Идея создания трёхмерных фильмов существует уже более столетия.
Первый полнометражный 3D-фильм, «Сила любви», был выпущен в 1922 году и представлял собой немое кино. Вскоре после этого, в 1934 году, Луи Люмьер даже представил стереоскопическую версию своего знаменитого короткометражного фильма «Прибытие поезда» 1895 года, что демонстрирует давнюю тягу к трёхмерному изображению.
В начале 2000-х годов интерес к 3D вновь вспыхнул, получив развитие в виде новых анимационных проектов и блокбастеров, созданных под руководством Джеймса Кэмерона.
Появились режиссёры, готовые экспериментировать с классическими произведениями, перенося их в трёхмерный формат, в том числе и Джордж Лукас в случае с первой частью «Звездных войн». Однако, не все творцы увидели в новом формате потенциал — Кристофер Нолан, например, предпочитает работать исключительно с пленочной камерой.
Революция, казалось, должна была распространиться и на телевидение, но, за исключением сиквела «Аватара», значительных достижений в этой области так и не было достигнуто.
Джеймс Кэмерон задаёт новые стандарты 3D - фильмов
В 2003 году картина «Призраки бездны: Титаник» от Джеймса Кэмерона ознаменовала собой переломный момент. По заказу режиссёра была разработана уникальная система Reality Camera, позволяющая демонстрировать фильмы исключительно в IMAX 3D.
Инвестиции в размере $13 млн окупились почти $29 млн кассовых сборов, что подтвердило финансовую целесообразность технологии. Индустрия с восторгом отреагировала на новаторский подход Кэмерона.
Джеффри Катценберг, глава DreamWorks Animation, заявил: «В истории кинематографа было два ключевых момента: переход от немого кино к звуковому, произошедший в 1920-х годах, и внедрение цветного изображения в 1930-х. Через семь десятилетий киноиндустрия стоит на пороге третьей революции — с появлением 3D».
Джеймс Кэмерон давно мечтал о создании масштабного проекта «Аватар», который бы раскрывал глубину и многогранность мира Пандоры. Помимо съёмки в 3D, ему пришлось подготовить кинотеатры к показу фильма.
«Призраки бездны: Титаник» стал первым полнометражным фильмом, снятым для IMAX 3D, что послужило отправной точкой для расширения аудитории за пределы специализированных кинозалов. Количество 3D-фильмов постепенно росло, а вместе с ними увеличивалось и число залов, оборудованных для демонстрации в новом формате: с 1 тыс. 297 залов в 2007 году до 116 тыс. 97 залов в 2019 году.
Революционным в процессе съёмок хита Кэмерона стало использование поляризации волн вместо традиционных парных линз, закреплённых на одной камере. Этот метод разделяет изображение для левого и правого глаза, создавая эффект трёхмерности.
Обычная сцена проецируется со скоростью 24 кадра в секунду, но благодаря проектору RealD частота изображения достигает 48 кадров, которые не воспринимаются человеческим глазом. Серебряный экран поглощает избыточный свет, возникающий из-за высокой частоты кадров, поэтому зрителям необходимо носить специальные очки, блокирующие свет от лампы проектора. При этом, фильм можно смотреть и в 2D-формате без потери яркости и четкости. Это способствовало успеху фильма в кинотеатрах, не оборудованных для 3D-показов.
В мировом прокате «Аватар» превзошел «Титаник», собрав почти $3 млрд.
Этот кассовый успех вызвал волну подражаний, когда продюсеры начали либо снимать фильмы в 3D, либо конвертировать их в этот формат на стадии постпродакшена. Однако, для многих продюсеров трёхмерность рассматривалась скорее как способ увеличения прибыли, а не возможность углубления повествования. Тем не менее, некоторые режиссёры смогли использовать формат для улучшения своих фильмов.
Без 3D «Гравитация» Альфонсо Куарона теряет ощущение невесомости и безграничности космоса, а «Хранитель времени» Мартина Скорсезе не может в полной мере передать масштаб воображения Жоржа Мельеса. Скорсезе видел в 3D новые возможности для кинематографа: «Я не призываю к разрушению традиций, но 3D открывает новые горизонты. Это как Кубик Рубика – каждый кадр и движение камеры требуют тщательной проработки. В этом есть своя красота».
Джеймс Кэмерон подготовил почву для развития 3D-технологий, показав, что увеличение количества залов с 3D-проекторами может быть выгодным.
В то же время, авторы начали использовать формат не только для создания эффекта «выхода» объектов из экрана, но и для более глубокого погружения зрителя в историю и мир фильма.

Сопротивление и скептицизм к 3D фильмам
В Голливуде формат 3D вызывал отторжение у операторов, которым было неудобно работать с громоздким оборудованием. «Я ненавижу 3D. Ношение очков вызывает у меня тошноту. Весь феномен 3D – это всего лишь маркетинговый ход», — заявил оператор «Темного рыцаря» и «Начала» Уолли Пфистер. Создатель этих фильмов Кристофер Нолан тестировал 3D на одном из своих проектов, но не нашёл в нём рационального применения, хотя впоследствии и признавал его достоинства.
В погоне за прибылью, продюсеры часто убеждали режиссёров конвертировать фильмы в 3D. Луи Летерье назвал этот опыт «прыжком под автобус», когда студия Warner Brothers неудачно перевела его фильм «Битва титанов» в трёхмерный формат.
В то же время, Джеймс Ганн был доволен сотрудничеством с Marvel, которая поощряла использование конвертации.
Кому же верить?
Уильям Шерак, глава компании Stereo D, занимающейся конвертацией, признает, что первые попытки не всегда были успешными: «Когда мы начинали, у нас не было чётких инструкций. Мы делали все возможное, чтобы предложить наилучший продукт в сжатые сроки. Но за последние восемь лет качество работы Stereo D значительно улучшилось, и стигма, связанная с конвертацией, практически исчезла».
Джеймс Кэмерон не поддерживал эксперименты коллег по конвертации, считая, что будущее 3D только в собственных достижениях.
«После «Истории игрушек» вышло множество посредственных фильмов с компьютерной графикой, потому что все думали, что успех моего фильма заключался в спецэффектах, а не в проработанных персонажах», — говорил режиссёр. — «А сейчас люди торопятся конвертировать фильмы из 2D в 3D. Это не то, что мы делали. Они ожидают такого же результата, но на самом деле, вероятно, работают против принятия 3D, выпуская продукты низкого качества».
Несмотря на стремительный рост количества 3D-залов в мире, производство 3D-фильмов постепенно сокращалось из-за неудовлетворительных финансовых результатов.
Журналист Брэндон Грей подметил, что стратегия «больше денег с меньшего количества зрителей» привела к обратному результату. В результате, крупные студии отказались от планов по конвертации всех частей «Звездных войн» в 3D и сосредоточились на разработке новой трилогии.
В 2011 году было выпущено 80 фильмов в 3D, а в 2019 году — всего 28. Популярность трёхмерных кинопремьер в мировом масштабе демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению: пик, зафиксированный в 2011 году, когда 3D-фильмы составляли 7,8% от общего числа кинолент, с тех пор сменяется постепенным уменьшением объемов производства.
Данные европейских социологических опросов показывают, что в 2010 году примерно 70% зрителей отдавали предпочтение просмотру фильмов в 3D, однако уже через три года эта цифра сократилась более чем вдвое. По оценкам американских телеканалов, интерес к 3D-формату среди телезрителей оказался крайне низким: в 2014 году он не превышал 120 тыс. человек, что составляет всего 0,04% от общей численности населения страны.
Основная проблема 3D-фильмов заключалась в их ограниченной доступности, поскольку 3D-телевизоры не были широко распространены.
Samsung и Panasonic создавали модели с трёхмерным изображением, но они были слишком дорогими, громоздкими и часто страдали от проблем с синхронизацией. В итоге, обе компании перешли к производству телевизоров с технологией 4K Ultra HD, которые оказались более востребованными.
«Никто не заботился о качестве. Если зритель видел плохой фильм, это угрожало всей технологии», — отмечал Стив Шкляр, продюсер и СЕО 3ality Technica, специализирующейся на стереоскопическом цифровом 3D. По его словам, 3D увеличивало бюджет фильма на $1 млн. Для блокбастера стоимостью в $150 млн — это незначительная сумма, но для небольших проектов это существенная сумма расходов. Режиссёры, использовавшие 3D, часто злоупотребляли эффектом «выбрасывания» объектов с экрана, что вызывало первоначальный восторг, но быстро становилось утомительным и не оправдывало высокие цены на билеты и премиальное телевидение.

Первоначальный энтузиазм и радужные перспективы, предсказанные Джеффри Катценбергом, оказались недолгими.
Сам он признал: «Мы упустили момент с 3D. Это была уникальная возможность для трансформации киноиндустрии. Создатель таких хитов, как «Монстры наносят ответный удар», «Шрек» и «Как натренировать дракона», фактически поставил крест на ожиданиях, связанных с будущими частями «Аватара» и новаторским подходом Джеймса Кэмерона.
Несмотря на неоднократные кризисы и угрозу исчезновения, технология 3D упорно возвращалась, принимая новые обличи. Вряд ли заявление столь авторитетного деятеля сможет навсегда похоронить формат, который существует уже более столетия.
Действительно ли стоит делать ставку на трёхмерное кино?
Сиквел «Аватара» продемонстрировал впечатляющие результаты, собрав свыше $2 млрд при бюджете, не превышающем полмиллиарда. Однако, это уже устоявшаяся франшиза с мощным брендом и узнаваемым миром. В настоящее время продюсеры сместили фокус на потенциал искусственного интеллекта и требования стриминговых платформ — для которых двухмерное кино по-прежнему остается приоритетным выбором.