Top.Mail.Ru
Победить в СВО

В этой статье мы расскажем о принципах работы генератора автомобиля, всегда ли он вырабатывает достаточно энергии, особенностях зарядки аккумулятора на холостом ходу, сколько энергии потребляет автомобильное оборудование.

У многих автовладельцев существует ошибочное мнение, что достаточно запустить двигатель – и разряженный аккумулятор быстро подзарядится до положенного ему состояния. Но это невозможно по двум причинам. При ограниченных способностях генератора выдавать энергию, а аккумулятора принимать, потребуется много времени. И второе – сама система больше приспособлена к поддержанию состояния АКБ, но не к заряду с нулевого уровня. Особенно всё это касается малых частот вращения коленчатого вала.

Принцип работы генератора автомобиля

Практически на всех машинах используется генератор в виде трёхфазной динамомашины переменного тока с последующим выпрямлением диодным мостом. Это достаточно мощный прибор, но его способности пропорциональны частоте вращения ротора. Возникает проблема граничных условий работы.

  1. Холостым ходом двигателя считаются обороты без нагрузки при полностью отпущенной педали газа. Это не совсем верно, теоретически любой режим работы с отсоединённой трансмиссией будет холостым. Но практически в типовом случае обороты не добавляются, составляя на большинстве машин примерно 800-850 об/мин. Их поддерживает электронный блок управления, регулируя подачу топлива и угол опережения зажигания.
  2. Отдача генератора при таких оборотах будет совсем незначительной, мощность возбуждения ротора мала, как и частота переменного тока на выходе. В нагрузку поступает слишком мало энергии. С этим справляются путём изменения передаточного числа ременного привода. Соотношение диаметров шкивов выставляют на повышение оборотов примерно в 2-3 раза. Отдача генератора возрастает до приемлемого уровня, но её хватает разве что на питание потребителей и небольшой ток заряда.
  3. Если ещё сильнее увеличить передаточное число привода, то появится другая проблема – рост частоты вращения ротора на максимальных оборотах ДВС. Если предположить, что они равны примерно 6000 об/мин, то даже при удвоении приводом ротор раскрутится до 12 тысяч. Это очень много, фактически предел для генераторов с приемлемой стоимостью. Дальше увеличивать обороты нельзя, резко снизится долговечность, надёжность, возрастёт стоимость.
  4. Компромисс достигается путём соглашения с небольшой отдачей на холостых оборотах. Так и сделано на всех автомобилях. Это и надо учитывать при понимании режима зарядки АКБ на холостом ходу двигателя. В целом система энергоснабжения работоспособна почти во всех случаях. Штатная среднестатистическая эксплуатация поддерживает уровень заряженности аккумулятора. Но это не относится к экстремальным режимам.

Всегда ли генератор вырабатывает достаточно энергии

В автомобилестроении существует устойчивая тенденция роста числа и мощности потребителей электроэнергии. Полностью обеспечить их может только очень мощный генератор. К тому же на максимальных оборотах. Но устанавливать его нецелесообразно, это потребует неоправданных затрат. Статистически маловероятны случаи, когда одновременно и на максимуме мощности работают все потребители. Поэтому система энергоснабжения рассчитывается таким образом, что энергии генератора уверенно хватит только на усреднённое их количество.

Недостаток компенсирует разряжающийся аккумулятор, выступая в роли энергетического буфера. А пополняются его запасы в то время, когда наступает излишек мощности генератора, то есть значительное число потребителей выключено. В целом получается нейтральный баланс.

Плохо выполняется это условие, когда потребление высоко и стабильно, например, зимой. Используются многочисленные подогревы, а поездок мало и они не обеспечивают зарядом батарею. Особенно с учётом малых оборотов и низкой температуры электролита. А нагрузка своё возьмёт всегда, вплоть до полного разряда АКБ.

Особенности зарядки аккумулятора на холостом ходу

Главный фактор недозаряда на холостых – несоответствие между потреблением энергии нагрузками и аккумулятором. Первые берут ток из сети даже при недостатке мощности. Падает напряжение, но ток растёт. А батарея обслуживается по остаточному принципу. Если мощности генератора не хватает, что почти всегда будет в режиме малых оборотов холостого хода, то АКБ работает на разряд.

Вторая неприятность – особенности бортовой сети

Даже если мощности хватает, зарядный ток будет ограничен. Растёт внутренняя ЭДС батареи, а с ней суммируется падение напряжения на её внутреннем сопротивлении. Сумма становится равной стабилизированному напряжению сети, ток прекращает расти. Повышать напряжение бортовая система не умеет и не должна.

Сколько энергии потребляет автомобильное оборудование

Можно проиллюстрировать расход энергии основными потребителями:

  • обогрев одного сиденья – 100-150 Ватт;
  • обогревы зеркал и стёкол – порядка 200 Ватт;
  • подогреватель в отопителе – до 300 Ватт;
  • управление двигателем – 150 Ватт;
  • оборудование мультимедиа – 100 Ватт.

 

Даже с учётом того, что на холостых вряд ли заработают электроусилители и насос АБС, всё это уже заберёт практически всю мощность генератора, который с трудом выдаст 500 Ватт на малых оборотах. То есть на заряд АКБ ничего не остаётся. При полной мощности генератор выдает чуть больше киловатта.

Как правильно заряжать АКБ

Всё вышесказанное говорит о том, что зимой обязательно следует заряжать батарею от внешнего источника и делать это регулярно. Иначе из-за коротких поездок она не сможет пополнять энергию и обязательно откажет в самый неподходящий момент, когда надо будет отдать большой ток на работу стартёра.

Лучше всего воспользоваться автоматическим зарядным устройством, иначе придётся изучать правила эксплуатации АКБ и режимы её заряда. Перезаряд не менее вреден. Как и надежды на восполнение энергии во время прогрева на холостом ходу.

Последние публикации автора


Легендарный автомобиль «Победа» — история, модификации и возобновление производства

«Победа», это не просто машина, а один из символов славных истории, традиций и мощи нашей страны.

Некоторое время назад ГАЗ продлил срок действия патентных прав на автомарку «Победа». На этой волне появились предположения о том, что знаменитая модель СССР скоро может вернуться на автомобильный рынок.  «Победа» — советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) в 1946-1958 года... Читать 10 мин.

Легендарный автомобиль «Победа» — история, модификации и возобновление производства

Новые российские электромобили — управление с телефона и силой мысли

«Муравей», Oka Zetta, Электрокары производства КАМАЗа, «Кама-1», Электробусы КАМАЗ, Электрогрузовик «Чистогор», Электрокар ОВУМ Концерна «Калашников», Monarch, LADA Ellada

Широко распространённое мнение, что моду на электромобили задал Илон Макс, разработав Tesla, является не более чем, чем фейком, в основе которого лежит пиар личного бренда американского бизнесмена.  Первые разработки электромобилей велись в Советском Союзе ещё с 1959 году. Тогда была создана электрическая версия «Буханки», успешно работавшая позже ... Читать 10 мин.

Новые российские электромобили — управление с телефона и силой мысли
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!