Иннокентий Смоктуновский: чем запомнился
Всего в бэкграунде заслуженного актёра и народного любимца 44 роли в театральных постановках (спектаклях) и 47 – в кинематографе. Кроме того, ещё в 41-м художественном фильме Смоктуновский озвучивает роли и читает закадровый текст.
Наиболее известны театральные роли принца Гамлета (1964, в знаменитой экранизации пьесы Шекспира Г. Козинцева), царя Федора Иоанновича, чеховский Иванов, Порфирий Головлев во МХАТе. В кинематографе — роли Циолковского, Чекалинского, Плюшкина, Сальери в «Маленьких трагедиях» режиссёра М. Швейцера (1979) и другие принесли талантливому актёру заслуженную известность.
Помнится драматическая интерпретация князя Мышкина по мотивам романа «Идиот» Ф. М. Достоевского. Одной из лучших ролей киноведы и критики называют главную роль в спектакле «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (Малый театр, 1973).
Карьера Смоктуновского в кино началась с фильма режиссёра Михаила Ромма «Девять дней в одного года» (1962). Многим запомнилась роль иркутского генерал-губернатора Цейдлера в фильме «Звезда пленительного счастья» (реж. В. Мотыль). Быстрый переход в зависимости от обстоятельств в полярных отношениях к княгине Е. И. Трубецкой сыгран великолепно. Неотразим Иннокентий Михайлович в лирической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». В 1992 году и позже в театре «Антреприза Н. Шлезингера» (США) играли спектакль «Из жизни дождевых червей» — постановка И. Смоктуновского и В. Ланского-Андерсен.
Иннокентий Смоктуновский: из биографии
Гений своего времени родился в Татьяновке Томской губернии (сегодня Шегарский район) в многодетной семье белорусского крестьянина Михаила Петровича Смоктуновича и Анны Васильевны Махнёвой.

Как позже пояснял в интервью сам Иннокентий Михайлович, «прадед служил егерем в Беловежской пуще и в 1861 году убил зубра. Кто‑то „настучал“, и его сослали в Сибирь — вместе со всей семьёй» — (источник: Иннокентий Смоктуновский. Жизнь и роли / Автор-составитель Дубровский В. Я. / Под ред. Б. М. Поюровского. — М. : , 2002. — 383 с. — ISBN 5–210–01434–7).
Исходя из этой информации корни Смоктуновичей действительно в Беларуси, не в Польше.
О первом увиденном в 14-летнем возрасте спектакле актёр вспоминал так: «Сейчас уже я понимаю, что это было просто дурно по вкусу, но тогда вышел потрясённый… Должно быть, я был очень добрым зрителем или во мне уже тогда заговорило нутро: попал домой».
Планида актёра Иннокентия Смоктуновского
Судьба актёра очень интересная, наполняющая впечатлениями даже сегодняшнего искушённого театра и киноведа. Вот лишь некоторые подробности. В первый год войны Иннокентий в Красноярске окончил фельдшерско-акушерское училище, затем краткие курсы киномехаников, и в 1942 году уже работал вольнонаёмным в размещенной в городе воинской части и госпитале при ней. Творческую деятельность актёр вел со времени поступления — сначала статистом — в красноярский драмтеатр в 1942 году и вплоть до своей внезапной смерти в санатории в 1994 году.
Призван в армию в 1943 году. Начиная с 18 летнего возраста будущий актёр участвовал в сражениях под Курском, на Днепре и под Киевом, затем участвовал в битвах за Варшаву и позже на берлинском направлении. Войну закончил в городе Гревесмюлен на севере Германии.
Зимой 1943–1944 годов был в немецком плену, бежал из плена, воевал за Родину в действующей армии. Воинское звание — гвардии сержант.
После окончания ВОВ, в 1945 возвратился в Красноярск и учился в студии при Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина. В следующее десятилетие совершенствовал талант в составе труп и на сценах РДТ им. Лермонтова в Грозном, в ДРДТ им. Горького в Махачкале, на сцене Норильского Заполярного театра драмы и музыкальной комедии сыграл в 13 разных спектаклях. В 1953–1954 годах жил в Сталинграде и выступал на сцене Областного драматического театра имени М. Горького.
В 1955 году Иннокентий Смоктуновский переехал в Москву.
Но и тут не все было просто — он сменил несколько театров, в том числе служил в трупе Театра-студии киноактёра, в Малом театре.
Пока, наконец, даровитого актёра не заметил режиссёр Александр Иванов, пригласив «приезжего» на роль Фарбера в фильме «Солдаты» по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Затем помог случай, и состоялось знакомство с признанным мэтром Мельпомены — Георгием Товстоноговым.
Поэтому с 1957 года Смоктуновский активно и содержательно работал — успешно начал с роли «князя Мышкина» в «Идиоте» под режиссёрским руководством Товстоногова в БДТ в Ленинграде.
В «городе Ленина» Смоктуновский жил в доме 75 по Московскому проспекту и активно работал в 1957–1971 годах.
В 1964 году Смоктуновский сыграл роль принца Гамлета в знаменитой экранизации Григория Козинцева пьесы Шекспира, что принесло значительное внимание в родной стране и в мире. Признанным в мире исполнителем роли принца датского считался Лоренс Оливье. Однако в искусстве есть понятие индивидуального и неповторимого творческого стиля, поэтому сравнения межу актёрами мало уместны, но каждая роль — это новая интерпретация, даже если речь о трагедии У. Шекспира, написанной много веков назад.
Тем не менее Смоктуновский ощутил не номинальное международное признание – «лучший иностранный актёр года» (Великобритания, 1965). Заслуженный деятель искусств Словакии. В 1964, 1966, 1970 годах «Лучший актёр года» по версии профильного популярного журнала «Советский экран».
Другой и близкий Смоктуновский
В какой бы трупе ни играл Иннокентий Смоктуновский — а он украшал талантом лучшие театры страны — всегда оставлял удивительные впечатления. Как видно из биографии актёр постиг профессию в основном самообразованием и «без отрыва от театра», по 3–5 лет в театральном вузе — как теперь принято — не обучался. Тем не менее его талант раскрылся вполне и это признавали ведущие режиссёры, киноведы и театральные критики страны. Очень близко талантливый актёр сошелся во МХАТе (МХТ им. А. П. Чехова) с Олегом Ефремовым.

И стиль игры, непредсказуемость перевоплощения и даже очень узнаваемый голос — все было связано с самовыражением.
Всего этого невозможно добиться только актёрскими ужимками, уловками или приемами. Поэтому, несомненно талант, — отзывался о Смоктуновском режиссёр Эльдар Рязанов.
Для Олега Ефремова было очевидно: великих много — Смоктуновский один. У актера немного виноватая, естественно-потрясающая и открытая улыбка.
Люди, любившие Смоктуновского, понимали его. Замечали то, что другим было «не видно».
Недавно большое интервью об Иннокентии Смоктуновском дала прессе Алла Сергеевна Демидова — Народная артистка РСФСР, ведущая актриса Драматического театра на Таганке, близко знавшая Иннокентия Михайловича.
Актёр Актёрыч
Так называли его близкие люди. Привожу цитату из воспоминаний.
«Он всегда был другим. Первый раз я увидела его в роли Мышкина в „Идиоте“ на сцене БДТ. Это был конец шестидесятых. И вдруг на этом фоне появляется совершенно другой человек. Тихий, наивный и очень естественный. Эта его естественность была перпендикуляром для времени. Теперешняя естественность — клише, а та — перпендикуляр».
Алла Сергеевна Демидова сообщает, что Смоктуновский нередко фонтанировал юмором.
«Иннокентий Михалыч, на самое безопасное место садитесь?», на что он мне моментально и ещё более едко отвечает: «Ох, Алла Сергеевна, вы такая важная, все время критикуете. Я тут вас как‑то после премьеры на Таганке встретил, говорю: „Здравствуйте“, а вы мне так кивнули, как будто я — Демидова, а вы — Смоктуновский».
А. Демидова делает и такой вывод о Смоктуновском:
«Это не загадка, это масштаб личности». «Одни актёры слушают и слышат, а другие нет».
Тут, конечно много — от причинно-следственной связи. Как и все великие люди, Смоктуновский был немного мистиком. В нем также была заметна эксцентричность. По отзывам друзей и коллег Смоктуновский верил в предопределённость: «нечто тебе дано, и кто‑то тебя „ведет“». От человека, он считал, мало что зависит. Верующий или неверующий - это лишь господу видно.

Из воспоминаний Аллы Демидовой:
«Этуш ходил гулять в этот лес с палкой с набалдашником, всегда одетый, в костюме. А Смоктуновский — в рваной маечке, с полотенцем на плече. Забегал в таком виде на огород, копал мне грядку под клубнику и картошку».
Или другая ситуация.
«У меня был кот, и я вечно слышала „мяу-мяу“ под дверью, открывала — никого нет. Потом как‑то раз смотрю — за дверью Иннокентий Михайлович на корточках, мяукает. В жизни он был очень игровой. Я тоже. С близкими».
На вопрос «Что для вас сейчас важнее — артист Смоктуновский и его образы или Иннокентий Михалыч, дачник, любитель розыгрышей с полотенцем через плечо и с лопатой в руках?» — Демидова отвечает:
Неотделимо. Неделимый кусок моей жизни
Бывает так, что артист не разделяет себя в жизни и себя на сцене, на экране. Смоктуновский разделял.
Из него взаправду можно было лепить всё, что угодно, но за этим «что угодно» всё равно проступал масштаб личности. Это есть только у очень умных актёров, которых совсем мало.
Ленинскую премию И. М. Смоктуновский получил в 1965 году по совокупности творческих заслуг, среди которых яркой работой явилась именно роль Гамлета.
Ещё одна награда признания заслуг как киноактёра «Серебряная раковина лучшему актёру» получена в 1970 году. Ещё через год советский и российский актёр — лауреат премии РСФСР имени братьев Васильевых (1971) — в том числе за роль Порфирия Петровича в фильме «Преступление и наказание». Народный артист СССР с 1974 года.
Редкий представитель актёрского истеблишмента в 1990-м году в возрасте 65 лет заслуженно чествован сразу тремя почётными наградами: Смоктуновский получил премию «Ника» в номинации «Лучшая мужская роль» и звание Героя социалистического труда. Вторая премия «Ника» в номинации «Приз за вклад в киноискусство» получена в 1993 году.
Всего на «парадном кителе» Смоктуновского 26 орденов и медалей — в том числе три ордена Ленина в 1971, 1985 и 1990 годах. В его честь выдающегося актёра названа малая планета галактики (астероид) — 4926 «Смоктуновский».
И это все о нём
Почти так же, как звёздная комета, Смоктуновский светил другим и талантливой актёрской игрой заставлял задумываться зрителей и слушателей о вечных спорах и ценностях: создал цельный образы с кажущимися несовместимым качествами: мужественной простотой и изысканным аристократизмом, добротой и едким сарказмом, насмешливостью и самопожертвованием. В способности перевоплощения — одна из выдающихся черт большого артиста.
Ещё одна сторона таланта выдающего человека — потрясающий стиль декламации. Остались записи Смоктуновского - чтеца в том числе в восьми полноформатных радиопостановках. Одна из последних и запоминающихся — «Первая любовь Ходжи Насреддина» (1994 год). Великий актёр играл и голосом: согласно роли и собственному представлению начинал говорить низко, используя баритон, а потом переходил на фальцет. Это тоже индивидуальный стиль.
Сердце кровью обливается, голова кружится как подумаешь о том, что процветает на этой земле. Бездарность, наглость, хамство, глупость — и все это криком кричит.
Иннокентий Смоктуновский — патриот России
Как верно говорят французы — за обед нужно платить. Надо полагать, Смоктуновский не испытывал большого удовольствия в период становления, когда был ограничен в правах “по правилу 39” — административная практика в СССР, когда человеку запрещалось жить в 39 больших городах страны. Именно поэтому — после того, как побывал в немецком плену, хоть это не ставили актеру на вид, он начал работать не в московском, а в красноярском театре, а затем в Норильске и позже мигрировал по театральным трупам.
Было сложное время — до знакомства с Г. Товстоноговым, когда перспективные роли ему в театрах не давали, и вынуждали переходить в новые трупы. Не то, чтобы он искал себя, скорее искал коллектив, где ему менее всего мешали бы. И несчастья хороши тем, что вынуждают уйти от суеты.
Смоктуновский бывал за рубежом, но идее эмиграции не был привержен.
Всем уехать из России не можно, кому-то ведь надо и делом заниматься.
К слову, автор статьи придерживается той же концепции. Не думаю, что Смоктуновский был каким-то особенным патриотом родной страны. Он жил как играл, а играл — как жил. Нельзя назвать его очень общительным, поскольку особенность профессии вообще предполагает и интриги, и зависть. Но нельзя позиционировать его и как социопата. Впрочем, любые суждения при таком масштабе личности условны и субъективны. Врагов и завистников достаточно у всех способных людей.
Наследие Смоктуновского
Актёр был дважды женат. Семьи состоялись творческие. Сын Филипп служил актёром, затем переводчиком научно-фантастической литературы. Дочь Мария (род. 1965) стала балериной, затем работала в Музее МХАТа. Внучка Анастасия Смоктуновская (Буцкевич; род. 1982) служила актрисой Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна.
В разные годы о жизни И. М. Смоктуновского сняты 9 фильмов, написаны сотни статей в СМИ. Сам актёр является автором трех книг, где подробно и откровенно делится с читателями особенностями творческого пути и воспоминаниями. Причем последняя изданная в 1996 году книга «Покой нам только снится: о войне и товарищах. Сборник воспоминаний» повествует не только о творческой карьере.
Режиссёр и театральный педагог, Народный артист Латвийской ССР, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации А. Я. Шапиро писал:
«Великий актёр — это актёр, само пребывание которого на сцене становится фактом искусства… Его поведение отмечено особой притягательной грацией. Она свидетельствует о неповторимости, исключительности его художественной природы. Поэтому точно он сегодня играет или нет, в ударе или не в настроении — не столь важно. Всё равно от него глаз отвести невозможно. Как от Смоктуновского».
Поэтому Иннокентий Михайлович объективно велик и незабываем в памяти почитателей его таланта.
Поэт и человек тоже удивительной планиды, познавший зигзаги судьбы с рождения, Василий Андреевич Жуковский много лет назад выразился так:
«О милых спутниках, которые наш свет своим сопутствием для нас животворили, не говори с тоской: их нет; но с благодарностию: были».