Все мы подводим итоги года в декабре. Я решила написать о своих личных итогах кинофестиваля «Зимний», который прошел со 2 по 8 декабря в двух кинотеатрах – «Художественный» и «Иллюзион». Его провели взамен отмененного в этом году «Кинотавра». Я сходила на самые интересные для меня мастер-классы и показы — по совету продюсера Елены Яцуры, которая ведет у нас занятия на продюсерском курсе в Киношколе Александра Митты. Делюсь своими впечатлениями и открытиями.
«Всем сестрам по серьгам»
Фестиваль шел 8 дней, его посетили звёздные гости. По красной дорожке прошли министр культуры Ольга Любимова, программный директор фестиваля Наталья Мокрицкая, продюсер фестиваля Максим Королев.
Также событие посетили такие звезды кино, как Любовь Аркус, Надежда Васильева, Константин Эрнст, Ксения Собчак, Елена Лядова, Алексей Герман мл., Виктор Сухоруков, Ситора Алиева, Никита Тарасов, Иван И. Твердовский, Ольга Сутулова, Михаил Тройник, Алексей Чадов, Олеся Судзиловская, Мария Лобанова, Иван Макаревич, Лянка Грыу, Мария Лемешева, Дмитрий Данилов, Полина Максимова, Антон Мегердичев и Елена Панова, Маруся Климова, Дмитрий Давиденко, Алена Званцова, Дарья Калмыкова, Теймур Джафаров, Петр Натаров, Андрей Золотарев, Ирина Розанова, Марина Зудина, Анна Снаткина, Мария Андреева, Ольга Смирнова и другие гости.
Скажу об итогах фестиваля. Главный приз получила картина Любови Борисовой «Не хороните меня без Ивана», якутский исторический эпос и роуд-муви. Я видела этот фильм, и вот что отмечу «со своей колокольни». Да, работа художника-постановщика и художника по костюмам в этом фильме впечатляют, необычна и сама история о том, как простой парень-разнорабочий впадал в летаргический сон, увидев нечто красивое вокруг.
Но в целом, драматургия фильма держится на актёрской игре исполнителя роли художника-этнографа Ивана Попова — литовского актёра Дарюса Гумаускаса. Ещё как актёры здесь ярко проявили себя шаманка и дедушка — резчик по дереву. Остальные персонажи — просто колоритные этнические типажи. Любовь Борисова не имеет режиссёрского образования, она талантливый дилетант, плюс, судя по всему, умеет эффективно работать с инвесторами и различными фондами. Отсюда вытекает немаловажный вывод:
Сегодня в тренде любые этнические фильмы, ибо такова повестка, в этом есть патриотический уклон и актуальность темы. А ещё, как шутят некоторые режиссёры, это такой «колониальный» подход столицы к региональной экзотике.
Приз за режиссуру достался «якутскому Тарантино» Степану Бурнашеву за детективную драму «Айта», это тоже фильм с этническим колоритом, но с более профессиональным подходом к режиссуре, точными актёрскими работами и лихо закрученным сюжетом.
Фильм получился мощным и пронзительным. По словам режиссёра, он о любви и человечности. Показательно, что приз за лучшую мужскую роль получил Иннокентий Луковцев, исполнивший одну из главных ролей в этой же картине.
За лучшую женскую роль наградили Анну Слю, передавшую в драме «Наводнение» очень сильный эмоциональный накал. Получая награду, она поблагодарила режиссёра картины Ивана И. Твердовского, отметив, что это во многом его приз.
Приз за лучший сценарий получили Тамара Бочарова, Артем Темников, Мария Ануфриева за фильм «Доктор». Команда картины благодарна зрителям, что это кино вызывает добрые чувства. На церемонии награждения они вспомнили о Сергее Пускепалисе, помогавшем в создании картины и сыгравшем в ней главную роль. Логично, что жюри решило присудить Специальный приз Сергею Пускепалису. Кинорежиссёр Артем Темников, забирая приз, подчеркнул, что Сергея любили все, а его улыбка открывала весь мир и все двери. В этот момент зрители поднялись со своих мест и зааплодировали стоя.
Были ещё дополнительные награды. Приз за лучшее визуальное решение получил фильм «Большие змеи Улли-Кале» режиссёра Алексея Федорченко, который снял свой культорологический роуд‑муви при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, Романа Абрамовича и губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. Это история сложных взаимоотношений России с Кавказом начиная с XIX века, столкновений местной культуры и обычаев с имперскими российскими традициями. Фильм напоминает альманах, поскольку состоит из девяти глав-новелл.
Диплом жюри «за искренность» вручили Ольге Симоновой за роль главной героини в психологическом триллере «Медея» по мотивам древнегреческого сюжета. Режиссёр картины — Игорь Волошин, лауреат «Кинотавра», постановщик многих популярных картин.
Мой личный выбор из трех фильмов, которые я посмотрела, — это антиутопия, притча «Волны» режиссёра Михаила Брашинского, где блестяще сыграли главные роли Виктория Толстоганова и Владислав Абашин. А ещё там в роли второго плана — потрясающая Ирина Бразговка. Это фильм-предупреждение о том, насколько опасны разного рода секты, а ещё возможность осознать, что в поисках исцеления своих душевных травм не стоит поддаваться коллективному разуму и теориям сомнительных гуру. Это путь в тупик.
Инсайды на мастер-классах
Конечно, мне было интересно посетить мастер-классы от киношкол. Сходила на три из них, расскажу основные инсайты. От Moscow film School выступал Алексей Попогребский с лекцией на тему «Арт и Жанр: Vs или не Vs?»
Я пришла к выводу, что точно хочу снимать зрительское кино для широкой аудитории, но со своим авторским взглядом. Самые интересные фильмы, на мой взгляд, рождаются на стыке жанров. И все‑таки шедевры мирового кинематографа, как ни крути, обладают своей драматургией, у них есть определённая структура, а герои стремятся к своим целям, пусть они не всегда очевидны для зрителя.
Поделюсь интересной классификацией коротких метров, которую предложил Алексей Попогребский:
- ПСБ – «Про свою боль».
- БУФ – «Безупречное упражнение в форме».
- ДД – «Дикая дичь».
- ЖЖ – «Жидкая жижа».
В принципе, любое кино можно отнести к одной из этих категорий, а иногда они совмещаются. Наверное, честнее всего снимать фильмы из боли, а потом уже упражняться в форме или экспериментировать.
Интересна была встреча с Юрием Быковым, который выступал от Московской школы нового кино на тему «Ремесло как путь в профессии в условиях сложной эпохи». Он говорил об особом киноязыке и видении мира, которое свойственно выпускникам этой киношколы. А ещё о том, что все‑таки ремесленнические навыки тоже очень важны для кинематографиста. Во всяком случае для тех, кто планирует не просто самовыражаться, а ещё и зарабатывать в киноиндустрии.
Секреты кинопроизводства
О собственном подходе к обучению профессии в универсальном формате «кинопроизводство» рассказал один из основателей и директор Института кино при высшей школе экономики Александр Акопов. Здесь в основе лежат методики Школы киноискусства университета Южной Калифорнии, лучшие мировые практики в сценарном деле, режиссуре, операторском и актёрском искусстве.
Основной акцент сделан на зрительское кино и практику на реальных проектах. Это вполне реальный путь в профессию, поскольку Институт кино работает в тесном партнёрстве с Ассоциацией продюсеров кино и телевидения.
Кстати, мы с дочкой Викой ещё сходили на день открытых дверей Института кино в ВШЭ. Это было познавательно, Вика попала на актёрский мастер-класс по японской методике работы с телом, я изучила программу курса и поняла, что мне подходит магистратура с перспективой погружения в практику на реальных проектах. Также я была рада попасть на встречу с командой фильма «Сердце Пармы», которые поделились впечатлениями от съемок и первых дней проката.
Ещё на фестивале «Зимний» мне понравилась встреча с Жорой Крыжовниковым, который выступал от школы кино «Индустрия» и рассказал о роли шоураннера в современных сериалах. Есть такая шутка: шоураннер — это сценарист, который устал ждать, пока снимут кино по его сценарию. В принципе, фильмы, показанные от этой киношколы, как раз отражают сериальные тренды. Например, стало понятно, что сериал Happy end вырос на основе короткого метра «Все смотрят на тебя». Также со многими мотивами сериальной индустрии перекликаются фильмы «Ульяна» о спортсменках-стриптизёршах и жуткий триллер «Мама» о девушке-инвалиде, которую мать нарочно залечивает и не даёт ей исцелиться в силу своей травмированной психики, за что потом получает жёсткий бумеранг.
Ещё из коротких метров мне понравились работы «Он везет свой грузовик» о целеустремлённом мальчике, который любой ценой хочет достать машинку, похожую на грузовик отца, со склада в заброшенном детском лагере. Вполне симпатична абсурдная и слегка разухабистая комедия «Красиво жить» о простых работягах, которые устраивают себе загулы, травмируя те или иные органы, но зато ощущают в эти редкие дни особый кураж.
В общем, подводя итоги, скажу, что фестивальный дух помогает пообщаться с коллегами, обменяться идеями, погрузиться в тренды отечественного кино и понять свои ориентиры. Куда двигаться, как попасть в большое кино. Буду копить деньги на курсы в Институте кино, МШК или «Индустрии». А с другой стороны, можно продолжить снимать свои фильмы и и ждать реакции на них крупных продюсеров и дистрибьюторов.
Ещё мне важно закончить те курсы, которые сейчас прохожу в двух киношколах –Gorky Synergy и Киношколе Митты, это тоже очень ценный опыт. Есть надежда, что, поварившись в этом бульоне, смогу выйти из котла обновлённой, со свежими идеями и неистребимым желанием продолжать путь в этот непростой, но такой захватывающий мир большого кино.