С 1 июля 2025 года в российской контрактной системе произошли изменения в части совершения сделок с единственными поставщиками. Поправки в Федеральный закон № 44-ФЗ, которые уже называют «техническим регламентом будущего», затрагивают фундаментальные основы закупок. Экспертный анализ позволяет выделить два центральных элемента этих изменений: кардинальную трансформацию процедур работы с единственным поставщиком и введение в правовое поле нового института – цифрового контракта. Рассмотрим каждое из этих новшеств с точки зрения их системного влияния, потенциальных преимуществ и скрытых вызовов.
Действующая редакция 44-ФЗ рассматривает закупку у единственного поставщика (ЕП) как исключительную процедуру, разрешенную лишь в строго ограниченных случаях, каждый из которых требует детального обоснования. Это создавало значительные административные барьеры, особенно в ситуациях, когда потребность в уникальных товарах, работах или услугах была очевидна, но формальные критерии подходили под нее не идеально.
С учетом новых изменений для заказчиков, особенно в сферах, требующих привлечения узкоспециализированных исполнителей (наука, сложные проектные работы, IT-разработка), открываются новые возможности. Теперь можно будет легально и с минимальными издержками заключать контракты с организациями, обладающими эксклюзивными компетенциями или технологиями.
Упрощение доступа на рынок для небольших инновационных компаний, являющихся единственными разработчиками определенных решений, будет способствовать внедрению новых технологий в госсекторе.
Тем не менее, изменения в законе связаны с некоторыми вызовами, с которыми предстоит столкнуться в рамках переходного этапа. В частности, не все поставщики, особенно малый бизнес в регионах, могут быть технологически готовы к работе в новой среде. Требуется масштабная программа образовательной и технической поддержки. Кроме того, частые технические работы и сбои в работе ЕИС или сопряженных систем могут парализовать процесс исполнения контрактов по всей стране.
Изменение носит прогрессивный и необходимый характер. Оно направлена на устранение ключевых системных проблем 44-ФЗ: избыточной бюрократии и неповоротливости. Упрощение работы с единственным поставщиком добавит системе гибкости, а цифровой контракт – прозрачности и эффективности.
Материал подготовлен старшим преподавателем кафедры “Государственное и муниципальное управление” Факультета “Высшая школа управления” Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Бабаяном Левоном Кареновичем.







