Переход человечества из “Галактики Гуттенберга” в “Интернет-галактику”
Развитие информационно-коммуникационных технологий изменяет способ общения и взаимодействий людей в обществе, а современное общество переходит в одну из новых форм существования – “цифровое общество”. Цифровая трансформация связана не только с распространением информационных ресурсов, но и с растущей значимостью изображений как способа представления знаний. По сути визуализация предстает как “ответ” человечества на вызовы информационного общества, так как информация нуждается в визуализации, чтобы быть более доступной для анализа и интерпретации. Отсюда актуализируется проблема повышения визуальной грамотности маркетологов, работающих в цифровой среде.
Итак, в условиях цифровизации наше общества становится “цифровым обществом”, в котором визуальные образы играют первостепенную роль. По сути цифровизация меняет традиционные представления о реальности и идентичности. Цифровые технологии становятся основным медиатором человеческого опыта, изменяя механизм восприятия реальности и социальных взаимодействий. Цифровые технологии уже изменили подходы к созданию и восприятию визуального контента. Таким образом, цифровизация заставляет человека больше работать с визуальными образами как в профессиональной, так и уже в повседневной жизни.
Что даёт навык визуальной грамотности?
Корректно анализировать и адекватно интерпретировать визуальный контент (графики, диаграммы, фотографии, инфографику и т. д.);
Посредством знаков и символов передавать сложные идеи концепции. К примеру, понимание влияния визуальных средств на сознание потребителей важно для создания эффективной рекламы.
Ориентироваться в сложном информационном пространстве (эффективно использовать мультимедийные технологии для познания и маркетинговой коммуникации).
Знаково-символические аспекты визуальной грамотности
Визуальная грамотность — это способность интерпретировать и понимать визуальную информацию, такую как изображения, фотографии, диаграммы, графики и другие визуальные представления. В отличие от традиционной грамотности, связанной с чтением и письмом, визуальная грамотность расширяет понятие человеческой коммуникации, позволяя «читать» и «писать» на языке зрительных образов, выраженных в знаково-символической форме.
Культурные измерения визуальной грамотности
Культура каждого общества может быть представлена как знаково-символическая система. Каждый знак и символ — это материальный объект, который в чувственно-наглядной форме выражает некое абстрактное, духовное содержание. Культура человечества имеет разные уровни: уровень индивида, уровень социальной группы, уровень социальной (этнической) общности, уровень нации, международный уровень. В каждом типе культур вырабатывается своя система значений и смыслов, который закрепляются за теми или иными знаками и символами. Например, красная гвоздика — символ революции, этот символ часто использовался в дизайне атрибутики, связанной с празднованием годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. При этом изображение красной гвоздики на католических иконах может означать глубокую жертвенную любовь Христа. В современной культуре красная гвоздика означает любовь, восхищение и благодарность. В рамках символизма Дня Победы в России красные гвоздики ассоциируются с понятиями героизма, жертвенности и воинской славы.
Между тем, в связи с развитием “клипового мышления” у современной молодёжи, восприятия и интерпретация визуальной информации часто носит фрагментарный характер. Информация воспринимается и обрабатывается в мышлении как бы по частям (фрагментам), а не как последовательный поток. Это приводит, как правило, к проблема с пониманием целостной картины. Напомним, что концепцию «клипового мышления» предложил американский социолог и футоролог Элвин Тоффлер в своей работе «Третья волна» в 1980 году. Он ввёл понятие «клиповой культуры» как культуры, характеризующейся фрагментарностью информации и быстротой её передачи. Важно понимать, что освоение визуальной грамотности предполагает более глубокое изучение с целью корректного понимания смыслов знаков, символов и образов разных исторических эпох, различных культур и цивилизаций. А этот процесс требует от маркетологов энциклопедических знаний, получение которых во многом обусловлено самообразованием и саморазвитием личности.
Визуальная грамотность — основа для патриотического воспитания
Визуальная грамотность — это основа для патриотического воспитания, которая позволяет личности понимать значения и смыслы своей культуры в её историческом развитии, а также понимать различия в трактовках ценностей и норм, которые выражены в знаково-символических формах других культур и социальных групп. Визуальная грамотность позволяет маркетологам более критически анализировать, интерпретировать и развивать понимание различного рода “текстов” культуры, позволяя им мысленно визуализировать информацию.
Тем самым, развитие визуальной грамотности даёт ориентиры для понимания сложных и противоречивых процессов столкновение различных взглядов, ценностей и паттернов мышления и поведения в современном российском обществе, в котором собственно и идет становление будущих профессионалов.
Заключение
Визуальная грамотность — это культурно-обусловленная способность видеть скрытые идейно-ценностные представления за формой изображений, уметь их правильно интерпретировать в зависимости от ряда контекстов (исторического, политического, этического и т. д.), а также быть способным применять полученные знания в ходе творческого процесса по созданию нового продукта или решению профессиональных задач. Таким образом, визуальная грамотность — важный компонент социо-культурной компетенции современных маркетологов.
Автор: Тен Юлия Павловна, доктор философских наук, профессор кафедры маркетинга Финансового университета, МаркТех.







