Top.Mail.Ru
Победить в СВО

В поэме «Зов» раскрыта душа пожилой, почти девяностолетней женщины Домны (имя женщины изменено), которая родилась в деревне, расположенной далеко от поселка. В конце своей жизни она приняла решение пешком посетить родную деревню, и погост, но события развернулись таким образом, что, придя в деревню, она не получила помощи от тех, кто мог бы накормить и обогреть странницу. В конечном итоге Домна умерла в копне сена рядом с тем местом, где в детстве бегала босиком, где прошла её юность и замужество. 

Зов

Поэма

1.

Кружу вокруг героя, темы,

Считай уже не первый год. 

Догадываюсь, что поэма

Ко мне готовенькой плывет.

И все ж о ней тужу под кручей: 

Вдруг выйдет на берег нагой, 

А у меня на этот случай 

С собой одежды никакой. 

В какую явится погоду? 

Как можно все предусмотреть: 

Сезон, размер и даже моду, 

Чтобы в слова ее одеть? 

Заботы, поиски, проблемы...

Как любим жизнь мы усложнить. 

А разобраться — для поэмы 

Всего важней — событий нить. 

Не сможешь закрутить сюжетом 

Читателя в бараний рог, 

И прослывешь плохим поэтом: 

Мол, слаб в коленках, коль не смог. 

Мне чужды правила. Не скрою: 

В них искреннего чувства нет. 

Я ж от характера героя 

Люблю раскручивать сюжет. 

Ведь от характера - поступки. 

Он, словно часовой завод, 

Пружина, свернутая в трубку, 

Толкает действие вперед.

2.

У бабки Домны был характер.

И даже очень непростой. 

Какие в подтвержденье факты? 

Блажь в арифметике пустой. 

Одно лишь то, что бабка Домна 

В свои почти девяносто лет 

Жила, как мышка, в старом доме 

Одна —  уже дает ответ. 

Нет, не одна на белом свете,

Напрасно годы не прошли.

У Домны были внуки, дети, 

Кто рядом жил, а кто вдали. 

Но дети —  вечные потери.

Чуть подросли —  из дома прочь. 

И смерть уже врывалась в двери, 

Однажды выхватила дочь. 

Как видно спутала косая 

Иль промахнулась невзначай, 

Но Домна до сих пор живая, 

А дочка в рай попала, чай. 

Еще не старым, в полной силе, 

Ушел из жизни муж Василий. 

А ей с тех пор двадцатый год 

Никак бог смерти не дает.

—  Скорей бы, —  думала со вздохом 

О смерти Домна иногда,— 

Пусть и живется мне не плохо, 

А все-таки года, года... 

И детям, видно, надоела, 

Хоть жизни им не перешла.

Придут прибраться, что-то сделать, — 

И пар из них, как из котла. 

Сыны пыхтят, вздыхают снохи, 

Внучата —  даже те косят. 

Все эти пыхи, охи, вздохи 

Как будто в воздухе висят. 

Сказала им однажды прямо 

Все то, о чем не умолчишь,

А дети хором: «Мама, мама!

Подумай, что ты говоришь.

Ты старый человек, старуха, 

Тебе необходим покой.

Ты ж со своим упрямством духа 

Не знаешь меры никакой. 

Жила бы с нами и не гостьей...» 

Ответ им четким был вполне: 

— Да нет, родные, о погосте 

Здесь лучше думается мне.

3.

Случилось это утром рано

В начале мая. В том году

Дождь долго не давал сельчанам 

Начать весеннюю страду. 

Поля, луга наводопели, 

Проселки —  по колено грязь, 

И птахи по лесам не пели, 

И сводка сева не велась. 

В те дни любители спиртного 

Кончали майский самогон. 

Руководители сурово

«Цеу» давали и разгон.

Но их слова, как гвозди в стуле,

Не сядешь, но и не вспорхнешь. 

В дождях, в туманах потонули 

Настрой к работе и скулеж... 

В то утро вдруг легко и просто 

На горизонте солнца луч

Сверкнул клинком прямым и острым 

И стал кромсать полотна туч. 

Ворвался в Домнино оконце, 

И засияли образа.

На этот яркий отблеск солнца 

Открылись старые глаза. 

От забытья очнулась Домна, 

И поразилась: чудеса! 

Вот хоть убей, она не помнит, 

Как отлетела в небеса. 

Но перед ней Господь в окладе

Слепящих солнечных лучей! 

И не укроешься от взгляда 

Его всевидящих очей... 

Во власти Божьей человеки. 

Бывает так: ложатся спать, 

Глядь —  успокоились навеки, 

И глаз не надо закрывать.

Без страха и смертельной дрожи 

Из жизни всякий рад уйти. 

Видать, и с ней случилось тоже. 

Спасибо, боже, и прости! 

От благодати цепенея, 

Она перекрестила лоб, 

И вдруг отметила: под нею 

Тепло. Под ней кровать. Не гроб. 

И Бог исчез. В углу икона. 

Она жива. Ночь позади. 

И сердце бьется учащенно, 

И радость легкая в груди. 

Она жива! И слава богу. 

И значит, надо дальше жить. 

По-стариковски, понемногу 

По дому двигаться, ходить. 

Ждать в гости сына или сношку. 

Они в обед приносят ей 

Лапшу, горячую картошку, 

И чай. На целый день харчей. 

Но Домна ела очень мало: 

С годами пропадал едун. 

Что лучше —  детям отдавала, 

Сама жевала на ходу.

Жизнь —  как неведомый проселок. 

Когда-то Домну занесло 

В рабочий заводской поселок

А он — ни город, ни село.

Однако с купли пропитанье. 

Деньжата, как в горсти вода: 

По рублику —  туда, сюда, — 

И от зарплаты лишь названье. 

В деревне было жить попроще. 

Там все надежно и всерьез, 

Но муженек не ладил с тёщей, 

И главная беда —  колхоз. 

По этой непростой причине 

Разлома жизненных основ 

Пришлось мотаться на чужбине, 

Искать работу, хлеб и кров. 

И слава богу, что посёлок 

Загородил им в город путь. 

Поселок —  города осколок, 

Но в нем жива деревни суть. 

Была житейская основа

С недавним прошлым не порвать. 

И Домна завела корову: 

Уж лучше брать, чем отдавать. 

Был огород, своя картошка, 

Капуста. Даже огурцы ... 

Вот так и жили понемножку, 

Сводили кое-как концы. 

Но этим утром бабка Домна 

Почувствовала, что она, 

Как волк январский голодна,

И съесть не прочь кусок скоромный. 

С чего к еде такая тяга? 

Себя как будто с давних пор 

Она морила, словно скряга, 

Иль выжила в голодный мор.

Такого с нею не бывало 

С лет незапамятных войны. 

Война у женщин отбирала 

Еду, мужей, сынов, и сны. 

Но не страшились бабы эти 

Впрягаться в плуг, таскать мешки. 

Не голодали б только дети 

И муженьки-фронтовики.

Старушка поднялась с постели 

И за спасительным куском 

Пошла на кухню еле-еле 

В одной рубашке, босиком. 

Надеть бы тапочки-обноски: 

От пола холодом несёт 

(Теплы некрашеные доски, 

А крашеные —  словно лёд). 

Но тапки провалились словно. 

Добро хоть валенки в углу. 

И валенки надела Домна,

Душевно радуясь теплу.

На кухне —  свет, горящий с ночи. 

Неужто домовой опять 

Вчера мозги ей заморочил? 

Не помнит, как ложилась спать. 

И это ведь не первый случай. 

Отнимет память домовой,

В постель загонит, чтоб помучишь, 

Накроет чем-то с головой 

И душит бедную старушку.

 А то загонит под кровать. 

Закончив эту заварушку, 

Идёт на кухню пировать. 

И там такой бедлам устроит, 

Что не подступишься к столу: 

Посуда на полу горою, 

Продукты тоже на полу. 

Сноха придет, вздохнет уныло 

И ошарашит парой фраз: 

- Ой, мама, что ты натворила... 

Ведь это старческий маразм. 

Но что на домового злиться. 

Ему, как хлеб и соль —  содом. 

И Домне ни к чему больница 

С понятьем —  сумасшедший дом. 

Бывает очень неприятно 

Такое слушать от снохи. 

О чем толкует? Непонятно. 

За всеми водятся грехи. 

Сегодня снова надо слушать... 

А может, из дому уйти 

И у могил заветных душу 

От ссор греховных отвести?

4.

В то утро раннее из дома 

Старушка навсегда ушла...

На третий день сыскали Домну 

На поле около села: 

Того, далёкого, родного, 

Где родилась на белый свет. 

(В округе нет села такого. 

Да что в округе. В мире нет)

Там было детство возле речки, 

Мосты из радуги-дуги, 

И расставанья на крылечке, 

И туфли с маминой ноги. 

Рождение любимой дочки, 

 

Жизнь, как в сиянье золотом... 

Там годы были, как цветочки. 

Все годы-ягодки —  потом. 

Теперь лишь отчие могилы 

Здесь оставались навсегда.

Родных могил святая сила

Старушку и влекла сюда.

Глас Божий или голос предков 

Та сила, кто ее поймет? 

Но тяга к Родине нередко 

Покоя людям не дает.

Силенка есть —  вставай со стула, 

В родную сторону тянись. 

Она и Домну потянула. 

Откуда силы вдруг взялись? 

...Ее нашел совхозный пахарь, 

По-нынешнему —  тракторист. 

Вспахать приехал поле смаху: 

Земля поспела, сам артист

(в том смысле, что владел искусством 

Творить в работе чудеса). 

На поле въехал —  стало грустно. 

Ругался гадко с полчаса. 

Ну, где глаза у агронома! 

Здесь бесхозяйственность сама: 

На поле яровом солома 

Не убрана. Гниют корма. 

А как пахать такое поле? 

Ах, агроном! Ну, молодец! 

Не жаль ему чужих мозолей...

—  Сожгу солому —  и конец! —  

Решил в сердцах механизатор 

И копны стал огнем палить. 

Стал поджигателем оратай: 

Губить, так напрочь всё губить. 

Работа подвигалась быстро. 

Сноровка и задор нужны. 

И сбрасывала вес канистра 

У каждой вспыхнувшей копны. 

Но у одной он встал, как пешка. 

Как кто скомандовал: «Замри!» 

Два валенка, как головешки, 

Торчали будто из земли. 

Угадывалось, что в соломе 

Лежит хозяин тех сапог. 

Но жив ли он? В таком содоме 

Живой пустился б наутек. 

Все поле затопило дымом, 

Хоть вешай на него топор. 

(Работа спорит с молодыми. 

Но бесполезен этот спор. 

Они обычно торопливы, 

Хотят все сделать на ура. 

Стремятся в завтра всем на диво, 

А попадают во вчера. 

Парняге эти копны надо б 

С подветренной жечь стороны,

А он навел такой «порядок»,

Что небо с солнцем не видны)

Так вот. Не призрак появился 

И не экзамен на испуг, 

Но у копны остановился

Он инстинктивно, как-то вдруг. 

Не странно ль: валенки весною 

И в поле у села ночлег.

Такое только с перепоя 

Увидишь. Право, смех и грех. 

Не тратя время по-пустому. 

Он сделал шаг, затем другой, 

Прислушался. Потом солому 

От валенок отгреб ногой, 

Увидел сухонькое тело,

Запавший рот, стеклянный взгляд, 

Заметил, что оторопело 

Сам нервно пятится назад, 

Пришел в себя, остановился, 

Забросил факел, сел за руль 

И —  со всех ног (колес) пустился 

Скликать доярок и бабуль. 

Что было дальше? Не загадка. 

Явились старики села, 

Потом блюстители порядка 

И «Помощь скорая» пришла. 

Осмотр был скор. Пошли бумаги 

(Без них нам дня нельзя прожить),

Механизатору —  парняге

Пришлось к ним руку приложить. 

Умершую свезли к дороге, 

К избе. Нашлась и простыня. 

Накрыли с головы. А ноги 

Торчали скорбно у плетня. 

Уже другие две старушки 

Молились истово над ней. 

А тракторист все пил из кружки 

И становился все хмельней. 

Лишь к вечеру пришла машина. 

Приехавшие горсть земли 

С собою взяли и картинно 

Беглянку-маму увезли.

5.

Как просто все. И случай редок.

И стоило ль писать о нем... 

Но я скажу вам напоследок 

Еще, читатель, об одном.

К старушкам, ждавшим возле трупа, 

Когда к нему подъедет власть, 

Имевшим повод умно ль глупо, 

По-бабьи, побалакать всласть, 

Перед обеденною дойкой

Доярки шумно подошли.

Поохали довольно бойко, 

Погоревали, как могли, 

Предположили деловито, 

Что эту бабушку зимой

 Могли подкинуть к ним убитой. 

Как ей попасть сюда самой? 

Её здесь сроду не видали. 

А коль заметили б приход, 

В любой избе приют бы дали: 

Не очерствел пока народ. 

Доярки в общем были правы...

Но всё ж сюда, в глубинку, в глушь, 

Проникли городские нравы 

Да и не лучшие к тому ж. 

Позавчера вон та бабёнка 

(Среди доярок —  егоза,

И голос раздается звонко,

И шустро бегают глаза) ... 

Позавчера она с работы,

С вечерней дойки шла домой, 

А на задворках шастал кто-то,

Согбенный, с палкою, хромой. 

Подумалось: наверно воры.

С рычаньем злобным рвался пес. 

Тот —  Кто-то —  хоть и за забором, 

— Пса отвязала. Пес понес... 

Ворьё не подберется к дому, 

Уйдет от зверя без борьбы. 

А там была всего лишь Домна,

Полуживая от ходьбы. 

Замешенный на жалком плаче 

Раздался Домны голосок... 

А за дояркой щелкнул смачно 

Дверной, надёжнейший замок. 

Когда она потом стояла 

У трупа бабушки с клюкой, 

Она вины своей не знала. 

Не принимала. Никакой.

Wsem обо Всём
Автор: Владимир Бирюков
Последние публикации автора


Колюбакинские были: огненное колесо судьбы

Продолжаем публикацию поэзии Владимира Бирюкова. Поэма «Пожар» рассказывает о переплетении судеб огненным колесом репрессий.

В творчестве Владимира Бирюкова есть несколько произведений, которые связаны с жизнью посёлка Колюбакино Рузского района Московской области, в котором он родился, вырос и работал до 1967 года. Колюбакинские были, записанные в виде поэм, рассказывают о двух реальных фактах, которые произошли в жизни поселка и о которых долгое время помнили его старожилы... Читать 16 мин.

Колюбакинские были: огненное колесо судьбы

Метели кружат хоровод: предновогодняя лирика

Предлагаем «зимние» стихи самобытного, искреннего поэта Владимира Бирюкова. В подборку вошла и ранняя лирика, которая показывает какими были мечты, надежды и стремления послевоенной молодежи, насколько сильно был развит патриотизм. Не показушный, а сердечный.

Зимняя лирика. Предновогоднее. Повернуло солнце к лету.  Больше света, меньше тьмы.  Называют время это  Дивным временем зимы.    На дворе морозец строгий,  В белом инее леса.  Ясный месяц круторогий  Караулит небеса.    Их простор распахнут глазу.  Вот и зарится жулье:  Купол  неба сплошь... Читать 8 мин.

Метели кружат хоровод: предновогодняя лирика

Лирические стихи о военной юности: «Гунны и Маки»

В поэме «Гунны и Маки» автор описывает переживания своей молодости, отмечая контраст между мощью молодежного максимализма и тонкостью первых романтических чувств.

В целом, поэма «Гунны и Маки» является ярким изображением юности, с её страстями, неопределённостями, первыми романтическими чувствами и важностью дружеских связей в довоенный, военный и послевоенный периоды защиты и строительства нового общества в  Советском союзе.Автор  рассказывает о своих первых юношеских переживаниях, о зачатках рома... Читать 23 мин.

Лирические стихи о военной юности: «Гунны и Маки»

1993 год: что ж ты Ельцин натворил

Предлагаем к прочтению стихи Владимира Бирюкова о событиях 1993 г. С поэзией этого автора читатель уже знаком по опубликованной на сайте поэме «7 дней в июне», повествующей об обычных буднях бойцов при проведении операции «Багратион» во время освобождения Белоруссии от фашистов.

8 июня 1996 года, умер воин – учитель - поэт, до последней секунды своей жизни верующий в историческое величие социализма, преданный эпохе, в которой он родился и жил, защищавший эту  эпоху до последнего вздоха и никогда не сомневавшийся в ее правоте. Звали его Владимир Георгиевич Бирюков. Сын рабочего игольного завода в поселке  Колюбаки... Читать 7 мин.

1993 год: что ж ты Ельцин натворил

Венок сонетов. Стихи Владимира Бирюкова: Как жить среди людей

Уникальна и по содержанию, и по форме поэма Бирюкова «Назидательные речи». Основная тематическая суть поэмы — главный вопрос человеческого  бытия: Как жить среди людей. Исключительность формы поэмы — венки сонетов.

Сонет. Уникальна и по содержанию, и по форме поэма Бирюкова «Назидательные речи». Основная тематическая суть поэмы — главный вопрос человеческого  бытия: Как жить среди людей. Исключительность формы поэмы — венки сонетов. Извечной проблеме существования людей — содержанию поэмы — соответствует наисложнейшая форма ее воплощения. Доста... Читать 20 мин.

Венок сонетов. Стихи Владимира Бирюкова: Как жить среди людей

Гражданская поэзия: Власть и свобода

Предлагаем подборку стихов поэта Владимира Бирюкова. В каждом стихотворении переплетены боль, любовь и надежда. Надежда на сильную Россию, на счастливых людей, живущих в ней.

Автор в стихотворной форме рассматривает вечное противостояние между властью и свободой. Он указывает на то, что даже когда власть находится в руках народа, она может угрожать свободе, ограничивать права и нарушать справедливость. Тем, кто борется за свои права и свободу, могут быть нанесены вред и ущерб. Автор выражает обеспокоенность по поводу возможн... Читать 16 мин.

Гражданская поэзия: Власть и свобода

«Семь дней в июне» — поэма в стихах об операции «Багратион» 1944 г. Великой Отечественной

Предлагаем вашему вниманию поэму в стихах «Семь дней в июне», посвященную освобождению Белоруссии в июне 1944 г. Операция «Багратион», под руководством легендарного Георгия Жукова, во многом изменила ход войны. Поэма написана в 1986 г. от лица участника событий Владимира Георгиевича Бирюкова, что делает её пронзительно честной и очень актуальной. Она, как протянутая ниточка между поколениями — борцами с нацизмом. Поэма любезно предоставлена для публикации сыном автора Сергеем Бирюковым.

Поэма написана в 1986 г. от лица участника событий Владимира Георгиевича Бирюкова, что делает её пронзительно честной и очень актуальной.  Она, как протянутая ниточка между поколениями — борцами с нацизмом. Мера времени — неделя.Что: мала иль велика?Разобраться в этом деле,Вроде проще пустяка. С чем сравнить. В году, наверно,И&n... Читать 32 мин.

«Семь дней в июне» — поэма в стихах об операции «Багратион» 1944 г. Великой  Отечественной