Автор в стихотворной форме рассматривает вечное противостояние между властью и свободой. Он указывает на то, что даже когда власть находится в руках народа, она может угрожать свободе, ограничивать права и нарушать справедливость. Тем, кто борется за свои права и свободу, могут быть нанесены вред и ущерб. Автор выражает обеспокоенность по поводу возможного злоупотребления властью и подчеркивание важности поддержания законности и порядка.
Власть и свобода
Власть всегда свободе угрожает.
Даже если правит сам народ:
То, глядишь, кого-то обижает,
То кому-то воли не дает.
Но она себя считает правой.
Каждый должен соблюдать закон.
Сказано сворачивать направо –
Подчинись, не путая сторон.
У того, кто горд и непослушен,
Кто не прочь качать свои права,
Могут пострадать не только уши
Или чуб, но в целом голова!
Автор размышляет о вечном конфликте между поколениями — детьми и отцами. Тире в заголовке символизирует разделение, недопонимание и конфликты между ними. Время, текущее под мостом разногласий, является единственным врачом и свидетелем этих споров. В стихотворении подчеркивается, что в противоречиях и конфликтах между поколениями найдется источник прогресса и движения вперед, в то время как жизнь ищет вечный движитель и стремится к развитию.
ТИРЕ
Два вечных слова: дети и отцы.
Их в речи лишь союз соединяет,
А жизнь, как дуэлянтов, расставляет
На противоположные концы
И ставит многозначное тире —
Мост длинный, но висящий без опоры.
На нем вещами брошенными — споры,
Предубеждений рухлядь и др.
Под тем мостом, как гордая река,
Течет неиссякаемое время.
Оно свидетель драчек и полемик,
И врач единственный на все века.
Оно готово этот мост снести,
И разнести, и даже сплавить в Лету,
А жизни нужно, видимо, не это.
Ей важно вечный движитель найти.
Порой ей даже горе — не беда.
И, сталкивая опыт с нетерпеньем,
Она прогресса силу и движенье
В противоречиях находит, как всегда.
На берегу, освоенном, своем,
Стоят отцы и смотрят, как их дети,
Крикливо отвергая все на свете,
Идут вперед с отцовским багажом,
Пытаясь БАМы для себя найти
И выработать свое мышленье,
И сталкивают камни преткновенья —
Догматы вещих прадедов — с пути.
К заветной дети движутся горе
И выглядят такими молодцами!
Но все они становятся отцами.
И снова появляется тире.
25 октября 1988
Автор делится своими чувствами о невозможности избавиться от прошлого, которое по-прежнему влияет на настоящее и будущее. Прошлое сравнивается с «веригами», которые нельзя сбросить и которые продолжают оказывать давление. Автор выражает боль от того, что достижения прошлого, сравниваемые с фресками, бесцеремонно искажаются современными «властными малярами». Он подчеркивает значимость прошлого, особенно для тех, кто посвятил себя служению народу, и веру в то, что будущие поколения увидят и оценят эту красоту и усилия предшествующих поколений.
Прошлое — мне не даёт покоя
То, что я перешагнул когда-то,
Сожалея о нем или махнув рукою,
Не желая или желая его возврата, —
Прошлое — мне не дает покоя.
Еще не сброшены его вериги,
Оно кадык мертвой хваткой давит,
Его не вырвать страницей книги –
Что было, то было. И в снах, и в яви.
Не могу смириться с тем, что фрески,
Созданные нами за наши годы,
Сегодня властные маляры бесчестно
Заляпывают ложью в храме Свободы.
В храме душ наших, гордых и смелых,
Жертвенно отданных в услуженье народу,
Готовых пойти на великое дело
На казнь, а не только в огонь и воду.
Но перед силой старость бессильна,
Если неверные, неблагодарные
Предпочитают кайф и столы изобильные,
А не пятилетки ударные.
Им бы барышничать на панели,
А не потеть в каждодневной работе...
Ну что тут сказать? Слова-качели:
Что посеете, то и пожнете?
Верю: далекий потомок из интереса
Смоет грязь сегодняшних словоблудов,
Увидит всю красоту наших фресок
И скажет: «Вот были люди так люди!»
Это стихотворение посвящено России и её историческому пути, начиная с древних времен и заканчивая событиями Октябрьской революции 1917 года. Автор отмечает, что Россия воплощала идеи, которые способствовали крупным изменениям, но эти идеалы столкнулись с внутренними раздорами и кровопролитием, приводящими к потерям и уничтожению мечты. Сомнения в правильности исторического пути России поднимаются как вопрос, оставшийся без ответа. Несмотря на предсказания краха, автор верит в то, что Россия продолжит свое существование и следование своему предначертанному пути.
Пророчица России
С ветхозаветных пор еще
По высшей воле Провиденья
На долю выпало ее
Великое предназначенье.
В веках заботой непростой
Она идей взрастила колос.
И над земли одной шестой
В семнадцатом раздался голос.
Поверив сердцем в гoлытьбу,
Подняв червленые знамена,
Она за счастье на борьбу
Пошла в рабочие колонны.
Но полз за ликованьем страх,
Когда за то, что было свято,
Кидались на ее глазах
Отец на сына, брат на брата,
К избитой пулями стене
Штыками гнали белых, красных,
И после залпов к вышине
Летели души жертв напрасных,
А вниз — колокола, кресты
По повеленью злобных хамов...
И рушились ее мечты,
Как своды солнечные храмов.
И встал вопрос: а прав ли Он?
В сознании людей сомненья.
Не потому ль со всех сторон
В защитницу летят каменья?
Ей предвещают скорый крах
И вновь кровавые потери.
Но ей еще стоять в веках
И в предначертанное верить!
Автор стихотворения задаёт вопросы о бесконечной человеческой жадности и неразумном использовании ресурсов Земли. Он делится размышлениями о том, как земля дарила человечеству свои богатства, но вместо благодарности и заботы люди стали бездумно эксплуатировать эти дары, принося ущерб природе и друг другу. Стихотворение критикует алчность, которая приводит к войнам, грабежам и экологическим катастрофам. Автор предполагает, что даже уран для атомной бомбы был дан человечеству как средство для размышлений о последствиях своих действий.
Ни у кого сомнений нет
Ни у когo сомнений нет:
Богатство — это блеск и сила...
Земля за миллиарды лет
Сокровищ уйму накопила.
Как будто знала: час грядет,
И выйдет на простор из чащи
В стыдливой наготе народ,
Прямоходящий, говорящий.
Такой, что любо поглядеть!
И нашим праотцам впервые
Она, чтоб накормить, одеть,
Свои открыла кладовые.
...Но разразился непокой.
Как трудно взять такое в разум:
Нахальным роем род людской
На клады навалился разом.
И миллионы лет народ
Не просто кружит возле кладов,
А каждый под себя гребет
И то, что надо, и не надо.
Чтобы набить мошну, казну,
Ночей не спит, живет в тревоге,
Ведет кровавую войну
Иль грабит на большой дороге.
Пришел в смятенье шар земной:
Коль так пойдет и дальше дело,
То в алчности народ честной
Достигнет высшего предела.
Запакостит леса, луга,
Поля отравит, воздух, воды.
Такого страшного врага
Век не бывало у природы.
И, чтоб закрыть потерям кран
И прекратить разгул безумья,
Для бомбы атомной уран
Он сунул людям. Для раздумья.
Здесь автор обращается к теме личных обид и призывает относиться к ним с лёгкостью. Он утверждает, что жизнь сама по себе полна беспокойства и проблем, и человеку стоит принять это как данность. Вместо того чтобы самобичевать себя за ошибки или обманы прошлого, лучше смириться и продолжать жить. Стихотворение передаёт чувство разочарования в себе и призывает к самопрощению и принятию жизненных уроков.
Жизни ордер выдан
Что твоя обида!
Плюнь, махни рукой...
Жизни ордер выдан
Был на непокой.
Сам его ты принял
И считал судьбой,
Что ж глумиться ныне
Над самим собой.
В сладостном тумане
Шел ты в никуда.
Разве не в обмане
Прожиты года?
Правды не дознался,
Не дошел умом,
Вот и оказался
В проруби дерьмом.
Автор выражает своё разочарование в существующей социальной несправедливости, сосредотачивая внимание на расхождении между богатыми и бедными. Он критикует тех, кто нарушает нравственные и этические нормы ради личного обогащения, и указывает на глубоко укоренившееся социальное разделение, где богатые могут позволить себе пожертвования на храмы, в то время как бедные остаются у ворот церквей. Поэт делится чувством несправедливости и неудовлетворения текущим положением вещей.
Рифмуются слова
Рифмуются слова: затворы-воры,
Забор и вор, и даже вор-дозор.
О собственности свары, разговоры
Идут, не умолкая, до сих пор.
На ветер слов кидать не надо вещих.
Но древний волхв пророчески был прав,
Провозгласив, что мир погубят вещи,
Погибнут люди, совесть потеряв.
И не спасут заутрени, обедни,
Толпа пропагандистов и зевак,
Пока на свете есть богач - и бедный,
Хитрец - профан, хозяин и батрак.
Богач на храм не пожалеет тыщи,
Украсит позолотой божий храм,
А у ворот церковных будут нищие
Креститься и канючить по утрам.
Однако не о них моя забота:
Порой не так и жалок их кусок.
Вот мой сосед работает до пота,
А нет обувки путной и порток.
И на столе его совсем не густо —
С картошечки загривок не растет...
Другой сосед (чтоб ему было пусто)
Заведомо ворованное жрет.
Жена мягка, сонлива, как подушка,
Собачка ожирела вровень с ней –
Что удивительного? У него кормушка:
Сто "Жигулей"...Кладовка запчастей...
Здесь автор размышляет о неизбежности изменений в жизни. Он утверждает, что некоторые перемены приносят счастье и новую жизнь, в то время как другие изменения являются результатом внешнего влияния и могут быть нежелательными. Автор делится своим желанием увидеть позитивные перемены, которые приведут к обновлению и счастью.
Ничто не вечно под луной
Ничто не вечно под луной.
Неотвратимы перемены.
Одни диктуются войной,
Другие - результат замены.
Мы выбираем честный бой:
Пусть побеждают ум и сила.
И смене рады не любой,
А той, что счастье обновила.
В ряду извечных перемен,
В разладе с совестью и волей
Проходит череда измен.
А ей лишь сатана доволен.
Автор стихотворения делится своими размышлениями о трудностях российской истории в плане политического руководства. Он указывает на то, что России не везло с лидерами: некоторые были слишком высокомерны и нахальны, другие — не обладали достаточным количеством идей или интеллекта. Автор выражает чувство, что россиянам часто приходилось довольствоваться лишь мечтами о светлом будущем, а их реальность была далека от этого. Он задаёт вопросы о целесообразности поиска идеального лидера, который бы служил инструментом народной власти, и не скрывает своего разочарования в том, как обещания новой эры свободы и реформ привели к разорению страны и потере международной солидарности
У попа была собака
Не везло России на начальство.
На князей, царей и на вождей:
То избыток спеси и нахальства,
То ума нехватка, то идей.
И по этой горестной причине
Грешным россиянам от Христа
Доставалась, как мираж в пустыне,
Лишь о светлом будущем мечта.
А в неимоверные моменты
Приходила мысль: нельзя терпеть.
За «бугром» смогли же президенты
Накормить народ, обуть, одеть.
Может, президента нам и надо,
Может, этот самый президент
Будет не как высшая награда,
А народной власти инструмент.
Будет бюрократов песня спета,
Партноменклатура сгинет с плеч,
Мир увидит, что в стране Советов
На орала перекован меч.
Не было подобных прецедентов,
Но коль Бог не выдаст, чёрт не съест.
Первого в Союзе претендента
Взял и сделал президентом Съезд.
Мир честной вздохнул: ну, слава Богу!
Мы теперь как люди заживём:
Есть, кому вести, торить дорогу,
Выбранную светлым Октябрём.
Но… пошло-поехало: парламент,
Перестройка, рынок, курс реформ,
Гласность, демократия и саммит…
Шум не ради дела, а проформ.
Клюнули на суверенитеты,
На себя натягивая власть,
Слушали заморские советы…
А страна по швам разорвалась.
Было ведь лоскутным одеяло.
Лопнула, как нитки, дружбы связь.
И не стало интернационала.
Каждый сам себе удельный князь.
А московский князь, старик ядрёный
И коварный, что ни говори,
Президентом сел поближе к трону,
Чтоб втихую пересесть в цари.
А дела пошли из рук вон плохо.
Царь-то оказался — лиходей.
И такое видела эпоха:
Впору выдвигать опять вождей.
В стихотворении автор продолжает тему руководства, подчёркивая, что многие стремятся учить Россию, несмотря на её богатый опыт и выживание через трудные времена, включая Вторую мировую войну. Он иронизирует по поводу тех, кто считает, что России постоянно что-то необходимо, хотя страна уже давно смотрит на мир шире, чем просто с собственной территории.
Все лезут к нам в учителя
Все лезут к нам в учителя:
Привыкли видеть нас в порточках.
А нам из космоса Земля
Давненько видится комочком.
А нам в делах сам черт не брат.
А мы проверены войною —
Ещё второю мировою.
Над нами нынче зло творят,
А беды с нас, как снег весною.
Хоть говорят, что нам везло,
Мы варежку не разеваем.
И живы всем смертям назло.
Пусть не живём, но выживаем
Автор стихотворения "ПРИТЧА О ТРЕХ КОНВЕРТАХ" делится своими чувствами и размышлениями о круговороте управленческой неэффективности и кратковременности решений в управлении. Под видом анекдота он задаёт вопросы о цикличности управленческих ошибок и поиске лёгких решений сложных проблем. История о трёх конвертах, каждый из которых содержит совет для нового начальника в случае неудачи, иллюстрирует бесконечный цикл непродуманных действий и отсутствие реальных изменений. Каждый конверт в итоге ведёт к следующему, с последним советом начать всё сначала, предполагая, что и последующий руководитель столкнётся с теми же проблемами. Это выражение пессимизма и критики постоянного отсутствия прогресса, где каждое новое руководство в конечном итоге приходит к тому, что предшественник не справился со своими обязанностями, а новые решения не дают реального улучшения ситуации.
Притча о трёх конвертах
Мне рассказали анекдот,
А он и не забавный вроде.
Как говорят, не тот Федот.
На притчу больше он походит.
А суть рассказа такова.
В какие времена — не ясно,
И где — не говорит молва,
Такой вот вышел случай частный.
Начальник — малый ли, большой, —
Не одолев командной роли,
Сдавал дела, чтоб на покой
Отправиться по чьей-то воле.
Ключи от сейфа и печать
И денежные документы…
Решил он также передать
Преемнику и три конверта.
Мол, то, что в сейфе — ерунда:
Инструкции, приказы, сметы.
В конвертах же — припрет нужда —
Найдутся ценные советы.
Начальник новый за дела
Взялся уверенно и ловко,
Но вскоре и беда пришла —
За пробуксовкой — пробуксовка.
Что делать? Разучился спать
(Устал от бесполезных мер-то).
Решил фортуну испытать —
И руку протянул к конвертам.
Вот он зеленый вскрыл конверт,
Читает: «Жми на недостатки!
На все семь бед — один ответ:
Негодны прежние порядки!»
Ну, что же, неплохой совет.
Предшественника в рог бараний
Согнуть заочно — страха нет.
И полились потоки брани.
Проходит месяц и другой,
А сдвигов нет, одни изъяны.
Все показатели — дугой,
Трещат по швам наметки, планы.
От страха по спине мороз:
Еще с работы снимут к черту.
«Решайте кадровый вопрос!»
Совет лежал в конверте желтом.
Прекрасно! Кадры. Сила в них!
Балласт — за борт и слезем с мели.
И вот, как с жердочек своих,
С постов начальники слетели.
Пришли другие. Был бы спрос.
Рукой водить охочих много.
Казалось — всё, решён вопрос,
А у порога вновь тревога.
Хоть план идет на все на сто,
А хочется порой выть волком.
Все видят: качество не то,
Продукция лежит на полках.
Плачевен годовой баланс:
Затрачен труд, но труд напрасный.
Последний остается шанс:
Открыть конверт заветный, красный.
Открыть — и милым станет свет:
Не приговор же там о смерти.
И точно: деловой совет:
«Готовьте новые конверты!»
Автор стихотворения задаёт вопросы о ценности и цене богатства, размышляя о том, что роскошь и величие часто строятся на страданиях и труде угнетённых. Он сомневается в искренности тех, кто пренебрегает словами предков и считает равенство утопией, задавая вопрос, являются ли владельцы капитала человечными существами или нет.
Не верили словам своих отцов
Не верили словам своих отцов,
Постигших смысл простой житейской прозы,
Что праздный блеск и самый дух дворцов —
Ограбленных рабов и пот и слезы.
Казалось, это люмпенские сны.
Неужто жить должны в холупах гранты?
Что люди от рождения равны —
Отрыжка пролетарской пропаганды.
И все-таки всегда вопрос стоял,
Как в горле кость, как ржавый гвоздь в зануде,
Добро им препохабье капитал?
Его владельцы — нелюди иль люди?
В стихотворении автор делится своими наблюдениями о вреде неразрешённых обид и скрытой злобы, которая может внезапно обернуться против ближних. Он предупреждает о последствиях затаённой злобы и предательства, которые могут принести горе не только самому обиженному, но и окружающим его людям.
Караван идёт
Хуже нет, когда с тобою рядом
Человек с обидою живёт,
Но ни словом, ни единым взглядом
До поры её не выдаёт.
Он такой же вроде, как мы сами,
Не поймёшь по выражению глаз,
Что за пазухой тяжёлый камень
Носит заготовленный для нас.
В час своей тревоги или грусти
Состраданья от него не жди.
Этим камнем он в тебя запустит
Или в тех, кто выше, впереди.
И припомнит все свои невзгоды,
Может, Соловки и Колыму,
Как он трепетно любил свободу,
А она противилась ему.
Мстительно, крикливо и убого
Друга и жену, отца и мать
Оплюёт, не побоится Бога:
Трудно злобу давнюю унять.
Для таких людей бальзам целебный —
Безразличье наше — пусть орёт.
Видно, от рождения ущербный.
… Караван идёт себе вперёд.
В стихотворении «РОССИЯ-МАТЬ» автор выражает свои чувства к России, антропоморфизируя её в образ матери, которая щедро и самопожертвенно заботится о своих детях, включая тех, кто не является её биологическим потомством. Он размышляет о том, как Россия принимала и оберегала разные народы, даже в ущерб собственному благополучию.
Россия — мать
Родной, больной ребёнок матерей
К смирению приводит, как ни странно.
А вот сиротка у чужих дверей
Для них всегда как ноющая рана.
Россия-мать в семейство приняла
Немало сиротин — народов сирых.
Им праздничные платья отдала,
Сама носила старенькое, в дырах.
Она украдкой не своим сынам
Приберегала лакомый кусочек,
А тем, кто жался зябко по углам,
Кто был капризней сыновей и дочек.
Приёмышам бы век благодарить
Свою не мачеху, а матушку — Россию.
Не взгляды ей в лицо бросать косые,
А вечную признательность дарить.
Однако, нынче кое-кто из них,
Почувствовав в своих плечах силенку,
Забыть готов спасителей своих.
Автор выражает свое отвращение к некоему лицу (длинноволосому губошлепу), который критикует образ Бога и умоляет его не вмешиваться в дела, которые могут привести к беде. Автор выражает свою преданность идеалам и символам России, упоминая портрет спасителя России, который водители грузовиков помещают на ветровых стеклах. В стихотворении содержится критика лиц, которые, по мнению автора, не заслуживают доверия и могут быть опасны для общества.
Ответ на стихотворение «Шофёрский Бог» («Огонек» №24 1987 г.)
Длинноволосый губошлеп,
Ты Бога нашего не трогай
И не ходи большой дорогой.
Несчастья не случилось чтоб.
Дорогой мчат грузовики,
А ты — не иначе — разиня:
Все пялишь взгляд, кого в кабине
Везут шофёры — пареньки.
Кого мы возим по земле
Понять ублюдку не по силе.
Портрет спасителя России
У нас на ветровом стекле.
Тебя в дорогу не возьмем:
Не для таких, как ты, кабина.
Ее вторая половина,
Как видишь, занята вождём.
Он дорог нам в конце концов:
Отцов он наших вел к Победе.
И с ним увереннее едем
Мы мимо всяких подлецов.
Тебе б хотелось въехать в рай,
Но борзописцами сегодня
Битком набит свиной сарай —
Их ожидает преисподняя.
Вождь, говорят, на небесах
Той преисподней управляет,
В котлы геены направляет
Всех, кто в засморканных усах.
Эй, ты, послушай, голова! —
Мне говорят. — Для силы вящей
В беседах бранные слова
Ты стал произносить все чаще?
Или вдали от общих дел
Ты шкуры волчьи, не – овечьи
Рисуясь на себя надел,
Забыв о нормах человечьих?
…Вот это да! Ведь я, лопух,
В себе почувствовав героя,
Того не замечая, вслух
Леплю, что думаю, порою!
Зачем? Людишкам до поры
Вместо рубах сойдут манишки…
Эх, чтоб их всех в тартарары,
Так, чтоб ни дна и ни покрышки!
Стихотворение «Сказка» было написано Владимиром Бирюковым в период перестройки в 90-е годы 20 века. Стихотворение представляет собой аллегорическую историю, в которой автор использует образы птиц для описания политической смены власти и нравственного упадка.
В образах птиц легко угадываются бывшие руководители страны, начиная со Сталина. Смерть орла, властителя округи, служит началом истории, где собравшиеся вокруг животные и птицы символизируют народ, который пришел отдать последние почести умершему правителю.
Орел-стервятник, первоначально лицемерно скорбящий по умершему, внезапно занимает его место и начинает без уважения относиться к его останкам, что показывает его истинное, корыстное лицо. Кормление орлом-стервятником «желторотых» поэтов привело к тому, что они стали плевать на своего кормильца. Затем владыкой стал черный Ворон, который лепил свои награды «на чернь пера». В конце сказки в стране дремучей к власти пришли воробьи, которые готовы принять любые условия, лишь бы выжить. А жители — «Ждать будут нового Орла».
Сказка
Орла, властителя округи,
Свалила смерть. Лихая весть!
Собрались недруги и други
Воздать ему хвалу и честь.
Дела забросив, звери, птицы
Дабы узреть могучий прах
Спешили в горную столицу,
Презрев благоговейный страх.
Орел был в жизни беспощаден
К своим врагам, но и они,
Сознаньем подавляя радость,
Тужили мудро в эти дни.
А больше всех — Орел-стервятник
Лил слезы, горевал, скорбел.
Случилось так, что он, привратник,
На трон Орла нежданно сел.
И вмиг из глаз исчезло горе:
Не стоит долго горевать.
Да что там! Всеприродно вскоре
Он начал труп Орла клевать,
Рвать и метать и жрать до рвоты,
Орла позорить и срамить,
Своих поэтов желторотых
Остатком пиршества кормить.
И те на каждом перевале,
Подняв не свист — шакалий вой —
Не только на Орла плевали,
Но и в кормильца своего.
И, как всегда, хамелеоны
Блаженно выползли на свет,
Вокруг стервятника вороны
Чертили в небе тайный след.
Ворона — мусорная птица:
Ведь ей довольно и говна.
А все ж она, как говорится,
Лихая птица: вор она!
И грянул час. Воронья стая,
Когда стервятник отдыхал
У моря, книжечки листая,
Державу спёрла и Штурвал.
И стал владыкой черный Ворон.
Он перед зеркалом с утра
Лепил все золото (О, норов!)
Своих наград на чернь пера.
Геройским видом любовался:
Чтоб видно было за версту!
Звездой очередной старался
Закрыть бездумья пустоту.
О славе воронова трона
Усердно пели соловьи.
Но старый ворон проворонил
И не заметил, как в вороний
Дворец проникли воробьи.
А воробей, хоть невеличка,
Порой вороны не слабей.
Недаром в мире эту птичку
Назвали громко: «Вора бей!»
Кто вор-то? Всем понятно: Ворон.
Так, стало быть, придет пора
(А Ворон — стар, и, значит, скоро!)
Ворон прогонят со двора.
И воробьишки шумной кучей
Начнут вершить свои дела...
А жители страны дремучей
Ждать будут нового Орла.
Другие публикации автора:
— Венок сонетов. Стихи Владимира Бирюкова: Как жить среди людей
— 1993 год: что ж ты Ельцин натворил
— «Семь дней в июне» — поэма в стихах об операции «Багратион» 1944 г. Великой Отечественной