Тайны «Тайной вечери»
«Всё тайное рано или поздно становится явью» (народная мудрость)
Встреча Иисуса Христа и двенадцати Апостолов за ужином не носила характер тайной сходки. Всё прозрачно, всё путём в рамках Евангелия от Матфея глава 25 ст.23. Если гений Леонардо да Винчи по своему обыкновению и запрятал в этом творении какую-либо любопытную информацию, то простым смертным обнаружить её будет не под силу. Нам название этой настенной росписи «Последний ужин» больше всех импонирует.
Мы в принципе не приемлем описание исторических событий «как Бог на душу положит». Исходя из этого, прокомментируем несколько расхожих публикаций.
«Тайная вечеря» год — споры о дате. Никто и ничто не забыто
Начнём с любимой нами династии Миланских правителей Сфорца.
Портал «Италия для итальянцев». Рекламная статья для туристов «Замок Сфорца в Милане», раздел «история Кастелло Сфорцеско»»: «В стремлении превратить замок в роскошный дворец, герцог Милана Франческо Сфорца (1401-1466) обратился к некоторым великим мастерам своего времени, среди которых, как считается (кем считается?) были Донато Броманте (1444-1514) и Леонардо да Винчи (1452-1519)». В действительности, Леонардо да Винчи было 14 лет, когда умер самопровозглашённый герцог Миланский Франческо I Мария Сфорца. А Леонардо да Винчи в этом возрасте (14 лет) во Флоренции (300 км от Милана) поступил учиться в художественную мастерскую мастера Андреа Веррокьо (1435-1488). Иными словами, в Милане будущий гений в указанное в статье время не был. Леонардо появился в Милане в 1482 году, когда ему было 30 лет. А герцог Франческо 16 лет, как почил в бозе.
Донато Браманте на момент смерти Франческо Сфорца в 1466 году было 22 года. А при жизни герцога ему было и того меньше. Он в Википедии в качестве архитектора (великого) и живописца в замке Сфорца в период правления герцога Франческо не упомянут.
Ikumif в статье «Кто изображён на фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» сообщил противоречивую информацию, а именно:
1. «Фреска, на стене трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане создана между 1495 и 1497 годами»;
2. «Монументальная роспись «Тайная вечеря» была создана в 1495 году по заказу миланского герцога Лодовико Сфорца»;
3. «Скорбь по случаю смерти супруги 3 января 1497 года была столь велика, что вдовец Моро 15 дней не выходил из дома. А когда вышел, то первым делом (18 января 1497 года) заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга»;
Обращаем внимание, всё было несколько иначе. 25 мая 1495 года Лодовико Сфорца был обличён Максимилианом I Габсбургом герцогским достоинством. Став герцогом Милана, Моро принял решение на базе монастыря Санта Мария делле Грация в Милане оборудовать родовую усыпальницу. А его жена Беатриче де Эсте подала идею расписать тыльную стену трапезной монастыря.
В 1495 году супруги направились в монастырь, куда по вызову герцога пришёл придворный художник Леонардо да Винчи. Здесь на месте предполагаемой росписи Леонардо да Винчи получил от своего господина задание расписать торцовую стену размером 4,6х8,8 м трапезной. Вот как-то так.
4. «Своё уникальное произведение художник завершил в 1498 году».
Мы полагаем, что к концу 1497 это высокохудожественное произведение было завершено.
Нет стремления к чистоте изложения исторических событий
Портал «Культурология» в статье «Культовый шедевр» от 16.11.2020 г. сообщил неискушённым читателям: «Выяснилось, что Леонардо начал трудиться над фреской во время, которое было для этого неподходящим, а именно, буквально за год до того, как Людовик ХII, будучи на посту короля Франции, решил воевать с Италией».
Данное заявление требует корректировки. Король Франции Карл VIII (1470-1498гг.) из династии Валуа, прозванный «Любезный» трагически погиб 7 апреля 1498 года, ударившись головой о каменное перекрытие в галерее Аккельбак замка Амбуаз. К этому времени, Леонардо уже больше года расписывает стену трапезной. Карлу, умершему бездетным, унаследовал 36-летний герцог Луи Людовик (1462-1515гг.) из Орлеанской ветви династии Валуа. 27 мая 1498 года герцог Луи был коронован в городе Реймсе и стал Людовиком ХII, 35 королём Франции. В год прихода к власти Людовик ХII, Франция стала готовиться к войне с Миланом. Людовик ХII имел династические права на эту территорию. Весной 1499 французские войска под командованием легендарного Джана Джакомо Тривульцио (1440-1518) вторглись на территорию Ломбардии, а 25 августа 1499 года французы стояли возле Александрии на юге страны в 90 км от Милана.
Иными словами, французские войска оккупировали Милан спустя полтора года после завершения настенной росписи в трапезной монастыря.
Гениальный Леонардо, освободившись от создания «Тайной вечери», мог своими изобретениями существенно укрепить обороноспособность Милана. Но, павший духом Моро, уникальные военные разработки Леонардо да Винчи не задействовал.
Зять и наперсник герцога «паркетный генерал» Галеаз Сансеверино (1458-1525гг.) уклонился от боя с французами. В итоге Моро лишился своего государства, а сам он был пленён 8 апреля 1500 года, отвезён во Францию, помещён в подземную тюрьму, где после 8 лет заключения, умер 17 мая 1508 года по Юлианскому календарю. В наше время он включён в Сборник «100 Великих полководцев».
«Тайная вечеря» картина. Профессионалы против дилетантов
Ряд авторов статей сообщают читателям;
— «Ещё до того, как картина была завершена, часть полотна уже начала отслаиваться от стены»;
— «Полотно в течение первых двадцати лет своего существования начала портиться». То есть, постепенное разрушение настенной росписи происходило в течение 20 лет с 1497 по 1517 год.;
— «Полотно начало разрушаться всего через 20 лет после создания». Иными словами, до 1517 года никаких признаков брака;
— «создавая картину, Леонардо пользовался яичной темперой, что впоследствии сыграло с фреской злую шутку»;
— «Королю-завоевателю Людовику ХII понравилось творение Леонардо настолько, что он изъявил желание перевезти расписанную стену во Францию, но не нашли средств перевозки через Альпы».
По нашему мнению, у таких авторов сильно развито творческое воображение. Ряд авторов «наезжают» на Леонардо да Винчи, делая его крайним в ухудшении технического состояния гениального произведения. Мол, отказался от традиционного способа создания фрески, применил ноу-хау и доэкспериментировался.
Действительно, Леонардо да Винчи не рассматривал фреску в контексте с настенным произведением «Тайная вечеря».
Фреска — метод изготовления изделия по сырой штукатурке. Надо справиться до того, как штукатурка, высыхая, затвердеет. Торопливость не в духе magestro. Она нужна только при ловле блох. А Леонардо в работе медлительный, потому, что делает всё с чувством, с толком, с расстановкой.
Учитывая большую площадь художественного произведения (40 кв.м) и желание, чтобы 13 Библейских персон в итоге засияли, Леонардо предпочёл фреске технику росписи «по сухому». Мастер загрунтовал каменные блоки смесью смолы, гипса и мастики. А когда подложка высохла, использовал яичную темперу и красители для создания шедевра техникой росписи «по сухому». Леонардо ничего не делал «с кондачка», а только после тщательной проработки вопроса. В итоге композиция Иисус Христос с двенадцатью апостолами создана безупречно. Её неправильно называть фреской. Это не полотно и не картина. Нейтральное слово-«настенная роспись».
Уже давно многие авторы статей и книг причину осыпания местами финишного слоя настенной росписи объясняют отказом Леонардо да Винчи от традиционного метода фрески. Мы считаем, что ошибки или вины художника Леонардо да Винчи в выборе способа (техники) исполнения данной настенной росписи нет.
Пагубным для шедевра, выполненного безукоризненно с использованием техники «по сухому», был влажный воздух, поступающий из кухни, смежной с трапезной. А также насыщенный атмосферными осадками воздух, поступающий в зал через окна и входные двери. Не говоря уже о стихийных бедствиях, таких как наводнения.
Некоторые люди успокаивают себя и других высказыванием: «Несмотря на все невзгоды и неурядицы, эта настенная роспись (они пишут полотно) всё ещё находится в монастыре Santa Maria delle Grazie города Милана».
Мы не разделяем позицию сторонников самоуспокоения. Такая позиция вредоносная на будущее шедевра., приносящего бюджету города и Итальянской республике баснословный доход от туристов. В Лувре французы для сохранности картины «Джоконда» поместили её в футляр с инертным газом. Здесь тоже есть множество решений, было бы желание сохранить шедевр для потомства.