Санкционная политика, реализуемая зарубежными странами, оказала влияние на различные сегменты отечественной экономики, в том числе и на автомобильный рынок. Уход иностранных производителей, спровоцировал дефицит машин и их подорожание. В настоящее время автомобильный рынок России адаптируется к сложившимся условиям, применяя такие меры как параллельный импорт, популяризация отечественного автопрома, льготное автокредитование и прочие.
Сегодня на рынке ключевыми игроками являются российский «АвтоВаз» и китайские автопроизводители, которые уже имеют сильные позиции.
Согласно данных аналитического агентства «Автостат»в октябре 2023 года в России было реализовано 112238 новых легковых автомобилей, что в 2,6 раза больше, чем аналогичный период предыдущего года. По данным за октябрь 2023 года самыми продаваемыми являются автомобили марки LADA, объем их реализации составил 34464 единицы. Доля рынка, занимаемая этим брендом равна 30,71%, в 2022 году данный показатель был выше и составлял 39,52%. Среди модельного ряда LADA наиболее востребованными для потребителей являются LADA Granta с показателями реализации 18493 единицы и LADA Vesta с объемом продаж равным 6981 автомобиль. По итогам октября 2023 года объемы продаж LADA Granta в России оказались рекордными с момента начала производства модели в 2011 году. Одновременно в салонах LADA остаются пусть и достаточно устаревшие, но все еще востребованные внедорожники Lada Niva Legend и Niva Travel. Среди иномарок наиболее популярны китайские легковые автомобили Haval, Chery, Geely, Changan, OMODAи EXEED. За последний месяц китайский бренд Haval на территории России реализовал 12823 автомобиля, что на 97,1% выше, чем в октябре 2022 года. За 10 месяцев 2023 года объемы продаж легковых автомобилей Haval составили 81981 единица. Самыми продаваемыми иномарками данного бренда являются кроссоверы Haval Jolion, которых реализовано 6270 штук за октябрь 2023 года и 40883 штуки за 10 месяцев с начала года. Доля рынка, занимаемая Haval в России оценивается в 11,42% - это лидер рынка среди китайских автомобилей. На втором месте располагается Chery с продажами 10859 автомобилей и долей рынка равной 9,67% по данным за октябрь 2023 года. Также в тройку лидеров китайских автомобилей, продаваемых в России, входит Geely с объемом продаж за последний месяц 10360 автомобилей и долей рынка 9,23%.
За 10 месяцев 2023 года в России было продано 829548 новых легковых машин, что на 60,1% выше, чем в январе – октябре 2022 года. Приоритет покупателя отдают отечественному производителю и китайским брендам. Практически по всем популярным маркам наблюдается рост продаж, за исключением Kia и Toyota, снижение объемов реализации автомобилей данных брендов составило 49,6% и 22,8% соответственно.
Большинство машин LADA сейчас предлагается по цене в районе 1 млн руб., в то время как средняя цена китайского автомобиля стартует от 2 млн руб.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Павловой Анны, китайские производители автомобилей в перспективе будут укреплять свои позиции на российском рынке, наращивать объемы продаж и стремиться локализовать производство с целью снижения себестоимости машин, при этом западным компаниям уже будет не так просто вернуться на российский рынок, ведь предложения китайских брендов достаточно технологичны, характеризуются широким ассортиментом, оптимальной ценовой политикой, наличием гарантий и отсутствием проблем с поставкой комплектующих. На фоне расширения присутствия китайских автомобилей на рынке важно поддерживать конкурентоспособность отечественного автопрома за счет реализации государственных программ, привлечение инвестиций в развитие отрасли, обеспечения устойчивости цен, достижения технологического суверенитета.