Интернет и звонки, несомненно, важная часть нашей жизни. В этом веке человеку сложно представить, как быть, если такая простая коммуникация с близкими пропадёт. Однако также этими способами пользуется большое количество мошенников.
С новыми технологиям становится всё сложнее определить, правда или ложь появилась или зазвучала из твоего смартфона. И несмотря на то, что схемы мошенничества остаются относительно одинаковыми, способы остаются для них актуальными. По статистике сервиса «Защитник МТС» звонки пожилым людям выросли в 2.6 раза за 2025 год. С января по сентябрь было совершенно 634 миллиона звонков. И если звонок с молодыми гражданами продолжается не более 60 секунд, то звонки пенсионерам могут продолжаться более 20 минут, что говорит о реальной угрозе.
Собрали для ваших близких самые актуальные варианты тем звонков и сообщений, а также способы обезопасить себя. Помните, чем больше об этом будут знать и пресекать, тем скорее можно надеяться на сокращение спама.
«Сотрудник МВД»
Чаще всего такие звонки идут по методу эмоциональных качелей. Якобы сотрудник пытается запугать количеством законов, их тяжестью и риском стать случайным соучастником. Однако следом жертву успокаивают, говоря, что она вовсе не причастна к этому делу, но они стремятся создать безопасность для всех. Дальнейший их алгоритм прост, но уровень эмоций снова возвращается к нервному и поспешному. Цель мошенников – узнать о количестве ваших карт и сбережений, дабы после предложить «усилить» защиту. Паспортные данные и данные карточки с пришедшим кодом безопасности – их главный ключ к вашим средствам и личным данным.
Рекомендуем: закончить звонок ещё на этапе приветствия. Ни в коем случае не сообщайте свои личные данные и любые коды из СМС. Можете сообщить, что МВД имеет право направить на уведомление на адрес, который им известен и без ваших напоминаний и что вы можете сами прийти по ближайшему адресу и уточнить все детали. На этом звонок завершится со стороны мошенника.
«Перевод по ошибке»
Способ применяют чаще всего через СМС или социальные сети. Приманка проста – на телефон приходит уведомление в СМС о пополнении кошелька на некоторую сумму. Сразу после вам напишут или позвонят с неизвестного номера. Истории могут быть разными и по-разному давить на ваши чувства. Однако общая история такова: звонящий случайно перевёл вам деньги, которые нужны были для других целей, а теперь их нужно очень срочно вернуть. В некоторых случаях мошенник попробует надавить словами, что очень не хочет обращаться в прокуратуру.
Рекомендуем: ни в коем случае не спешите переводить деньги на любые указанные номера или номер обратившегося к вам. Сперва следует перейти в приложение банка или обратиться в ближайший офис для уточнения баланса и действительности перевода. Если же СМС оказалось фальшивым и баланс остался прежним, то на этом ваш диалог с человеком заканчивается.
Если перевод действительно поступил на карту, то даже так не советуем переводить деньги самостоятельно. Переводя деньги на другой номер или номер мошенника вы можете оказаться случайным посредником по передаче «грязных» денег. Обратитесь в ближайший офис банка и вам помогут вернуть эти деньги правильным способом.
«Оформить бронь»
Актуальная схема в сторону продающих недвижимость или другие ценные вещи на торговых интернет-площадках. Мошенник представится заинтересованным в покупке лицом, но, к сожалению, в данный момент отсутствующий в городе. Разумеется, ему очень бы хотелось не потерять возможную сделку, поэтому он готов приехать через две недели, а пока внести процент от суммы покупки. Далее последуют попытки «перевести» жертве деньги. В смс человек будет замечать коды, которые банк запросил «для подтверждения принятия платежа». Платёж действительно будет, но в сторону мошенника. С помощью 5-10 кодов мошенники начнут списывать с вашей карты деньги небольшими суммами на разные карты.
Рекомендуем: предлагать бронирование через функции интернет-площадок для продажи и отказ от брони по телефону. Это единственный и самый верный способ сохранить деньги.
«Юрист поможет вам списать долги»
Самый раздражающий звонок за последние 5 лет. Некоторые конторы рассылают это в качестве спама, а другие ловят отчаявшихся, предлагая легко и просто списать долги после анализа вашей кредитной задолженности. После сбора информации о количестве задолженности, мошенник предложит сделать анализ ваших счетов через их «государственную» программу. Мошенники могут запросить данные карт или ваши документы, а далее схема будет мало отличаться от перечисленных выше.
Рекомендуем: завершить звонок на этапе приветствия. Если вам действительно требуется помощь юриста — обратитесь к специалистам в вашем городе.
«Ваш родственник попал в беду»
Один из самых неприятных вариантов звонка, который особо эффективен в сторону пенсионеров. Ведь что может быть важнее семьи. История может звучать от очевидцев, сотрудников больницы или полиции или самого «родственника». Ваш близкий якобы попал в аварию и ему срочно нужны деньги на операцию или любую другую помощь. Жертву специально держат в нервной обстановке и спешке, дабы не позволить обдумать всё холодной головой. Страшнее, если мошенники имели доступ к открытым данным и нашли имя вашего родственника, либо подделали фото. В такие моменты отговорить от платежа не могут даже сотрудники банка.
Рекомендуем: завершить звонок и позвонить своим близким. Нередким был исход, когда пенсионер звонил пострадавшему родственнику напрямую и выяснялось, что ничего не произошло. Помните, самая достоверная информация прозвучит только от ваших раннее записанных контактов.
Обязательно проводите беседы со своими близкими и держите их в курсе новых схем мошенничества. Объясните им, что полиция и банк никогда не станут звонить с целью получить ваши данные, которые у них уже есть. Постарайтесь договориться с близкими тут же созваниваться, если ситуация вводит его в заблуждение. Именно так вы сможете обезопасить себя и своих близких.







