Top.Mail.Ru
Победить в СВО

Валентин Павлов

Этой статьёй автор преследует цель привлечения внимания историков к проблеме извращения исторических фактов ради пиара.

Возможно авторам в таких случаях нужно информировать читателей, например, так: «описанные события не основаны на исторических фактах и носят элемент авторской фантазии».

Мы рассчитываем, что на наш комментарий обратят внимание и скажут своё слово  историки-профессионалы. Наши возможности позволяют только сравнить и прокомментировать отдельные публикации.

Считаем, если в истории есть настоящие, не вымышленные герои, то должно быть и достоверное повествование о них.   

Дурить головы читателям россказнями непристойно.

Предыдущие публикации:

У одного Сфорца несколько Чечилий Галлерани? (с комментариями В. Павлова). Часть 1
У одного Сфорца несколько Чечилий Галлерани? (с комментариями В. Павлова). Часть 2
У одного Сфорца несколько Чечилий Галлерани? (с комментариями В. Павлова). Часть 3.

Чехарда с написанием портрета Чечилии Галлерани

Некоторые авторы повествуют, что Лодовико Сфорца поручил Леонардо да Винче писать портрет Чечилии Галлерани в годы её монашества (1487 – 1489 гг). 

Рассмотрим этот вариант.

Писательница Мадлен де Робен в статье «Дама с горностаем. Леонардо да Винчи» написала: «В ожидании неизбежного брака с Беатриче де Эсте (венчание состоялось 17 января 1491 года) Лодовико делает Чечилию своей любовницей. Ей было всего 15 лет, когда она уже, живя в доме рядом с монастырём, который организовал ей Лодовико Сфорца, стала позировать Леонардо».

Тогда, в 1488 году Чечилия была ещё замкнутой, без «Божьей искры», необходимой для написания качественного портрета. Чтобы разговорить и этим оживить модель, художник стал задавать ей вопросы, касающиеся её детства, юности, наклонностей, имея цель «залезть ей в душу», чтобы портрет “заиграл”. К сожалению, портрет мадонны Чечилии, с серым зверьком или без него, не был завершён, возможно magistro его дописал, по просьбе герцога Моро, в 1490 году. 

К осени 1489 года Чечилия уже была молодой, красивой, высокообразованной женщиной, которая свободно писала и говорила на латыни, знала греческий и французские языки, прекрасно пела и играла на арфе, знала современную моду, владела изысканными манерами. Она могла поддержать разговор с любым интеллектуалом и не опозориться в высшем обществе.

В этом же году холостой правитель герцогства Миланского Лодовико забирает свою возлюбленную из монастыря и поселяет в замке Сфорца. Ей выделили две отдельные комнаты с прислугой. Здесь герцог представляет двору свою 16-летнюю жемчужину в качестве официальной фаворитки. При дворе Чечилию приняли хорошо. Она везде чувствовала себя комфортно. Всюду, где только могла, она следовала за своим патроном. Даже брала его на людях за руку, что было в то время не принято.

Брайло Ирина в статье «Чечилия Галлерани “Дама с горностаем”» отрицает знакомство художника и попытку написать портрет Чечилии в 1488 году в доме вблизи монастыря. Ирина написала: «Чечилия познакомилась с Леонардо в замке Сфорца и в 1489 году, он начал писать её портрет». По указанию правителя Моро. А раньше другие авторы говорили об их первой встрече на музыкальном конкурсе в 1482 году и о последующих встречах для написания портрета в доме вблизи монастыря в 1488 году!

Эссекс Карин в книге «Лебеди Леонардо» написала: «Правитель герцогства Миланского так любил эту женщину, что уговорил Леонардо да Винчи в 1490 году дописать портрет мадонны Чечилии». Не ясно только о каком портрета идёт речь — о том, который Леонардо писал в 1483 году или о портрете, не завершённом в доме вблизи монастыря в 1488 году? 

Мы полагаем, что художник, с учётом предстоящего появления в замке хозяйки — герцогини Беатриче де Эсте, дописывал портрет «Дама с горностаем», незавершенный 1488 году в доме вблизи монастыря.

Magestro модель нравится. Находясь в состоянии полувлюблённости, художник пишет картину в своё удовольствие, нередко под функциональную музыку и душевные разговоры. Леонардо поясняет Чечилии: «Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат. Живопись спорит и соревнуется с природой». 

Среди 13 тыс. записей, оставшихся после смерти гения, обнаружен черновик письма, предположительно адресованного Чечилии, начинающийся словами: «Возлюбленная моя богиня. Прочитав твоё нежнейшее…». И её письмо, начинающееся словами: «Мой Леонардо…».  Иногда Чечилия незаметно проникала в дом Леонардо и оставляла на столе записку, в которой предупреждала о недовольстве герцога её другом. Их дружеские отношения переросли в большее. Но прямых доказательств интимных отношений нет. 

Во время написания портрета Чечилия в 1489 году забеременела от Моро. Когда это на модели стало заметно, художник посадил ей на колени белого горностая. Есть много объяснений, почему выбран этот зверёк:

- он символ чистоты и скромности;

- греческая версия слово «горностай» созвучно с фамилией Галлерани;

- зверёк напоминает о пожаловании герцогу Лодовико Сфорца в 1488 году королём Неополитанския Ферранте 1 ордена «Ковалерский горностай» с девизом «Предпочитаю смерть бессмертию».

И вместе с тем, специалист Елена Матвеева cчитает, что на руках у Чечилии не агрессивный горностай, а покладистый, как домашняя кошка, зверёк фуро. По мнению Андрея, Белоусова — это хорёк альбинос. Третьи считают зверька фреткой (домашний хорёк)

Но в итоге всё сводится к одному: на портретах 1482-1483 года никакого зверька не было. Если согласиться, что портреты написаны в 1482-1483, то тогда надо признать, что моделью была не Чечилия Галлерани, которой в то время было около 10 лет.

Если у Нордини Бруно Чечилия в 1482 году была 16-летней девушкой, то тогда она родилась в 1466 году. Соответственно, у Бенцони в 1480 году Чечилия должна быть 14-летней. Она же представлена автором как женщина, вступившая с правителем в интимные отношения вскоре после знакомства. 

Если исчисления проводить, отталкиваясь от названного в Википедии года рождения Чечилии (1473), то ей в 1480 году и 1482 году было 7 и 9 лет соответственно. Отношения такого рода относятся к разряду нездоровых!

Госпожа Бенцони в своих изысках не одинока. Здесь сказанное автором находится далеко от исторических реалий и ближе к фантастике.

Современная итальянская писательница Мариана Фриджени в книге «Лудовико по прозванию Мавр» написала: «Когда 38-летний Лудовико в 1490 году решил жениться на 15-летней Беатриче де Эсте, его любовнице Галлерани только что сравнялось 26 лет». Здесь у соперниц разница в возрасте 11 лет, а фактически Чечилия (род. 1473 г.) старше Беатриче (род.1475г.) всего на 2 года.

Лодовико Сфорца

На момент бракосочетания Моро и Беатриче 17 января 1491 года Чечилия была на 6-ом месяце беременности, достаточно полная, что Лудовико не нравилось. (Чечилия родила бастарда Чезаре 3 мая 1491 года).  Здесь названный автором 26-летний возраст Чечилии определяет, что она родилась в 1464 году (1490 – 26). Но это её в «старуху» не превращает. После 1493 года она родила своему мужу графу Бергамини четверых детей. 

Если со слов Нордини Бруно, Чечилии Галлерани в 1482 году (год прибытия да Винчи в Милан и чтения его резюме в кабинете Моро) было 16 лет, то это определяет год её рождения как 1466 (1482-16). В этом возрасте она могла на совещании выразить свое отношение к коммерческому предложению Леонардо да Винчи.

Если ориентироваться на приведенную в Википедии и множеством авторов дату рождения Чечилии Галлерина 1473 год, то этой очень юной советнице герцога в 1482 году было только 9 лет!  Маловато во всех отношениях! Скорее всего, её на том совещании вообще не было. Тогда это художественный вымысел автора, который вводит историков и мыслящих читателей в заблуждение.

Далее этот автор повествует, что 30-летний Леонардо во время музыкального конкурса обратил свое внимание на (по мнению венгерского писателя) 17-летнюю красавицу в платье лилового цвета Чечилию. Это определяет год рождения Чечилии – 1465 (1482-17), а не 1473 год, как указано в Википедии, что делает её на 8 лет взрослее. Огонь её миндалевидных глаз проник в сердце Леонардо. Они подружились. Девушка, узнав о художественных способностях нового друга, попросила его тайно написать её портрет, задумав подарить его герцогу, с которым она находилась уже два года в любовных отношениях.

 

Леонардо было приятно выполнить просьбу понравившейся ему юной красавицы, и он тут же сделал несколько эскизов, пообещав Чечилии написать её портрет у себя дома подальше от посторонних глаз. В то время у него ещё не было своей мастерской. Выполняемая работа не спорилась. Леонардо был весь в мыслях о Чечилии, но для написания хорошего портрета ему нужна была модель перед глазами. А это было невозможно — сразу донесут герцогу. Одновременно мысли Леонардо были заняты выполнением заказа, важного для его материального благополучия. Был ли написан портрет лично для заказчицы Чечилии — неизвестно. Не исключено, что эти эскизные наброски легли в основу всех последующих портретов Чечилии кисти Леонардо да Винчи с использованием «картона с отверстиями по контуру изображения».

Первое время малоизвестный в Милане Леонардо да Винчи не имел заказов и был очень стеснён в средствах. Его материально поддерживали дипломат, меценат Бернардо Ручеллаи и несколько богатых флорентийских купцов, ведущих торговые дела в Милане. Иногда Леонардо одалживал деньги у друга Аталанто, который как придворный певец получал стабильную зарплату. Герцог Моро давал Леонардо мелкие поручения, приглядываясь к нему.

Как поведал итальянский хронист Джорджио Вазари (1511 – 1574) в «Жизнеописаниях»: «Наконец божьей милостью в апреле 1483 года от приора Скуола дела Конченцьоне поступил первый крупный заказ на запрестольное украшение. Леонардо с друзьями братьями Амброджио и Еванжелисто де Предис артельно тут же приступили к выполнению трёх живописных фрагментов — образы «Мадонна в скалах», «Непорочного зачатия», «Музицирующих ангелов» для капеллы францисканской церкви Сан-Франческо Гранде».

Как пишут Э. Мурани-Ковач и другие авторы, именно во время выполнения этой работы в 1483 году правитель герцогства Миланского Лодовико Сфорца сообщил Леонардо о своем желании иметь грандиозную скульптуру коня с величественно восседающим на нем его покойным отцом герцогом Милана Франческо Сфорца (1401–1466 гг) и предложил подумать, как лучше сделать этот памятник в память об отце и для укрепления статуса герцогства династии Сфорца, считавшегося сомнительным.

Увидев наброски образов для украшения алтарной ниши и других художественных работ Леонардо, Моро тут же потребовал от него безотлагательно приступить к написанию портрета его возлюбленной Чечилии. Леонардо попытался объяснить, что в настоящее время он занят выполнением заказа для братства монахов на жёсткой договорной основе. Но Моро, не приемлющий отказ ни в чём, тут же дал понять «кто в доме хозяин» и magistro подчинился. Тем более, что герцог разрешил писать портрет Чечилии у неё во дворце, который Моро подарил ей, как пишут некоторые авторы в 1481 году, чтобы «подчеркнуть своё уважение к ней и воздать должное её достоинствам». Доступ во дворец и общение в нём с Чечилией давали возможность художнику закончить написание портрета, заказанного Чечилией, который она собиралась подарить своему патрону, и одновременно спокойно писать портрет Чечилии по заказу Моро, который герцог собирался подарить своей пассии. Получается, что речь идет о двух портретах красавицы.

Модель была настолько юной (со слов автора лет 16 – 17 от роду) и красивой, что художник сразу принял решение писать портрет девушки без традиционных многочисленных ювелирных украшений, в простом платье красного цвета и прозрачной вуалью на голове.

На этих портретах 1483 года написания не было и не могло быть горностая, поскольку Лодовико Сфорца вступил в Общество «Белый Горностай» и получил из рук короля Неаполя Фердинандо 1 (1423 – 1494) Орден «Кавалерский Горностай» с девизом «Предпочитаю смерть бессмертию» спустя 5 лет в 1488 году.

Говорят, что правитель герцогства Миланского Лодовико Сфорца постоянно интересовался у художника ходом выполнения своего заказа. На каком-то этапе портрет заказчику понравился, и он забрал его с собой. По мнению же исполнителя, картина не была завершена. И, тем не менее, magistro выплатили гонорар. Это было его первое официальное вознаграждение на новом месте.

Портрет с лицом 17-летней девушки без зверька убедил бы всех: «на портрете изображена Чечилия Галлерани», но с оговоркой «в случае рождения модели в 1466 году (или на 1-2 года раньше)».

Если придерживаться даты рождения Чечилии из Википедии (1473 год), то на портрете не она, так как Чечилии в 1482 году было только 9 лет и, соответственно, она не могла быть возлюбленной герцога.

Мадлен де Робен в статье «Дама с горностаем. Леонардо да Винчи» написала: «В ожидании неизбежного брака с Беатриче де Эсте (венчание состоялось 17 января 1491 года) Лодовико делает Чечилию своей любовницей. Ей было всего 15 лет, когда она уже, живя в доме, который организовал ей Лодовико Сфорца, стала позировать Леонардо». Тогда в 1488 году Чечилия была ещё замкнутой, без «Божьей искры», необходимой для написания качественного портрета. Чтобы разговарить и этим оживить модель, художник стал задавать ей вопросы.  Однако, начатый написанием портрет, закончен не был по причинам:

- недостаточная общительность модели;

- отсутствие возможности пригласить музыкантов для создания лирической атмосферы;

- замкнутое пространство в жилом небольшом доме;

- работа вечерами при искусственном освещении;

 -привычка художника не завершать написание своих картин и др.

Писательница Алина Алексеева-Маркези, проживающая в Италии, считает: «Финишная версия портрета «Дама с горностаем» закончена написанием в 1490 году, когда Чечилии было 17 лет». Ещё одно подтверждение, что Чечилия Галлерани родилась в 1473 году 

Ранее предполагалось, что картину «Дама с горностаем» написали другие художники или ученики Леонардо да Винчи. Лишь в 2007 году французский инженер Паскаль Котт, изучивший портрет с помощью специального фотосканера, обнаружил на нём отпечатки пальцев левой руки Леонардо да Винчи и этим доказал принадлежность magestro к шедевру.

Американский учёный специалист по сохранению предметов искусств Дэвид Булла, увидев картину, был ошеломлён мастерством художника. Он заметил: «Работа выполнена с сладострастью и нежным, и изысканным очарованием, которым отличается особое совершенство его (Леонардо да Винчи) искусства».

Придворный поэт Бернардо Беллинчоне один из первых заметил, что мадонна на портрете как будто бы прислушивается. О том, что Леонардо да Винчи написал какой-то портрет Чечилии подтверждает его сонет ХIV, опубликованный через год после смерти поэта 12 сентября 1492 года:

—Природа, сердишься, завидуешь чему-то?

— Да Винчи, что звезду земную написал,

Чечилию, чей взгляд прекрасно так блистал,

Что Солнца лик сумел затмить он на минуту.

— За это славь иль Моро. Или всё же

Талант и руку Леонардо восхвали.

Он сохранил её на веки для потомков.

Бернардо Беллинчоне

Этот сонет Беллинчоне говорит о существовании мадонны Чечилии и о каком-то портрете, на котором она изображена рукой Леонардо. 

То, что на известной картине «Дама с горностаем» кисти Леонардо да Винчи 1490 года изображена именно Чечилия Галлерани неопровержимых доказательств до настоящего времени нет.

Маркиза Изабелла де Эсте-Гонзаго, 1474 г.р., страстный коллекционер произведений искусств, прибывшая из Мантуи 16 января 1491 года в Павию (170 км) в составе группы поддержки по случаю венчания 16-летней сестры Беатриче и 39-летнего Лодовико Сфорца, очень понравилась деверю. По прибытии 21 января 1491 года в Милан Лодовико лично водил Изабеллу по замку, включая показ сокровищницы, чтобы своим богатством произвести впечатление. Из этого Изабелла поняла, что она мужу сестры очень понравилась. Но оставила Моро на потом…

Возле Изабеллы также крутился 33-летний красавец генерал Галеаццо Сансеверино (1458-1525) — муж Бьянки Джованни Сфорца (1482-1496), дочери Моро. От него Изабелла узнала о проживании в замке беременной от Моро фаворитки Чечилии Галлерани и о нахождении в аппартаментах Чечилии её портрета кисти Леонардо да Винчи. 17-летней Изабелле не составило большого труда уговорить Сансеверино отрыть в отсутствии Чечилии входную дверь в её покои и показать портрет. Дождавшись, когда Чечилия вышла погулять во внутреннем дворике замка, подельники тайно проникли в личные покои Чечилии, где увидели стоящий на позолоченном мольберте портрет мадонны с горностаем в очень хорошем исполнении, размером 54,8 х 40,3 см. Перед изумлённой Изабеллой «на картине предстала молодая девушка в непорочной красоте своих семнадцати лет, в позе, исполненной сдержанности и целомудрия», — лучше писательницы Софи Шово не скажешь.

Данный портрет изначально находился в кабинете герцога Лодовико. Но после его женитьбы 17 января 1491 года, чтобы портрет не обнаружила молодая жена Беатриче, его перенесли в покои Чечилии, куда щепетильная и гордая герцогиня не входила. Известно, что Беатриче отказалась позировать Леонардо да Винчи, только потому, что он писал портреты любовниц её мужа. А однажды отказалась надеть платье, подобное тому, в котором она видела Чечилию. Эта картина хоть и находилась в личных покоях Чечилии, но оставалась собственностью Лодовико Сфорца. Возможно, он полагал, что его пассии Чечилии достаточно её портрета без зверька, написанного Леонардо да Винчи в 1483 году по требованию Моро и подаренного им Чечилии.

3 мая 1491 года Чечилия родила бастарда Чезаре Сфорца Висконти, а съезжать из замка не торопилась. После многолетнего общения с Лодовико, Чечилия не хотела сразу сдавать позиции жене правителя Беатриче, как минимум, до конца текущего года. Со своей стороны, Лодовико, хоть и заверял, что Чечилия покинет замок сразу после родов, не торопил её с отъездом. Моро страхуется. Если его законная жена окажется бесплодной или внезапно умрёт бездетной, то есть готовый преемник. Ну и что, что бастард? И «накаркал». Крамольные мысли материализуются рано или поздно. Пока же герцогиня Беатриче 25 января 1493 года благополучно разрешилась первенцем, которого нарекли в честь дедушки и тестя именем Эрколе, изменённого в 1496 году на Максимилиан по пожеланию Императора Максимилиана I Габсбурга, который 22 мая 1495 года официально признал Лодовико Сфорца герцогом Миланским.

Сразу же после процедуры крещения первенца четы Сфорца, в конце января 1493 года, а не в 1492 году, как пишут многие авторы, состоялось венчание Чечилии с 43-летним не богатым, но порядочным графом Бергамини Людовико ди Бромбилло (1450-1514 гг). Кроме солидного приданого, Моро подарил молодожёнам Палаццо дель Верне в Милане, некогда принадлежавший кондотьеру Карманьоло. Беатриче успокоилась, но новые потрясения свели её в могилу в ночь на 3 января 1497 года в 22-летнем возрасте.

Шакко в статье «Спокойствие Чечилии Галлерани» поведала, что с годами желание маркизы Изабеллы Гонзаго заполучить увиденный в январе 1491 года портрет многократно усилилось. Она была уверена, что находившийся тогда в покоях Чечилии портрет, является собственностью фаворитки. Поэтому Изабелла стала налаживать дружеские отношения с Чечилией. Между ними завязалась оживлённая переписка. Спустя 8 лет («когда клиент созрел») Изабелла письмом от 26 апреля 1498 года запросила у подруги этот, как само собой разумеющийся портрет, под предлогом сравнения с произведением венецианского художника Джованни Беллине

Джованни Беллине 

Поэтому, Изабелла не уточняла, какой портрет она имеет в виду, но написала, что заодно она будет иметь удовольствие лицезреть и саму модель. Чечилия своим ответным письмом от 29 апреля 1498 года прямо ставит в известность Изабеллу о наличии у неё картины с её изображением 15-летней давности, то есть, написанной Леонардо да Винчи в 1483 году, «когда Чечилия была очень молода и теперь при сравнении её лица с портретным никто не подтвердит сходство». Изабелла на это не обратила внимания и настояла прислать портрет.

Многоопытный муж Чечилии граф Бергамини советует жене не посылать портрет. Он убеждён, «то, что дашь руками, придётся за ним ходить ногами». Но графиня Чечилия не может отказать подруге маркизе и портрет, завёрнутый в ткань и упакованный в кожаный чехол, приторочен к седлу и гонец поскакал в Мантую.

Имеются некоторые сомнения, что Изабелла в короткий срок провела процедуру сравнения авторского мастерства, ради которого истребован портрет. Или это был только повод заполучить вожделенное творение, которое Изабелла видела в покоях Чечилии в конце января 1491 года? А прибывший портрет без зверька, не дописанный в 1483 году, по мнению самого автора Леонардо да Винчи, Изабелле был не нужен. Интересно, получи Изабелла финишный портрет «Дамы с горностаем» 1490 года написания, вернула бы она его Чечилии или упрятала бы в своём хранилище?

Шакко в статье «Спокойствие Чечилии Галлерани (продолжение)» написала, что маркиза Изабелла не возвращала более двух месяцев полученный в конце апреля 1498 года портрет, так как была занята подготовкой к свадьбе своего брата Альфонсо де Эсте с Лукрецией Борджио. У нас сочинённое автором оправдание задержки возврата портрета хлопотами по подготовке в 1498 году свадьбы брата Альфонсо (живущего в Ферраре в 90 км от Мантуи) с Лукрецией, которая состоялась через четыре года в 1502 году, вызывает усмешку, и чтобы спасти обливающуюся слезами Чечилию, за портретом в июле 1498 года мчит верхом на лошади её 48-летний муж граф Бергамини.   

Спрашивается, а для чего автору понадобилось вводить сцены с горем Чечилии и поездкой графа Бергамини за 170 км в Мантую за портретом, если Изабелла за без надобностью вернула взятый портрет хозяйке уже через две недели в первой половине мая 1498 года с благодарностью? На это вежливая Чечилия ответила Изабелле письмом от 15 мая 1498 года: «Вам не нужно, Ваша светлость, использовать слова благодарности, поскольку все мои вещи, как и я сама, рады этому».

Неудача с первого захода не огорчила Изабеллу и не выбила её из колеи. У неё был план «Б».

Эссекс Карин в книге «Лебеди Леонардо» написала, что на состоявшееся 25 января 1493 года крещение первенца четы Сфорца, наречённого Эрколе, из Мантуи в Милан прибыла маркиза Изабелла. Она хотела посмотреть на племянника (у неё самой были нежеланные дочери), а заодно и пообщаться с герцогом Лодовико. «Какое же было удивление Изабеллы, когда, спустившись к обеду, она увидела за одним с ней столом похорошевшую 30-летнюю Чечилию с 2-летним сыном Чезаре от Моро, с которым забавлялась её младшая сестра герцогиня Беатриче. Прошло 10 лет, как Чечилия в 1483 году позировала Леонардо да Винчи» У этого автора в момент встречи за столом 25 января 1493 года Беатриче — 18 лет, Изабелле —19 лет, Лодовико — 42 года, Чечилии — 30 лет, что определяет год её рождения 1463 (1493-30). А это в сравнении с датой, приведенной в Википедии (1473 год), делает 20-летнюю Чечилию старше на 10 лет.

Нет ничего удивительного в том, что портрет «Дама с горностаем» кисти Леонардо да Винчи 1490 года написания в конечном итоге оказался у маркизы Изабеллы в Мантуи. Его видела сама Чечилия в замке Гонзаго, где она с семьёй в конце 1499 года нашла убежище от французов, напавших на Ломбардию. Чечилия, увидев у Изабеллы портрет, поблагодарила маркизу: «Ваша светлость, я так рада, что мой портрет хранится у Вас — не сомневаюсь,что король Людовик ХII присвоил бы его себе».

Эссекс Карин считает: «Маркиза Изабелла, рассматривая картину «Дама с горностаем», подумала о страданиях Чечилии, когда 17 января 1491 года Беатриче похитила сердце Моро, с которым Чечилия делила кров целых 10 лет». 

Кроме этого, своё творение там же в начале 1500 года видел Леонардо да Винчи во время кратковременного визита к Изабелле в Мантую по пути в Венецию.

Картину «Дама с горностаем» маркиза Изабелла могла по плану «Б» получить в 1499 году от самого Лодовико Сфорца, который стал «не ровно дышать» к Изабелле с первого дня её прибытия в Павию 16 января 1491 года на церемонию бракосочетания её младшей сестры Беатриче де Эсте с Лодовико. У Изабеллы всегда было полное взаимопонимание с мужем своей сестры, особенно после безвременной смерти последней 3 января 1497 года. Как вариант Моро мог передать Изабелле картину на сохранение   в связи с вторжением в Ломбардию войск французского короля Людовика ХII в июле 1499 года.  Затем его пленение 10 апреля 1500 года и смерть в неволе 17 мая 1508 года.  В итоге, уникальный портрет поступает в полное владение и распоряжение маркизы Изабеллы Гонзаго, прозванной «Дама Возрождения».

Часть заключительная

Наши герои покинули этот мир каждый в своё время.

Герцогиня Беатриче Сфорца, урождённая де Эсте, безвременно умерла в ночь на 3-го января 1497 г. в возрасте 22 года. В Павийской Чертозе есть гробница, но её бренных останков под мраморной скульптурой нет. Это кенотаф.

Герцог Миланский Лодовико Сфорца, прозванный Моро, после 8-летнего нахождения во французском плену умер в замке-тюрьме Лош 17 мая 1508 г. по Юлианскому календарю в возрасте 56 лет.   По результату археологических раскопок, администрация региона Эндр и Луара считает, что усопший по традиции поздно вечером в тот же день похоронен в церкви Сент-Урс в городе Лош де ла Тюрень.

Графиня Чечилия Бергамини, урождённая Галлерани, умерла в 1536 году и, вероятно, погребена в часовне семьи Карминати в церкви Сан-Заведро.

Маркиза Изабелла Гонзаго, урождённая де Эсте, известная как дама Возрождения, умерла в Мантуе в 1539 году в возрасте 65 лет.  

Мир их праху!

P. S.   Интуиция подсказывает, что в течение 11 лет (1488-1499 прекрасных взаимоотношений между Чечилией и Леонардо, портрет-картина «Дама с горностаем», написанная magistro в 1490 году в замке Сфорца, была не последним портретом Чечилии.

В ХIХ-ом веке в прессе упоминалось, что «есть второй оригинальный портрет Чечилии, находящийся в семье Паллавичини в Сан-Колочеро (Pallavicini, Saint-Calocero), написанный Леонардо да Винчи на взлёте её славы».

Исследователь Лаура Паньотта считает, что на одном из женских портретов, написанных в 1518 – 1527 годах художником Бартоломео Винетто, изображена вдова графа Бергамини, Чечилия в возрасте 45-47 лет.

Чечилия Галлерани, художник Бартоломео Винетто

В чьих руках упомянутый портрет-картина «Дама с горностаем»- символ души Чечилии Галлерани находилась после маркизы Изабеллы Гонзаго, полностью отследить не удалось. Но известно от библиотекаря Амброзианской библиотеки Карла Аморетти: «Картину в ХVIII веке видели в Милане в коллекции маркизов Бомасоне».

В 1800 году картину Леонардо да Винчи «Дама с горнастаем» заполучил в Италии польский князь Адам Ежи Чарторыйский в подарок своей матери Изабелле, полагая, что он приобрёл портрет «Прекрасная Ферроньера». Опустим места нахождения портрета-картины «Дама с горностаем» в период второй Мировой войны. В настоящее время картина находится в Национальном Музее в Кракове, Польша. Была застрахована на сумму 350 тыс. долларов. Картина в верхнем левом углу с лицевой стороны имеет надпись «La Bele Feroniere, Leonard da Winci». Она сделана кем-то не на родине создателя шедевра. Итальянец в слово «Leonard» добавил бы букву «о», а слово «Vinci» не начал бы с буквы «W». Таким образом, существующая надпись сделана ошибочно и не имеет никакого отношения к портрету «Дама с горностаем», модель предположительно Чечилия Галлерани. Она подходит к портрету «Прекрасная Ферроньера», модель предположительно Лукреция Кривелли.

Пока же Чечилия Галлерани в учёной среде считается предполагаемой моделью портрета- картины «Дама с горностаем» размером 54,8 х 40,3 см кисти Леонардо да Винчи маслеными красками на планшете из орехового дерева толщиной 4,5 х 5 мм, а не на холсте как пишут некоторые авторы.

Досадно, что неоспоримый исторический факт прибытия флорентинца Леонардо да Винчи в Милан в феврале 1482 года стараниями многих писателей оброс ради пиара выдуманными событиями и не существующими героями, включая несколько Чечилий Галлерани разных возрастов.  

Особое неудовлетворение вызывают дезинформирующие читателей публикации, подобно Vegas в интернете: «Портрет «Леди с горностаем», известна как «Дама с горностаем», создавался в течение 7 лет». Уточняем, Леонардо да Винчи в 1488 и 1489 годах начал писать портрет молодой девушки без зверька, а в 1490 году закончил писать портрет-картину «Дама с горностаем». Фактически Леонардо писал финишную версию 3 года, но не 7 лет. «За время пути модель могла подрасти», как у С. Маршака.

Дама с горностаем

Появилась ниоткуда, удалилась в никуда

Не остался не замеченным нонсенс.  Все авторы, упомянувшие на Амброзианском фестивале в Милане в феврале 1482 года взрослую (17-18 лет), появившуюся не весть откуда (без роду, без племени), возлюбленную (с 1480 года) герцога Моро, которая   заставила учащённо биться сердце женоненавистника Леонардо да Винчи (со слов авторов) враз потеряли к этой героине интерес и растеряли её. Больше года (1482-1483) она не контактировала с Леонардо. Последний раз она сопровождала Моро к месту работы бригады Леонардо у монахов капеллы францисканской церкви Сан-Франческо Гранде в 1483 году. Это там герцог Моро с целью проверки способности Леонардо создавать приличные живописные произведения, поручил ему на пробу написать портрет девушки.  Спутница герцога в качестве модели для художника Леонардо не участвовала. Больше она в поле зрения читателей не появлялась. В общем, «была да сплыла». Леонардо и без неё справился с контрольным заданием герцога, чему свидетельствует полученное вознаграждение за художественную работу. Для ясности, незавершённый написанием портрет, заказанный на карнавале взрослой Чечилией, художник оставил себе, чтобы использовать в качестве «картона с отверстиями по контуру изображения» при написании подобных портретов. Заказчица к художнику за заказанным ею на карнавале портретом не обращалась. Возможно потому, что была выдуманной мифической фигурой.    

Через 2 года (в 1485 г.) Моро уже переориентировался на реальную Чечилию Галлерани (1473г.р.), у которой есть мать Маргерит Бусти и родительский дом в Милане. Для ясности, незавершённый (по мнению Леонардо) написанием, обезличенный портрет без зверька, заказчик Моро забрал в 1483 году и передал реальной Чичилии (1473 г.р.)  в 1485-1487 году в благодарность за совершенную преданность и проявление возвышенных чувств. В 1498 году некоторые авторы стали манипулировать этим портретом в переписке между Изабеллой Гонзаго и Чечилией Бергамини.

В завершение.

Картина «Монна Лиза» (Джоконда), написанная, как принято считать, флорентийским художником Леонардо да Винчи в 1503-1504 годах, стала широко известна и популярна после пиара, раздутого прессой по случаю её кражи из Лувра 21 августа 1911 года рабочим по имени Венченцо Перуджи

Картина «Дама с горностаем» написанная в 1489-1490 годах, тем же художником, по оценке некоторых специалистов, более привлекательна, но менее раскручена. А то, что о ней рассказано в сетях, не повышает её рейтинг. Известен Сонет XIV придворного поэта Бернардо Белинчионе (1452-1492) «Диалог поэта и Природы», обнаруженный после его смерти в 1493 году. Этот Сонет, а также  проведенные  профессором Паскалем Коттом исследования, доказали авторство придворного художника Леонардо да Винчи   картины «Дама с горностаем».  Касаемо изображения на портрете-картине (1489-1490 годов написания гением Леонардо да Винчи) именно Чечилии Галлерани (1473-1536), единого мнения у учёных   пока нет.    

Заказчица к художнику  за заказанным ею на карнавале портретом  не обращалась. Её «след простыл». Возможно потому, что взрослая Чечилия Галлерани была мифической фигурой, выдуманной авторами, у которых  критическое и аналитическое мышление напрочь отсутствует

Веками люди видят в портрете-картине «Дама с горностаем» не умирающую шедевральную женскую юность. И это здорово! А что до того, когда, кем и сколько было написано портретов Чечилии Галлерани и в каком году она родилась (1463, 1464, 1465, 1466 или 1471, 1473), то это тоже очень интересно, когда «не водят за нос» и «не вешают лапшу на уши».

Мы рассчитываем. что на наш комментарий обратят внимание и скажут своё слово историки-профессионалы. Наши возможности позволяют только прокомментировать отдельные публикации в сравнении. Считаем, если в истории есть настоящие, не вымышленные герои, то должно быть достоверное повествование о них   Дурить головы читателям россказнями - непристойно.

Последние публикации автора


Самая массированная атака БПЛА на Россию была произведена в ночь с 9 на 10 сентября 2024 года

За ночь сбито 144 летательных аппарата. Атаки БПЛА продолжаются, массированный налёт произошел в ночь с 17 на 18 сентября, 3 БПЛА достигли цели. Как вести себя при угрозе БПЛА и что нужно знать взрослым и детям, если они стали свидетелями атаки — в конце статьи.

По сведениям Минобороны БПЛА были подавлены и сбиты: 72 — над Брянской областью,  20 — над Московской областью,  14 — над Курской областью,  13 — над Тульской областью,  8 — над Белгородской областью,  7 — над Калужской областью,  5 — над Воронежской областью,  4 — над Липецкой областью,  1 — над Орловской область... Читать 6 мин.

Самая массированная атака БПЛА на Россию была произведена в ночь с 9 на 10 сентября 2024 года

ВСУ в Курской области: хроника и последствия атаки Украины на Курск

6.08.24 г. ВСУ перешли границу Российской Федерации и, смяв сопротивление пограничников, углубились в Курскую область, по пути расстреливая мирных жителей, разрушая дома и гражданские объекты. Последние новости на 17 сентября в конце статьи. Российские войска начали наступление в отдельных районах Курской области.

Немного истории.  Топоним «Курск» ассоциируется у россиян с трагедией и беспечной халатностью, приведшей к многочисленным жертвам.  12 августа 2002 года в рамках обычных учений произошла трагедия с атомной подводной лодкой К-141 «Курск», названной в честь победы на Курской дуге во время Великой Отечественной войны.  Погибло 118 человек, к... Читать 52 мин.

ВСУ в Курской области: хроника и последствия атаки Украины на Курск

Суверенная Россия должна жить не по законам, а по понятиям

Для восстановления суверенитета Российская Империя должна любыми путями избавляться от законов, принятых в интересах её врагов горбачёвскими и ельцинскими предателями.

В конце восьмидесятых годов прошлого столетия, когда наш бывший народ, которому предстояло превратиться в «электорат», дружно испытывал оргазм от горбачёвских реформ, кем‑то из тогдашних «архитекторов перестройки» был запущен в массы красивый лозунг, гласящий, что «Жить надо по законам, а не по понятиям». - Да! Да! По законам! Не по понятиям!, — ра... Читать 5 мин.

Суверенная Россия должна жить не по законам, а по понятиям

Ядерный удар по США может стать реальностью

КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН (с) Марк Порций Катон

Все мы очень любим периодически гордо бить себя пяткой в грудь и называть нашу страну великой ядерной державой. Формально, это заявление действительности вполне соответствует. По информации Стокгольмского института исследования проблем мира, в январе 2023-го года в распоряжении Российской Федерации имелось порядка 4,500 ядерных боеголовок, в то вре... Читать 8 мин.

Ядерный удар по США может стать реальностью
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!