Предлагаем материал аутсорсингового агентства STH-group.
Упаковка. О трендах и новых правилах
На заседании Национальной конфедерации упаковщиков обозначили тренды упаковки на 2024 год: увеличение доли интернет-торговли и дискаунтеров, введение частных торговых марок. В розничной торговле прогнозируется рост товаров под собственными торговыми марками (СТМ) сетей и вариативность штучной упаковки (вариативной тары для этих товаров).
Так, по данным Национальной конфедерации, объём рынка гофроупаковки в 2023-м достиг 9 млрд кв. м. Годовой рост оценивается примерно в 6,5%. Наступивший год также обещает рост, так как в регионы приходят крупные ритейлеры и логистические комплексы, которые обслуживают маркетплейсы и обеспечивают потребность в упаковке, необходимой для онлайновой торговли. Эксперты предполагают, что цены на упаковку будут расти.
Закон и последствия
С 2024 года начнет действовать закон о переносе ответственности за утилизацию упаковки с производителя товара на производителя упаковки, сообщает официальный сайт ФГБУ «РФИ Минприроды России». Согласно законопроекту, который был внесен в Госдуму в апреле 2023 года, ответственность за утилизацию упаковки переносится с производителя товара на производителя упаковки. При этом подчёркивается, что приоритет — обеспечение утилизации, а не сбор за неё средств в бюджет. Для этого Росприроднадзор должен сделать удобные цифровые сервисы, чётко контролировать лиц, несущих обязанность по утилизации и утилизаторов, наладить информационное взаимодействие с ФНС и другими ведомствами, чтобы контролировать ситуацию на рынке.
Норматив утилизации 100% от всего объёма выпущенной упаковки заложен с 1 января 2027 года. С 2025-го он будет постепенно повышаться, чтобы к 2027 достигнуть 100%.
К чему стремится упаковка
Современная упаковка все чаще становится инструментом маркетинга и в то же время средством защиты и маркировки. Уникальные цвета и формы передают «ценности бренда» и работают на продажи.
Производители и пользователи оборудования для упаковки и паллетирования пытаются успевать за быстро меняющимися запросами рынка. Клиентам нужны наиболее экономичные решения в сочетании с надёжностью и гибкостью.
Например, еврокубы предлагают комплектовать сменными транспортировочными пакетами для жидкостей, чтобы иметь возможность расширить использование данного куба под различные жидкости, не неся затраты на его предварительную внутреннюю промывку. Ведь не всегда получается тщательно вымыть остатки предыдущего продукта из куба.
Производители контейнеров представили обычный складной крупногабаритный контейнер, который можно комплектовать сменным плотным полиэтиленовым пакетом для перевозки жидкостей, что очень повышает его привлекательность в пищевой отрасли. Его можно сложить и сэкономить место при обратной транспортировке, снижая таким образом затраты производителей пищевой отрасли на логистику.
Небольшие складные пластиковые контейнеры для ритейла, над улучшениями которых постоянно работают производители, дополнили замками/ защёлками для фиксации стенок ящика при сложении. Если раньше приходилось с усилием, а порой и ударом кулака складывать ящик, то теперь оттянув фиксатор замка, стенка с лёгкостью равняется с дном контейнера. Это экономит до 80% объёма в сложённом виде. Производители также добавили открывающиеся окошки, позволяющие получить лёгкий доступ к содержимому, не открывая верхнюю крышку контейнера, что даёт возможность использовать их на витринах.
Одной из наиболее важных тенденций является умная упаковка. Встроенные RFID-метки или датчики местоположения являются одними из наиболее полезных её примеров. На пакеты со встроенными системами, передающими их местоположение и другие данные, спрос растет.
Другие интеллектуальные упаковочные решения включают системы активного контроля качества упаковок продуктов питания, QR‑коды и дисплеи для защиты от подделок. Новые приложения появляются регулярно, и умная упаковка, несомненно, изменит отрасль в этом году.
Традиционные методы маркировки, такие как офсетная печать, уже много лет являются отраслевым стандартом, но они могут повредить коробки и являются дорогостоящими. По мере роста объёмов поставок все больше брендов перейдут к менее разрушительной, быстрой и доступной цифровой печати.
Экология
Поскольку движение ESG во всем мире заставляет все больше предприятий анализировать общее воздействие на окружающую среду, складское хранение становится областью, которая привлекает внимание.
Растущий спрос на экологичность, например, будет способствовать популярности упаковки из мономатериала. Многие традиционные решения включают в себя несколько материалов, например, картонную коробку с пластиковой изоляцией, что затрудняет возможность вторичной переработки. Поможет разработка упаковок с использованием одного материала. Это облегчит получение выгоды от переработанных или пригодных для вторичной переработки материалов и может помочь сократить материальные затраты.