Top.Mail.Ru
Победить в СВО

В зарубежных странах совершается большое число преступлений, в которых используется огнестрельное оружие. По оценкам ООН, от 40 до 60% мировой торговли огнестрельным оружием является незаконной [1].

Английское уголовное законодательство не кодифицировано и состоит из большого количества нормативных правовых актов [2]. Тем не менее, в Великобритании действует тщательно регламентированная разрешительная система оборота оружия [3].

Первый ограничительный законодательный акт о пистолетах был принят здесь в 1903 г. Начиная с этого времени, происходит постепенное ужесточение государственного контроля за оборотом огнестрельного оружия, находящегося в частном владении.

В мае 1968 г. парламент Великобритании принял всеобъемлющий законодательный акт «Об огнестрельном оружии» [4], которым были регламентированы вопросы уголовной ответственности за незаконные действия с запрещенным оружием.

Так, в соответствии с этим актом, за владение, обращение и распространение запрещенного огнестрельного оружия и иных относящихся к оружию предметов предусмотрено наказание в виде тюремного заключения на срок до десяти лет. Под запрещенным оружием понимается любое огнестрельное оружие, любые специально не запрещенные пусковые аппараты, предназначенные для использования с запрещенными боеприпасами (содержащие либо способные содержать вредную жидкость, газ и т.д.), взрывающиеся, разрывные, зажигательные, бронебойные патроны.

Уголовное законодательство Великобритании различает уголовную ответственность за незаконный оборот гражданского огнестрельного оружия и его военных образцов. Так, за владение или передачу огнестрельного оружия или боеприпасов, с намерением подвергнуть опасности жизнь другого человека, предусмотрено наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Подобное наказание грозит и за использование огнестрельного оружия с намерением вызвать страх насилия или совершить преступление, или за его использование при сопротивлении аресту.

За незаконный оборот охотничьего огнестрельного оружия предусмотрена уголовная ответственность с наказанием в виде тюремного заключения на срок до пяти лет. Вместе с тем продажа, сдача напрокат и иная передача лицу, не имеющему права на владение охотничьим оружием, влекут наказание в виде тюремного заключения на срок до 6 месяцев или денежный штраф. Причем штраф и тюремное заключение могут назначаться одновременно[5].

В 1997 г. был принят новый Законодательный Акт об огнестрельном оружии, который внес существенные поправки, ограничивающие виды оружия, находящиеся в гражданском обороте[6]. Так, было полностью запрещено крупнокалиберное охотничье оружие. В качестве оружия самообороны были запрещены пистолеты и револьверы. Разрешены к обороту лишь малокалиберные спортивные пистолеты и револьверы.

Запрещена пересылка оружия, покупка его должна осуществляться лично.

Контроль над оборотом оружия возложен на специальное подразделение полиции, которое наделено правом проникновения в частные владения граждан. На всех владельцев гражданского оружия заведена единая компьютерная информационная база данных.

Можно констатировать, что в Великобритании установлены достаточно серьезные ограничения в сфере оборота оружия, однако совершение в этой стране преступлений с использованием оружия, прогремевших на весь мир, заставляет усомниться в том, что строгие санкции серьезно влияют на количество таких преступлений.

Во Франции оборот оружия регулируется законом от 18 апреля 1939 г. (последние поправки к закону, регламентирующему выдачу лицензии на ношение оружия, были приняты Национальным собранием Франции в мае 1995 г.), согласно которому всё оружие и относящиеся к нему материалы разделены на 8 категорий, начиная от боевого и заканчивая коллекционным.

В первую категорию входят военное оружие и боеприпасы к нему, во вторую – средства его доставки к цели, бронетехника, самолеты, военные корабли.

Предметы, перечисленные в этих двух категориях, не могут находиться в распоряжении частных лиц. Третья и четвертая категории – это виды оружия, на владение которыми префект, то есть глава управления полиции, может выдать лицензию при определенных условиях. Сюда относятся все виды огнестрельного оружия, предназначенные для самообороны, боеприпасы к такому оружию. Военные газы входят в третью категорию. Пятая категория – охотничьи ружья. Шестая – оружие холодное, размеры лезвия и механизм которого оговорены специальными приложениями к закону. Седьмая – оружие, применяемое в тирах, на ярмарочных стендах и так далее. Категория восьмая – оружие исторических коллекций и амуниция. Старинным оружием считается огнестрельное оружие, произведенное до 1 января 1870 г.[7]

Право на приобретение и хранение оружия и боеприпасов первых четырёх категорий имеют лица, получившие специальное разрешение органов полиции или жандармерии. Лицо, которое приобрело оружие указанных категорий без разрешения, наказывается лишением свободы до 3–х лет или штрафом. Оружие с 5 по 8 категорию продаётся без разрешений[8].

Уголовный кодекс Франции 1992 г. содержит ряд составов, предусматривающих уголовную ответственность за хищение, вымогательство и незаконный оборот оружия[9].

В статье 135–72 УК Франции закреплено понятие оружия, под которым понимается любой предмет, созданный для убийства или ранения, а также содержится указание на то, что совершение преступления с использованием оружия является обстоятельством, отягчающим наказание.

Пункт 10 статьи 222–13 УК Франции устанавливает уголовную ответственность с наказанием в виде тюремного заключения на срок до 3 лет и штрафа в размере 300 000 франков – за насильственные действия с применением или угрозой применения оружия, не повлекшие полной потери трудоспособности в течение более чем 8 дней.

Статья 311–8 УК Франции предусматривает наказание, в виде тюремного заключения на срок до 20 лет и штрафа в 1 млн. франков – за хищение, если оно совершено с применением или угрозой применения оружия, либо лицом, носящим оружие, на которое требуется разрешение или ношение которого запрещено.

Также, согласно Уголовному кодексу Франции запрещены ношение оружия при участии в повстанческом движении (статья 412–4), захват оружия и других подобных предметов при участии в повстанческом движении (статья 412–5).

Статья 421–1 УК Франции предусматривает наказание, вплоть до пожизненного лишения свободы, за изготовление и хранение смертоносных и взрывающихся машин и устройств с целью серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора.

Следует обратить внимание на то, что в Уголовном кодексе Франции довольно часто используется одновременное применение наказаний в виде штрафа и иного наказания.

В Соединенных Штатах Америки стрелковое оружие фигурирует в насильственных преступлениях значительно чаще, чем в прочих развитых странах. В частности, именно с его помощью в США совершается в среднем от 2/3 до 3/4 убийств (в 2019 г. – 10,265 из 14,123)[10]. По этой причине предлагаются разные способы борьбы с вооруженной преступностью. Одни подходы заключаются в принятии мер, направленных на ограничение оборота оружия в целом. Другие – напротив, выражаются в смягчении режима легального оборота оружия, в частности, в области его ношения.

В связи с вышесказанным большой интерес представляют нормы, которые привязывают факт ношения или применения оружия к общественно опасным деяниям. В результате вооруженность преступника рассматривается в качестве обстоятельства, усиливающего уголовную ответственность. Подобный подход нашел распространение, в частности, во многих штатах США, а с последней трети XX в. – и на федеральном уровне.

Наиболее примечательным в данном свете выглядит тот факт, что соответствующие меры изначально предлагались поборниками права на оружие. Сторонники же запретительного подхода, в свою очередь, обычно скептично относились к подобным нормам и вместо этого настаивали на введении общих ограничений для всех граждан[11]. Последний подход нашел свое отражение, в частности, в «Законе о контроле над оружием» 1968 г.

Тем не менее, в рамках упомянутого Акта впервые на федеральном уровне были приняты и нормы, привязывающие ношение и применение оружия к совершаемым преступлениям. Так, в соответствии с новой редакцией ст. 924 18 раздела Кодекса США, в содержащемся в ней пункте “c” было установлено наказание за незаконное ношение, а также за (любое) применение оружия во время совершения какой–либо фелонии. Тем не менее, ответственность в таком случае оказалась далеко не такой суровой, как хотелось бы странникам обозначенных мер: за подобные действия по общему правилу полагалось лишение свободы на срок от 1 года до 10 лет. В случае повторного осуждения санкция была выше – от 5 до 25 лет, причем в таком случае суд уже не имел права выносить условный приговор и назначать отсрочку наказания[12].

 

Как показала практика, такие меры оказались не слишком эффективными: после принятия Закона 1968 преступность (в том числе насильственная) все еще продолжала расти (хотя и меньшими темпами, чем в предыдущие несколько лет). Это было обусловлено множеством причин – как формальных, так и правоприменительных. Среди них можно назвать, в частности, следующие: недостаточная жесткость санкций; возможность назначения при первом осуждении условного наказания или применения условно–досрочного освобождения к заключенному; снисходительное отношение в судах к большинству преступников (даже ко многим убийцам)[13].

В 1971 г. в рассматриваемые нормы были внесены изменения. С одной стороны, имело место смягчение ответственности: при повторном нарушении минимальное наказание стало составлять не 5 лет, а лишь 2 года лишения свободы. С другой стороны, был введен запрет на одновременное течение сроков заключения по указанной статье и совершенной фелонии, во время которой оружие применялось или незаконно носилось[14].

В следующем десятилетии Конгресс стал принимать более действенные меры борьбы с преступностью. В результате в 1984 г. рассмотренное выше положение претерпело сразу несколько глубоких изменений. Так, повышенная ответственность за ношение или применение оружия стала наступать лишь в случае насильственных преступлений. Кроме этого, отныне дополнительное наказание грозило за подобные действия не только во время, но и в связи с вышеназванными нарушениями. Иначе был решен и вопрос о ношении огнестрельных образцов: в новой редакции Закона ответственность грозила независимо от того, легальна ли была названая практика сама по себе или нет. Следовательно, стало наказываться любое ношение или применение оружия во время или в связи с насильственными преступлениями. Помимо того, была введена оговорка о недопустимости назначения условного наказания, отсрочки последнего, условно–досрочного освобождения, а также одновременного течения срока за данное и другое нарушение. Санкции также изменились и вместо существовавших ранее широких рамок стали иметь строго фиксированный размер – 5 лет заключения. За второе или последующее осуждение мера наказания стала составлять 10 лет лишения свободы[15].

Тем же пакетом поправок похожие нормы вошли в новую, 929 статью того же 18 раздела Кодекса США. Последняя относилась к ношению или применению в связи с совершаемыми насильственными преступлениями короткоствольного оружия, снаряженного бронебойными патронами. За такие действия грозило лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. Аналогичным образом оговаривалась недопустимость отсрочки наказания, условного осуждения, УДО и одновременного течения сроков заключения за указанное и прочее нарушение[16].

В дальнейшем, в рамках усиления борьбы с вооруженной преступностью, законодатель продолжил ужесточение рассматриваемых норм. В качестве примера можно привести представленный в 1985 и принятый в 1986 г. «Закон о защите прав сотрудников правоохранительных органов». Этот Акт, помимо прочего, внес существенные изменения в вышерассмотренный состав преступления, изложенный в ст. 929. Так, если ранее наказывались действия с короткоствольным оружием, снаряженным соответствующими патронами, то отныне ответственность наступала уже за простое владение такими боеприпасами, если они подходили к любому огнестрельному образцу, который носился или применялся тем же злоумышленником во время или в связи с совершаемыми насильственными преступлениями. Кроме того, были ужесточены санкции: они составили не менее 5 лет заключения – то есть верхний предел лишения свободы уже отсутствовал[17].

В том же 1986 г. был принят другой значимый документ – «Закон о защите прав владельцев огнестрельного оружия». Согласно ему, ранее рассмотренная норма, связанная с ношением или применением оружия, начала распространяться не только на насильственные преступления, но и на те, которые связаны с незаконным оборотом наркотиков. Кроме того, была введена более жесткая ответственность за указанные действия с отдельными разновидностями оружия, а именно автоматическим или экипированного глушителем. Срок за это составил 10 лет заключения, в случае второго или последующего осуждения – 20[18].

В дальнейшем размер наказания лишь увеличивался. В частности, в 1988 году, при принятии очередного пакета поправок в законодательство, была установлена значительно более суровая ответственность для случаев, где фигурировало автоматическое или оснащенное глушителем оружие – 30 лет заключения. Также были ужесточены санкции за повторное совершение рассматриваемых преступлений: для прочих типов огнестрельных образцов срок был повышен с 10 до 20 лет, а в случае наличия двух вышеупомянутых их разновидностей стало грозить пожизненное лишение свободы без права на условно–досрочное освобождение[19].

В дальнейшем Конгресс продолжал политику усиления борьбы с представителями криминалитета. Так, «Законом о борьбе с преступностью» 1990 г. были установлены повышенные, в 10 лет, сроки заключения за совершение ранее рассмотренных деяний с укороченными винтовками и укороченными ружьями. В случае, если фигурировало разрушительное устройство, наказание стало таким же, как и для автоматического оружия или образца, оснащённого глушителем, – 30 лет или пожизненное без права на УДО (при повторном осуждении)[20].

При принятии самого значительного федерального уголовно–правового акта – «Закона о борьбе с насильственной преступностью и об обеспечении правопорядка 1994 г.» – произошли следующие значительные изменения. С одной стороны, в пункте (c) статьи 924 было исключено положение о недопустимости УДО при осуждении по вышерассматриваемым составам преступления. С другой стороны, в остальных моментах политика ужесточения продолжилась. Так, повышенная санкция в 10 заключения стала грозить за рассматриваемые преступления, где фигурировало штурмовое полуавтоматическое оружие. Также было установлено строгое наказание для лица, применяющего в данных обстоятельствах огнестрельный образец, если это повлекло за собой убийство. В случае, если оно было простым (murder), грозила смертная казнь, любой срок заключения или пожизненное лишение свободы. Если же в подобной ситуации произошло убийство иного типа – manslaughter (т.е. неумышленное либо непредумышленное, совершенное из–за внезапной ссоры или в состоянии аффекта) – наказание стало назначаться в соответствии со ст. 1112 того же, 18 раздела Кодекса США[21]. В настоящее время за подобное нарушение грозит штраф, до 15 лет заключения либо оба наказания, а за неумышленное – аналогичная мера ответственности, но не более 8 лет заключения[22].

Тем же законом 1994 г. в статью 924 был добавлен новый пункт (o), где говорилось о сговоре с целью совершения рассматриваемых насильственных или наркотических преступлений, в которых бы фигурировало огнестрельное оружие. За это стало грозить заключение на срок до 20 лет, штраф или оба наказания. В случае, если оружие было автоматическим, оснащенным глушителем или являлось разрушительным устройством, – любой срок заключения или пожизненное лишение свободы[23].

В 1998 г. произошли значительные изменения, и по их результатам законодательство в целом приняло окончательный вид[24]. Так, были установлены не фиксированные, а лишь минимальные сроки заключения, т.е. без верхнего предела. Они стали составлять 5, 7 (в случае агрессивной демонстрации оружия) и 10 лет (если из оружия производились выстрелы). Для отдельных разновидностей огнестрельных образцов были оставлены повышенные сроки лишения свободы, вне зависимости от того, демонстрировалось ли оружие, применялось оно или нет – не менее 10 (для укороченных винтовок, укороченных ружей и самозарядного штурмового оружия) и не менее 30 лет (для автоматического, оснащенного глушителем и разрушительных устройств). За повторное нарушение рассматриваемого пункта по общему правилу стало грозить не менее 25 лет (вместо 20, как ранее) или – для последних трех категорий образцов – пожизненное заключение (как и в прочих составах, без упоминания невозможности УДО). Произошло еще одно важное изменение: отныне за совершаемые вооруженные насильственные или наркотические преступления аналогичным образом стало караться даже владение оружием в качестве пособничества указанным нарушениям[25].

Принятие вышерассмотренных норм коррелировало с сильным улучшением криминогенной обстановки: за период с 1993 по 2001 гг. число насильственных преступных деяний в США упало на 54%. Можно утверждать, что изученные положения федерального законодательства внесли довольно значительный вклад в данное дело, поскольку уменьшение насильственной вооруженной преступности оказалось еще большим: так, в случаях, где фигурировало какое–либо оружие, падение составило 59%, а огнестрельные образцы – целых 63%. Кроме того, уменьшилось количество убийств, особенно вооруженных: за указанный период в первом случае снижение составило 36%, а во втором – 41%[26]. Если же учесть, что в это время население страны выросло почти на 10% (с 259,5 до 284,6)[27], становится понятным, что в относительных показателях динамика оказалась в еще большей степени положительной.

Таким образом, Конгресс США, уже добившийся значительного снижения насильственной преступности, в основном отошел от принятия новых жестких норм в данной области. Среди немногих изменений можно привести поправки 2002 года. В их рамках ранее рассмотренное положение о недопустимости УДО, которое еще до этого было убрано из ст. 924, аналогичным образом было исключено из ст. 929, где упоминается владение бронебойными патронами в связи с совершаемыми преступлениями[28].

Тем не менее в последующем имели место и определенное ужесточение ответственности для некоторых злоумышленников. Так, в 2005 году, при принятии «Закона о защите легальной торговли оружием» произошли изменения относительно рассматриваемых насильственных или наркотических нарушений, в которых фигурировали бронебойные патроны. Конгресс сохранил ранее имевшееся наказание за простое владение указанными боеприпасами для подобных лиц, но кроме него добавил новый состав преступления. Он относился к ношению или применению этих патронов во время или в связи с рассматриваемыми преступными деяниями, равно как за владение такими боеприпасами в качестве пособничества данным нарушениям. Наказание за эти действия стало составлять не менее 15 лет заключения. Для случаев, если вышеуказанные преступления повлекли за собой убийство (murder), была установлена смертная казнь, любой срок заключения или пожизненное лишение свободы. За причинение смерти при наличии смягчающих обстоятельств (manslaughter) наказание стало назначаться в соответствии с ранее упоминавшейся 1112 статьей 18 раздела Кодекса США[29].

Можно сделать следующие основные выводы. Федеральные власти на протяжении долгого времени не устанавливали специальных составов преступлений, в которых присутствие огнестрельного оружия выступало бы в качестве фактора, влекущего повышенную уголовную ответственность. Подобные меры впервые появились в 1968 г. в рамках «Закона о контроле над оружием», но они поначалу не отличались достаточной жесткостью. С середины же 1980–х Конгресс США решил избрать иной подход, выражавшийся в усилении борьбы с преступностью посредством принятия в данной сфере более конкретных составов преступления с довольно суровыми санкциями. Последние в дальнейшем неоднократно повышались и в итоге стали иметь только предел заключения. Примерно в это же время наблюдалась устойчивая и значительная тенденция к падению уровня насильственной преступности, особенно вооруженной ее разновидности. Можно утверждать, что подобные нормы являются обоснованными и даже желательными, поскольку они позволяют эффективно бороться со злоумышленниками и при этом никак не ограничивают в правах простых граждан.

Таким образом, заграничная практика регулирования оборота оружия в каждой стране индивидуальна. В некоторых странах оборот оружия не урегулирован и не имеет законных ограничений вовсе. Как правило, это малоразвитые страны, такие как Афганистан и страны Африки. А в других странах и вовсе наложен запрет на любое оружие, например, в Англии. В США наиболее благоприятные условия для незаконного оборота оружия, но законодательство довольно благосклонно к вооружению граждан и незаконный оборот в Штатах сведён к минимуму.

На сегодняшний день важно дальнейшее расширение международного сотрудничества в области унификации норм, связанных с легальным оборотом оружия. Также необходимо использовать в российской практике отдельные положения зарубежного уголовного законодательства, которые положительно влияют на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере незаконного оборота оружия.


 

[1] Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.un.com (дата обращения: 17.12.2022).

[2] Крылова H.E., Серебренникова A.B. Уголовное право зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии). – М.: Изд. «Зерцало», 2021. С. 36–37.

[3] Казакова В.А. Вооруженная преступность: криминологические и уголовно–правовые проблемы. – М., 2021. С. 58.

[4] Крылова H.E., Серебренникова A.B. Уголовное право зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии). – М.: Изд. «Зерцало», 2021. С. 45.

[5] Четвертакова Е.Ю. О зарубежном опыте регламентации уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2021. № 4 (66). С. 120.

[6] Крылова H.E., Серебренникова A.B. Уголовное право зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии). – М.: Изд. «Зерцало», 2021. С. 47.

[7] Ройтман Л. Револьвер на каждый день? // Материалы передачи на Радио Свобода от 25 сентября 2001 г.

[8] Башилов В.В. Борьба с организованными формами преступного оборота огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (уголовно–правовой и криминалистический аспекты). Дисс. к.и.н. – М., 2000. С. 30.

[9] Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США. Франции, Германии, Японии). Сборник законодательных материалов. Под. ред. И.Д. Козочкина. – М.: Изд. «Зерцало», 2021. С. 187.

[10] FBI. Expanded Homicide Data Table 8 [Electronic resource]. URL: https://ucr.fbi.gov/crime–in–the–u.s/2018/crime–in–the–u.s.–2018/tables/expanded–homicide–data–table–8.xls (дата обращения 17.12.2022).

[11] Knox N. The Gun Rights war. MacFarlane Press, 2009. – p. 63–64.

[12] Gun Control Act of 1968. The Federal Public Law 90–618 (October 22, 1968). Washington, 1968.

[13] Knox N. The Gun Rights war. MacFarlane Press, 2009. – p. 62–64.

[14] The Federal Public Law 91–644 (January 2, 1971). Washington, 1971.

[15] The Federal Public Law 98–473 (October 12, 1984). Washington, 1984.

[16] Шулус А. А. Ношение и применение оружия как фактор усиления ответственности за преступления: история законодательного регулирования в США на федеральном уровне // Международный научно–исследовательский журнал. – 2020. – № 6 (96) Часть 4. – С. 163–165. – URL: https://research–journal.org/law/noshenie–i–primenenie–oruzhiya–kak–faktor–usileniya–otvetstvennosti–za–prestupleniya–istoriya–zakonodatelnogo–regulirovaniya–v–ssha–na–federalnom–urovne/ (дата обращения: 17.12.2022).

[17] The Federal Public Law 99–408 (August 28, 1986). Washington, 1986.

[18] Firearms Owners' Protection Act of 1986. The Federal Public Law 99–308 (May 19, 1986). Washington, 1971.

[19] The Federal Public Law 100–690 (November 18, 1988). Washington, 1988.

[20] Crime Control Act of 1990. The Federal Public Law 101–647 (November 29, 1990). Washington, 1990.

[21] Violent Crime Control and Law Enforcement Act of 1994. The Federal Public Law 103–322 (September 13, 1994). Washington, 1994.

[22] The United States Code. Title 18 [Electronic resource]. URL: https://uscode.house.gov/ (дата обращения 17.12.2022).

[23] Violent Crime Control and Law Enforcement Act of 1994. The Federal Public Law 103–322 (September 13, 1994). Washington, 1994.

[24] The United States Code. Title 18 [Electronic resource]. URL: https://uscode.house.gov/ (дата обращения 17.12.2022).

[25] The Federal Public Law 105–386 (November 13, 1998). Washington, 1998.

[26] Bureau of Justice Statistics Special Report. National Crime Victimization Survey, 1993–2001. Weapon Use and Violent Crime [Electronic resource]. URL: http://www.bjs.gov/content/pub/pdf/wuvc01.pdf (дата обращения 17.12.2022).

[27] Population Pyramids of the World from 1950 to 2100. United States of America [Electronic resource]. URL: https://www.populationpyramid.net/united–states–of–america/1993/ (дата обращения 17.12.2022).

[28] The Federal Public Law 107–273 (November 2, 2002). Washington, 2002.

[29] Protection of Lawful Commerce in Arms Act. The Federal Public Law 109–92 (October 26, 2005). Washington, 2005.

 Главный редактор
Автор: Владимирова Виктория
Последние публикации автора


ВСУ в Курской области: хроника и последствия атаки Украины на Курск

6.08.24 г. ВСУ перешли границу Российской Федерации и, смяв сопротивление пограничников, углубились в Курскую область, по пути расстреливая мирных жителей, разрушая дома и гражданские объекты. Последние новости на 13 сентября в конце статьи. Российские войска начали наступление в отдельных районах Курской области.

Немного истории.  Топоним «Курск» ассоциируется у россиян с трагедией и беспечной халатностью, приведшей к многочисленным жертвам.  12 августа 2002 года в рамках обычных учений произошла трагедия с атомной подводной лодкой К-141 «Курск», названной в честь победы на Курской дуге во время Великой Отечественной войны.  Погибло 118 человек, к... Читать 49 мин.

ВСУ в Курской области: хроника и последствия атаки Украины на Курск

Ядерный удар по США может стать реальностью

КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН (с) Марк Порций Катон

Все мы очень любим периодически гордо бить себя пяткой в грудь и называть нашу страну великой ядерной державой. Формально, это заявление действительности вполне соответствует. По информации Стокгольмского института исследования проблем мира, в январе 2023-го года в распоряжении Российской Федерации имелось порядка 4,500 ядерных боеголовок, в то вре... Читать 8 мин.

Ядерный удар по США может стать реальностью
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!