Решение поставленной на государственном уровне задачи обеспечения национального технологического суверенитета, эффективная и успешная реализация проектов по построению качественного и совместимого на всех уровнях корпоративного ИТ-ландшафта предприятий на основе импортонезавизимых решений на современном этапе невозможны без выстраивания тесного взаимодействия государства, бизнес- и научного сообщества с образовательными учреждениями всех уровней. Меры по развитию кадрового потенциала ИТ-индустрии, предпринятые за последние несколько лет, по сути, позволили приблизить количественные показатели выпускников, получивших образование по ИТ-специальностям, к желаемым: ежегодно на ИТ-направления подготовки поступают более 100 тыс. абитуриентов. Однако, проблема соотношения количественных показателей и качества полученного образования, уровень ИТ-компетентности выпускников остается открытой. В этой связи все больше дискуссий вызывают вопросы выстраивания эффективной системы взаимодействия вуза с профильными ИТ-компаниями.
Российские ИТ-компании хотят видеть выпускников, обладающих не просто набором сформированных ИТ-компетенций, но и способных решать поставленные перед ними реальные практические задачи уже на старте карьеры. Эксперты выделяют различные категории источников проблемы недостаточно подготовленных для работы с реальными ИТ-проектами выпускников. Так, со стороны учебного заведения отмечается наличие в образовательных программах устаревших и неактуальных блоков дисциплин с точки зрения соответствия отраслевой практике трудоустройства, недостаточное внимание образовательной организации к привлечению индустриальных партнеров к разработке и реализации образовательных программ, нежелание учитывать мнения и пожелания экспертов со стороны бизнес-сообщества в отношении содержания и т.д. При реализации учебных планов базовая квалификация специалиста зачастую начинает формироваться только на старших курсах (изучение профессионально ориентированных ИТ-дисциплин начинается на 3-4 курсах), что приводит к снижению заинтересованности обучающихся. Представители же ИТ-компаний, как правило, не отличаются большим количеством образовательных инициатив и желанием активного вовлечения обучающихся в реальные кейсы в рамках изучения дисциплин или реализации практической подготовки студентов по понятным причинам возникновения в этом случае дополнительной нагрузки.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО, к реализации образовательных программ по ИТ-направлениям должно быть привлечено не менее 5 процентов численности педагогических работников из числа руководителей и/или работников, осуществляющих трудовую деятельность в ИТ-сфере со стажем работы не менее 3 лет. По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анны Савиной, привлечение специалистов-практиков к преподаванию в вузах сопряжено с необходимостью преодоления ряда барьеров. Во-первых, образовательная организация, как правило, не может предложить ИТ-специалисту конкурентную и сопоставимую с его заработной платой оплату труда. Кроме того, сами практики, зачастую, не готовы разбираться с требующейся при реализации образовательного процесса учебно-методической документацией и использовать имеющееся свободное время на преподавание. При этом, не всегда специалист, успешно реализовавший на практике большое количество проектов, обладает педагогическими навыками и мастерством. В этой связи целесообразнее привлекать специалистов-практиков к чтению лекций в экспертном формате, проведению мастер-классов, участию в конференциях и панельных дискуссиях, партнерскому взаимодействию при проведении хакатонов и кейс-чемпионатов. С другой стороны, преподавательский состав вузов не имеет достаточных практических навыков в области разработки и реализации ИТ-проектов, что еще более увеличивает разрыв между ожидаемыми и реальными результатами подготовки ИТ-специалистов. Поэтому целесообразно предоставлять вузам открытые обучающие материалы по работе с программными продуктами, реализовывать курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для преподавателей на базе своих площадок.
Для формирования своего кадрового резерва и поддержания кадрового потенциала ИТ-компаниям можно рекомендовать активнее использовать механизм финансирования целевого обучения в профильных региональных вузах, предоставлять мотивированным обучающимся возможность построения карьерных треков, начиная со студенческой скамьи, привлекать их для реализации реальных проектов в рамках прохождения практик и стажировок.