В предыдущей статье, посвящённой массовому искусству, я вскользь коснулся современного российского телевидения, но сегодня я бы хотел более подробно осветить эту тему.
Наши читатели среднего возраста ещё застали советское телевидение, поэтому несомненно видят общие черты между ТВ 80-90-х годов и нынешним.
Начну с того, что телевидение замышлялось ради прямого эфира, но сегодня в режиме „live“ идут лишь новости, спортивные репортажи и некоторые ток-шоу (в основном, политические), а программы «Пусть говорят» и «Прямой эфир», как правило, идут в записи. Кроме того, там есть монтаж, так как запись длится больше, чем позволяет эфирное время. Но это может сыграть с создателями программ и «злую шутку». Совсем недавно скончался певец и композитор Александр Градский – один из наставников телепроекта «Голос», однако было записано два выпуска с его участием, поэтому зрители увидят Градского после его смерти, как это кощунственно не прозвучит. Многие зрители вообще ошибочно решили, что он чуть ли не умер у них на глазах, посчитав запись программы прямым эфиром.
Раньше, в доковидное время, бóльшую роль играли зрители в студии, которые выполняли роль клакёров. Они в нужное время (естественно, по команде) начинали аплодировать и точно так же прекращали хлопать. Сейчас они тоже есть в некоторых программах, но в политических ток-шоу от публики решали отказаться. В данном контексте телевидение больше похоже на театр, чем на кино, что, с первого взгляда, кажется нелогичным, ибо ТВ должно быть ближе к кино. Но в кино возможно несколько дублей, а в прямом эфире такое просто не реально. Кроме того, как и в театре, тут есть чёткие законы жанра. Существует жёсткий сценарий, от которого ни в коем случае нельзя отклоняться, поэтому заранее известно, кто за кем выходит и что говорит. Ведущий может удивиться, но это – тоже часть игры, ведь он прекрасно знает все хитросплетения сюжета.
Иногда реакторы программ «докручивают» подлинную историю героев, внося в них элементы драматизма, а иногда и просто полностью от «А» до «Я» придумывают разные сюжеты. Одним из любимых является тема «Внебрачные дети», когда появляется какая-нибудь девушка и утверждает, что является дочерью известного человека. В 99% случаев речь идёт о самозванцах. На моей памяти было только несколько случаев, когда анализ ДНК подтвердил отцовство. Самая резонансная история была связана с внебрачным сыном Спартака Мишулина Тимуром Еремеевым. Второй излюбленный сюжет – история с изменами, что, чаще всего, тоже является выдумкой редакторов.
Не секрет, что практически все программы нынешнего российского телевидения не является оригинальными. Они полностью, под «ключ», покупаются у правообладателей и адаптируются под российские реалии. Исключением являются две программы, которые начали выходить ещё в советское время, но продолжают транслироваться до сих пор. Это – игры «КВН» и «ЧТО?ГДЕ?КОГДА?».
Конечно, возникает вопрос: почему телевизионщики не создают собственную продукцию, а с удовольствием заимствуют зарубежный опыт? Дело в том, что так – гораздо проще, когда существует уже готовый «продукт», который нужно просто «довести до ума», чем создавать всё с самого начала.
Я уже отмечал крен современного российского телевидения в сторону «желтизны». К сожалению, должен констатировать этот печальный факт, когда после смерти Валентины Малявиной обсуждают не её творчество, а то, убила она гражданского мужа Стаса Жданько или нет.