятия с преподавателями. Таким образом мы копируем болонскую систему бакалавриата. Все остальное необходимо переместить в блок магистратуры и сделать ее более тяжелой. Тогда после бакалавриата люди могут начинать работать и в то же время нужно работодателей подготовить к тому, что, когда выпускники вузов будут приходить на работу, их надо будет учить анализировать информацию на практике с нуля. То есть надо одновременно подготовить работодателей и структурировать систему обучения. 

Второй путь – это чисто советский вариант. Надо через магистратуру или еще каким-то образом добавить пятый год обучения. Тогда мы сохраняем предметы, но мы говорим студентам, что если мы оставляем магистратуру и ничего не меняем, тогда основные предметы они изучают только в магистратуре. В рамках бакалавриата студентов учат анализировать информацию по любому предмету, а специализацию они получают в магистратуре. Это смешанный вариант.

В Лондонской школе экономики учат производственным предметам с нуля. А тут получается, что мы для общего развития будем изучать математику, философию, психологию и политологию, потратим на это несколько лет. Это нам позволит мыслить очень глубоко, рационально и всесторонне. Эта компетенция нужна, потому что тогда предметы магистратуры можно будет проходить быстрее и въезжать в работу на новых дисциплинах, на новых темах у работодателя можно будет быстрее. Сейчас это происходит достаточно медленно. 

Роман, на мой взгляд, психология – практическая наука, она нужна для общения любому специалисту, особенно для карьеры в бизнесе. Как Вы считаете?

В нас в Финансовом университете была очень глубокая психология, мы изучали ее полгода. В МГУ ее изучают 2,5 года. Но сейчас во многих вузах психологию убирают совсем или оставляют на один модуль – на 5 недель. На самом деле вопрос дискуссионный, чему конкретно учит психология, но уж точно она учит тому, что навыки общения имеют решающее значение при ведении деловых переговоров. Методическая база у каждого своя, но как минимум студент понимает, что нельзя быть букой и зарабатывать много денег, либо стать руководителем. Можно вступить в диалог с преподавателем психологии и получить от него вполне определенные практические советы. 

Если человек зажатый, ему порекомендуют заниматься неким спортом, ходить на какие-то выставки и светские мероприятия, либо пойти на актерские курсы, на курсы ораторского мастерства. Подобные рекомендации принесут очень много пользы для дальнейшего развития студента. Возможно, благодаря изучению психологии, студент, который был некоммуникабельным или конфликтным, сможет поменять свое поведение, завести новых друзей и даже встретить свою любовь. 

Политология важна для понимания политических движений. Многие люди сейчас не знают, за кого голосовать. А политология приоткрывает завесу, говоря о том, как себя нужно вести для той или иной сферы, именно взаимодействуя с политическими движениями. Это очень важно, потому что во многих проектах нужно продвигаться через конкурс «Лидеры России». Здесь политология в чем-то даже пересекается с психологией.

Философия заставляет студентов много думать, анализировать. Математика заставляет думать рационально и логически. Проблема в следующем: как я уже сказал, в основном, студенты от этих предметов, мягко говоря, отлынивают. Многие студенты думают: «Мы пришли обучаться экономике, значит, нам нужны финансы, математический анализ, теория вероятности, статистика, банковское дело…»

А менеджмент нужен?

Да, он тоже нужен. Но обычно от менеджмента тоже отлынивают. Технология, философия, политология, навыки деловой переписки – все эти предметы мы проходим в Финансовом университете, но многие студенты стараются от них «откосить». Они стараются больше заниматься профильными предметами, а еще хотят заниматься спортом, встречаться с девушками, ходить в клубы.       

Я лично погружался в дополнительные предметы с головой ценой бессонных ночей, на первых двух курсах никуда вообще не ходил, ни в театры, ни на отдых не ездил. Я учился и летом, и в новогодние праздники, потому что иначе было невозможно «съесть» психологию, политологию и профильные предметы. Но я их «съел», поэтому у меня красный диплом российского вуза. Сейчас мне все эти российские, советские навыки пригодились. 

Роман, что пожелаете студентам перед началом учебного года?

Желаю всем активно изучать и профильные, и дополнительные предметы, расширяя свой кругозор. Впитывайте знания и навыки, которые помогут стать профессионалом высокого уровня. А также развивайте аналитическое мышление. Навык проводить глубокий, всесторонний анализ определил всю мою карьеру. И еще: если вы уже учитесь на старших курсах, ищите солидную компанию для стажировки, подбирайте варианты подработки в свободное время, прокачивайте навыки нетворкинга на деловых мероприятиях. Все это поможет вам достичь успеха!   

Киностудия Дар-фильм
Автор: Мария Дарская
Последние публикации автора


Роман Дмовский: «Кризис открывает новые перспективы!»

Роман Дмовский – экономист, специалист по корпоративным финансам и аудиту инвестиций. Он закончил London School of Economics, а также магистратуру Финансового университета при Правительстве РФ.

Роман Дмовский – экономист, специалист по корпоративным финансам и аудиту инвестиций. Он закончил London School of Economics, а также   магистратуру «Оценка бизнеса и корпоративные финансы» Финансового университета при Правительстве РФ.  Несмотря на довольно юный возраст, он успел поучаствовать в разработке масштабных ... Читать 8 мин.

Роман Дмовский: «Кризис открывает новые перспективы!»

Предприниматели подвели итоги сезона и наметили новые планы

Летом очень много локаций, которые позволяют совмещать нетворкинг и отдых в приятной атмосфере. 20 июля состоялось масштабное мероприятие — «Закрытие делового сезона Экосистемы Московской ассоциации предпринимателей», организованное командой директора компании ULIKOR Юлии Королевой. В яхт-клубе «Малибу» на живописном берегу Пироговского водохранилища собралось более 100 представителей малого и среднего бизнеса, руководители профильных комитетов и партнеры МАП.

Летом очень много локаций, которые позволяют совмещать нетворкинг и отдых в приятной атмосфере. 20 июля состоялось масштабное мероприятие — «Закрытие делового сезона Экосистемы Московской ассоциации предпринимателей», организованное командой директора компании ULIKOR Юлии Королёвой.   В московском яхт-клубе «Малибу», на живописном бе... Читать 7 мин.

Предприниматели подвели итоги сезона и наметили новые планы
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!