Царский Крестный ход 2025
Большой Крестный ход — это главное событие "Царских дней", череды мероприятий, посвященных памяти последнего русского императора Николая II и его семьи.
Маршрут Крестного хода — от Храма на Крови до монастыря на Ганиной Яме.
Как и в прошлые годы, по скорбному маршруту, который повторяет последний путь царской семьи и их слуг, прошли тысячи верующих вместе с архиереями Екатеринбургской митрополии.
Царский Крестный ход – путь, которым расстрельная бригада вывозила останки царской семьи.
История Царского Крестного хода
Традиция поминовения царской семьи зародилась в 1989 году. Тогда в годовщину расстрела Романовых — с 16 на 17 июля — на молитву собрались у дома Ипатьева, где сейчас находится Храм на Крови, несколько десятков горожан.
Расстрел семьи Романовых произошёл в подвале дома купца Ипатьева. Сейчас здание снесено, на его месте в 2003 году поставлен Храм на Крови.
Ганина Яма — общепринятое название заброшенного Исетского рудника в пригороде Екатеринбурга. Считается, что здесь были сброшены в шахту тела семерых членов царской семьи и четырёх их слуг. Сейчас на этом месте находится Монастырь Святых Царственных Страстотерпцев.
Протяжённость маршрута — свыше 20 км, время в пути — примерно пять часов.
Малый крестный ход традиционно проводится днём по пути прибытия царской семьи в Екатеринбург в 1918 году — от памятного креста у станции Шарташ до Храма-на-Крови.
Традиции Царского Крестного хода
Перед началом крестного хода двенадцать архиереев проводят Ночную Божественную литургию в память Святых царственных страстотерпцев.
В завершающей точке пути — в монастыре — утром проходит молебен святым Царственным Страстотерпцам возле шахты номер 7 и у Поклонного креста.
По окончании богослужения, когда ещё продолжалась проповедь, но уже молодые люди из «Двуглавого орла» начали строиться в колонну с заранее приготовленной «колесницей», на которой была установлена икона Николая II.
Все движения были словно скоординированы.В абсолютной тишине, медленно Крестный ход начинает движение по улице Царской к проспекту Ленина. Но как только река паломников оказывается на главной городской улице, люди сразу ускоряют темп.
Над толпой несётся распев «Господи, помилуй». Особенно выделяются женские и детские голоса. Мужские голоса вторят тихим сопровождением.
К раннему утру первые группы доходят до монастыря святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, где можно устроить небольшую передышку после 20-километрового перехода, пока не подойдут иерархи. Когда до обители доходит митрополит Евгений, все начинают готовиться к молебну, знаменующему окончание главного кульминационного события »Царских дней».
В преддверии богослужения митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг) делает акцент на специальной военной операции.
«Мне непросто говорить за всех верующих, я могу сказать за себя, что для меня сегодняшний день очень важен. Он важен, потому что собрался народ Божий. Собрался не для того, чтобы что-то купить, съесть, получить какие-то хлеб или зрелища, а для того, чтобы попросить у Бога милости для нашей страны, для нашего народа. Помолиться за тех, кто в беде. Поэтому Крестный ход — это большая помощь для нашей Родины в сегодняшнем году», — из разговора митрополита с журналистами перед началом богослужения.
Перед богослужением военкор телеканала «Спас» Андрей Афанасьев продемонстрировал Стяг, который российские военнослужащие водрузили в освобожденном Угледаре. По словам Афанасьева, военные впоследствии попросили его пронести это знамя на этом Крестном ходе в память о святых царственных страстотерпцах.
Среди верующих немало участников СВО, которые понимали друг друга без слов, создавая сплоченные ряды.
"Прошел, как пробежал, — с улыбкой рассказал журналистам на утренней импровизированной пресс-конференции митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, глава Екатеринбургской митрополии Владыка Евгений. — Тяжело, конечно. Но радостно. Всем тяжело и радостно. У кого‑то дети в колясках, на плечах. Я видел, с нами идет один офицер, я его знаю, и знаю, что у него нет руки и ноги — но он идет. Я смотрю на людей, на их лица, и понимаю, что им хорошо, они улыбаются. Потому что народ идёт для того, чтобы попросить у Бога милости для нашей страны, нашего народа, помолиться за тех, кто на войне. А то, о чем люди просят, Бог даёт».
Вместе с паломниками перед Храмом на Крови молился и Александр Андреев, директор Фонда святой Екатерины. Благотворители уже несколько лет поддерживают проведение фестиваля «Царские дни».
В крестном ходе приняли участие паломники из разных регионов России, а также из Чехии, Узбекистана, Сербии и других стран.
История убийства царской семьи
Расстрел царской семьи чудовищное преступление Ленина, Свердлова и коммунистов.
Последний российский император Николай II Романов отрекся от престола 2 марта 1917 года. Его с семьей сразу заключили под арест в Царском Селе вместе с врачом царевича Алексея, который страдал неизлечимой болезнью и нуждалс в постоянном присутствии врача и слугами.
Но коммунисты боялись восстания народа и летом 1917 года отправили всех в Тобольск, а весной 1918 года перевели в Екатеринбург в дом инженера Ипатьева.
Содержание заключенных приближалось к тюремному: все спали на полу; гулять в саду разрешалось один раз в сутки, надзиратели издевались над ними.
Им разрешили присутствовать на богослужениях, что было несомненным утешением в скорбях. Последня служба, которую провел протоиерей Иоанн Сторожев состоялась 14 июля.
До наших дней дошло письмо княжны Ольги, со словами прощения : «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».
В ночь с 16 на 17 июля руководитель расстрела Яков Юровский (настоящее имя Янкель Хаимович) разбудил императора, его супругу и детей. Под предлогово волнений в городе их перевели в полуподвальное помещение, где зачитали постановление исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов о расстреле.
Первым в Николая II выстрелил несколько раз Юровский. Потом начали беспорядочно стрелять в царицу и детей. Тех, кто остался жив добивали штыками.
Вместе с царской семьей были расстреляны те, кто до конца остался верен своему долгу: придворный врач Евгений Боткин и несколько слуг: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп.
Тела вынесли на двор, погрузили в грузовик и вывезли в Ганину Яму — заброшенный Исетский рудник, расположенный в глухом лесном урочище. Там скинули в шахту и подожгли. Позже шахту забросали землей.
1 июля 1918 года на богослужении в московском Казанском соборе Патриарх Тихон объявил прихожанам: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».
С 1920-х русское зарубежье молилось об упокоении душ царских страстотерпцев.
«Страстотерпец» — это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на мучителей и не сопротивляется.
В 1981 году Русская Православная Церковь За рубежом канонизировала Николая II и его семью. И только в 2000 году РПЦ объявила о прославлении царской семьи: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию».

Тропарь, глас 4
Днесь, благовернии людие, светло почтим/ седмерицу честную царственных страстотерпец,/ Христову едину домашнюю Церковь:/ Николая и Александру,/ Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию./ Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся,/ от богоборных смерть и поругание телес прияша/ и дерзновение ко Господу в молитве улучиша./ Сего ради к ним с любовию возопиим:/ о святии страстотерпцы,/ гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите,/ землю Российскую в любви к Православию утвердите,/ от междоусобныя брани сохраните,/ мир мирови у Бога испросите// и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 8
Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих/ от рода царей Российских,/ благовернии мученицы,/ муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии/ и венцы Небесными увенчавшиися,/ к вам, яко покровителем нашим милостивым,/ с любовию благодарне вопием:/ радуйтеся, царственнии страстотерпцы,// за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.
Величание
Величаем вас,/ святии царственнии страстотерпцы,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа// претерпели есте.






