Недавно я провела занятие с пятым классом на сплочение. В итоге каждый ученик должен был уйти со своим листком, исписанным комплиментами от одноклассников.
Спойлер: так и случилось.
Но! Через полчаса после занятия мне позвонила мама ученика с криками о том, что ребёнок в слезах, ему якобы написали гадости, и листок он не показывает. На следующий день состоялась встреча с мамой и ребёнком для прояснения ситуации. В итоге стало ясно, что ребёнок соврал родителям, а мама мимоходом извинилась.
Насколько легче мне должно было стать от её извинений, если накануне вечером по телефону и с утра лично на меня накричали, предъявили кучу ультиматумов, несколько раз обвинили в непрофессионализме (к слову, мать не психолог, чтобы оценивать мой профессионализм), сказали, как именно я ДОЛЖНА работать и какие упражнения проводить?..
Но всё же для меня это опыт кратковременный, хоть и не единичный, — родители регулярно приходят в школу с советами педагогам, психологам, администрации о том, как именно мы все должны работать. Это портит нам настроение, но не жизнь.
А вот насколько полезна в масштабах жизни ребёнка истерика родителя от того, что его чадо расстроилось из-за полученного опыта (а в данном случае ещё и вымышленного)?
На мои слова о том, что я понимаю материнские чувства, но в итоге полезнее не катастрофизировать ситуацию, а помочь ребёнку принять, что не всё в жизни будет приятно, научить справляться с негативом, подумать, как улучшить ситуацию, мне было категорично сказано, что ни я, ни школа, ни окружающие не должны в принципе никаким образом расстраивать ученика.
Это лишь частный пример общей тенденции: родители всё чаще стали хотеть оградить своего ребёнка от опыта. И не просто защитить от опасностей, а стереть из его жизни весь «негатив».
Но представьте себе растущего человека, чья жизнь складывается только из спонтанных и запланированных, искусственно созданных радостей. Как долго это сможет продолжаться? Пока его родители контролируют его окружение и среду. Долго ли они смогут это контролировать? Ничтожно мало. А что представляет собой его психика? Это полное отсутствие стрессоустойчивости, навыков решения проблем и построения отношений!
Жизнь состоит из данностей: ответственность, свобода, выбор, смерть, неисполнение желаний, перемены, случайности и т.д. Как отреагирует подросток при первом столкновении с ними лет в 13? Когда он безответно влюбится, провалит экзамен, будет покинут другом, не сможет вписаться в компанию… При этом не имея навыков проживания неприятной ситуации, совладания со своими чувствами.
Никого и никогда ещё не удавалось накрыть защитным куполом. И моя профессиональная рекомендация родителям: чем раньше вы поможете ребёнку принять реальность и жить в ней, тем больше шансов, что подростковый кризис пройдёт мягче.
Не создавайте ребёнку искусственных неприятностей, но помогайте прожить естественные жизненные ситуации, будьте рядом, обнимите, утешьте, подскажите варианты действий.
«Это жизнь, такое случается. Жаль, что ты с этим столкнулся, но сейчас мы вместе найдём выход», — подобной фразой вы дадите ребёнку понять, что случившееся не катастрофа, вы такой вариант допускали и способны с ним справиться. С вашей родительской стороны это станет большей защитой для ребёнка, чем борьба с течением жизни.
А если вас самого как родителя ввергает в панику или истерику любое неприятное событие, — начинайте с себя, идите к психологу. Чтобы потом передать полезный опыт детям.
PS: помните, что люди помогающих профессий вовсе не обязаны терпеть чьи-то оскорбления, непрошеные и глупые советы. Старайтесь сначала разобраться в ситуации и соблюдайте границы!