Новые инициативы правительства для развития малого и среднего предпринимательства в России
В недавней мотивационной пояснительной записке региональных депутатов в частности говорится: «Проектируемые нормы позволят не только поддержать стабильный рост сектора малого и среднего предпринимательства, но и откроют возможности для лиц, применяющих специальный налоговый режим, за счёт отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства участвовать в государственных закупках в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Разберемся с этим подробнее.
Почему инициативу реализуют сейчас или особенности времени
Пока, кроме анонсов (до принятия как официальный нормативно-правовой акт - НПА) законопроект ничего не значит, и фактически начнет действовать фактически только тогда, когда (инертно) будет выработано и принято Положение о реализации закона (или дополнений в действующий закон, как новая его редакция). Иногда между этими временными точками проходит от нескольких месяцев до года.
Тем не менее если в закон внесут изменения в части полномочий и регулирования рабочих отношений с самозанятыми (их в Петербурге более 630 тыс. человек — чуть меньше, чем 10% населения все возрастов в мегаполисе, и примерно на 500 тысяч больше чем зарегистрированных многодетных семей), тогда СМП получают новые перспективы занятости, грантов, субсидий и доходов.
Малое и среднее предпринимательство в Санкт - Петербурге
Почему Петербург
По открытым данным видно, что в Северной столице на протяжении почти 10 лет фиксируется ежегодный прирост (статистически примерно на 10% относительно прежнего годового периода) зарегистрированных граждан в качестве самозанятых физических лиц.
В соответствии с законом, статус самозанятых может быть и у ИП (индивидуального предпринимателя). Но таких ИП в статусе немного, всего несколько десятков тысяч и рост сего контингента относительно незначительный.
Следовательно, рост идет за счёт граждан — физических лиц, желающих пользоваться льготной формой налогообложения. Петербург лидирует в России по приросту самозанятых несколько лет и по количеству самозанятых в условном сравнении на 100 тысяч населения граждан. Надо полагать, что за опытом Северной столицы похожие НПА примут соседние регионы и в частности Ленинградская область.
Почему растет кластер именно СМП (самозанятый предприниматель)
Самозанятый по сути - форма, близкая к предпринимательству по занятиям, правам, статусу. Готовящийся закон (сомнений в том, что будет принят – нет) только формально закрепит это условное равенство. Поучение статуса СМП относительно несложная процедура, достаточно обратиться с документами в МФЦ, не надо даже минимального уставного капитала и назначения руководящих органов.
В правовом поле это «и швец, и жнец, и на дуде игрец», все делает сам, но и отвечает на претензии тоже сам, своими активами. И если «артель» или «ассоциация» коллег из нескольких СМП в понятии юридической нормы возможна, то «общество самозанятых» или фирма, где один СМП официально руководит другими СМП — пока юридический нонсенс. На практике такие «объединения» возможны и реальны, но действуют неофициально; каждый СМП юридически по закону отвечает все‑таки за себя.
Итак, среди удобств — простота оформления статуса, упрощённый режим налогообложения (можно частично или полностью в отдельные периоды времени не показывать деятельности, соответственно пропорционально от нее и платить налог).
Теперь с новым НПА можно будет участвовать в программе госзакупок и быть в реестре малого и среднего бизнеса.
Перспективы развития малого и среднего предпринимательства
Участие в госзакупках открывает для СМП новые перспективы в зависимости от сферы деятельности. Среди направлений деятельности много интересного.
Возьмем пример репетитора, тренера или скажем владельца нескольких единиц транспортной техники.
Кстати, спецтехника (трактора и прочие) очень дорогая техника, её владельцы и жили и живут хорошо, сдавая активы в аренду и работают на собственных орудиях производства. С репетитором все понятно — заключил договор, оказал услуги, получил от благодарных клиентов средства на развитие. С детским тренером — похожая ситуация. Они и оказывали ранее услуги по договорам с спортивными школами или образовательными организациями. Которые в свою очередь заключали договора с родителями — физическими лицами.
Но теперь появится возможность у СМП выполнять работу (услуги) непосредственно от заказчиков государственных, к примеру, районных муниципальных администраций. Что ранее было прерогативой только АО и ООО.
Можно было исхитриться и заключать договор администрации и ИП, СМП (к примеру, в сельских поселениях первого низового уровня, но не в Петербурге, эту схему использовали — глава СП заключал договор с местным трактористом по уборке, скажем, снега с улиц), но чиновники статусом выше эту схему старались обходить; теперь же будут вполне законные возможности сотрудничества государственных учреждений и СМП, к примеру, районных КСЦОН и центров помощи семье и детям — на обучающие услуги, оказываемые СМП. СМП лично сможет получать гранты, как много ранее имели возможность их получать АНО — в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Особенности ситуации
Не зря в начале коммента начал сравнивать СМП и многодетные семьи. Частные детские сады в собственной квартире, при соблюдении соответствующих условий и требований, вполне могут вести СМП (ранее только ИП и ООО).
Или такой практический пример из области иппотерапии, который скоро будет реальностью. Владелец лошади или условного табун лошадей (но не конюшни) в статусе самозанятого может официально оказывать услуги администрации района или госучреждению на спортивных мероприятиях или детских праздниках. Администрация платит — конезаводчик катает детей, отвечая по договору за их безопасность.
То есть ожидается ещё больший расцвет «мелких лавочников» (мелких собственников) в статусе СМП.
Ответственность — уголовную и материальную они понесут (согласно действующему ныне правовому полю) только в случае претензий заказчика (о невыполненной в срок работе и недостатках её качества) или ином доказанном нарушении закона, при причинении других людям фактического вреда. А это случается не так уж и часто.
СМП как лицо, получающее любой (от 1 копейки и выше) доход, согласно ст. 2 Федерального закона «О занятости» не может быть признано безработным, следовательно, и тут государству нагрузки меньше — не надо платить пособия и оплачивать больничные листы: СМП — сам себе хозяин.
Тренд, тенденция последних лет или «запах» времени таков, что государство всеми способами пытается освободиться от избыточного пассива в виде социальных выплат различного рода пособий, перекладывая ответственность за свои «успехи» в жизни непосредственно на самих граждан. В данном случае «освобождение» нравится всем сторонам.
К примеру, если многодетная мать — владелец лошадей или тренер оказывает услуги в статусе СМП, тогда на часть социальных выплат или социальной материальной помощи от государства (администрации района) она уже не сможет рассчитывать (помощь рассчитывается от заявленных и иногда перепроверяемых доходов за 3 месяца, и если они ниже условной нормы, то мать (семья) получает социальную помощь, иногда значительную и 100, и 200 тыс.рублей единовременно, ей также оплачиваются чеки за произведенный ремонт в квартире и т.д — много нюансов). СМП не снимет, но облегчит бремя государственного участия в делах людей в части необязательной социальной помощи.
С другой стороны, то же государство ничего не теряет. Государственные структуры и администрации не обязаны заключать договор на оказание услуг с СМП. Следовательно, будут заключать договора там и тогда, когда это выгодно всем сторонам. К примеру, по знакомству, по рекомендации.
Все СМП никогда не получат хороших доходов от сего нововведения. Но некоторые — обязательно получат.