Безусловно, в стране, запустившей когда-то корабль “Восток-1”, космическая индустрия занимает особое место. Так что же ожидает российский космос в будущем?
Космический проект
Стоит выделить три основных проекта, на которых, по замыслу, должна зиждиться отечественная космическая индустрия ещё долгое время.
Это ракета “Ангара”, космический корабль “Орел” и орбитальная станция “РОСС”/”НОКС” (названия данного комплекса встречаются разные, но суть одна).
Как в свое время Сергей Уваров вывел политическую триаду царской России, так и триада разработок русских инженеров выведет космическую индустрию в лидеры будущего.
Логичнее всего начинать рассказ с ракеты-носителя. “Ангара”, в самых разных вариациях, разрабатывается с 1992 года. Это ракета-носитель тяжелого класса, грузоподъемностью от 23 тонн. Первоначально, разрабатывались ракеты разных классов на общей модульной основе. Самая легкая должна была получить обозначение А1, а самая тяжелая — А7. В конечном итоге, было принято решение сделать ставку на модификацию А5, и её утяжеленный вариант А5М.
Необходимость в данной ракете возникла давно. Ее предшественник — носитель “Протон” был разработан еще в 60-е годы для проекта советской лунной программы.
“Протон” за долгие годы эксплуатации запустил большое количество тяжелых спутников военного и телекоммуникационного назначения, а также выводил на орбиту блоки орбитальных станций — от первых “Салютов” до модулей станций “Мир” и “МКС”. Надежность ракеты за всё это время была доведена до очень хороших показателей
Главной проблемой этой ракеты является безумная токсичность, по той причине, что её двигатели работают на топливной паре гидразина и тетраксида азота. Эти вещества опасны для человека и окружающей среды: к примеру, гидразин является сильным канцерогеном, отравляет нервную систему, в больших концентрациях приводит к смерти.
Сергей Королев называл это вещество “чертовой заразой”.
Каждый запуск “Протона” приходится долго согласовывать с экологическими министерствами, а Казахстан, где находится космодром Байконур, выставляет счета за экологический ущерб.
Ангара А5 будет работать на топливной связке керосин - кислород. Такой вид топлива применяется, к примеру, в ракетах “Союз”, доставляющих российских космонавтов на орбиту. Керосин намного безопаснее и экологичнее гидразина. “Ангара” будет взлетать с нового космодрома Восточный, что окончательно избавит космическую отрасль от байконурозависимости.
Потенциально, ракету могут сделать многоразовой — в информационной среде периодически мелькает информация о различных проектах возвращения первой ступени ракеты на землю после запуска.
“Ангара А5” уже летает — в 2014 году состоялся первый полет с космодрома Плесецк, а совсем недавно — 11 апреля 2024 года состоялся первый запуск с Восточного.
Эта модификация ракеты отлично подходит для вывода спутников, но для нового пилотируемого корабля её грузоподъемности недостаточно. И специально под это дело разрабатывается утяжеленная версия ракеты. “Ангара А5М” будет использоваться для выведения нового корабля “Орёл” на околоземную орбиту. Проект находится в активной разработке. На сегодняшний день глава Роскосмоса Юрий Борисов называет в качестве даты первого пуска 2027 год.
Проект космического корабля
Следующий важный проект — пилотируемый космический корабль нового поколения, несколько лет назад получивший имя “Орел”.
Имя это выбрано было не случайно — в честь первого русского морского корабля, построенного в 1669 году.
“Орел” должен стать долгожданной заменой кораблям “Союз”. Эти корабли, пережив очень много модернизаций, летают на орбиту с 1967 года. И хотя сегодняшние Союзы оснащены самой современной электроникой и системами безопасности, а надежность корабля находится на высочайшем уровне, нельзя отрицать, что конструкция устарела.
Попытки заменить одноразовый союз многоразовым кораблем принимались давно. Советский проект “Заря” и российский проект “Клипер”, несмотря на многообещающие характеристики, до космоса не добрались. Но зато доберётся “Орел”.
Корабль состоит из двух частей: одноразового двигательного отсека и многоразовой пассажирской капсулы. Капсула проектируется с расчетом не менее 10 полетов в космос и состоит из алюминиевых сплавов. Максимальный экипаж — 4 человека, может доставить на орбиту 500 кг груза и вернуть столько же. Объем внутреннего пространства для четырех космонавтов — 18 кв. м. В отличие от союзов, для управления “Орлом” понадобится не два, а один космонавт.
Среди других особенностей – полноценный обеденный стол и туалетная кабинка для экипажа. Планируется создания двух версий Орла — для экспедиций на орбиту Земли и на орбиту Луны. В качестве даты первого полета указывается 2028 год.
Проект: космическая станция
На орбите Земли пунктом назначения для “Орла” станет Национальная орбитальная космическая станция, она же Российская орбитальная станция. Вообще, у России очень богатый опыт в построении орбитальных станций, начиная с серии одномодульных “Салютов” и заканчивая многомодульным “Миром”.
“МКС”, построенная в партнерстве с США, не имеет будущего. И не только по политическим соображениям — ядро станции, построенное в 1998 году, сильно обветшало. И другие, более новые модули, прицепляемые сверху, ситуацию не поменяют.
Словом, необходимость в суверенной российской орбитальной станции безусловна. Проект НОКС предполагает создание станции из пяти модулей – научно-энергетического, лабораторного, шлюзового, универсального, трансформируемого.
Станция будет создаваться с применением самых современных технологий. На борту планируется разместить 3D принтер для экспериментов в космосе. Также планируется создать модуль в открытом космосе на базе станции, который будет использоваться для починки, сборки и заправки различных спутников. Еще предусматривается вывод на орбиту нескольких спутников - инспекторов. Эти маленькие аппараты будут летать вокруг станции, анализируя угрозу метеоритов и проверяя корпус на наличие повреждений.
Самое примечательное в проекте станции — её орбита. До этого, традиционно, орбитальные станции выводились на околоэкваториальные орбиты наклонением около 50°. На такие орбиты выводить проще и дешевле всего, но с орбиты чаще всего видно околоэкваториальные земли.
НОКС будет летать на полярной орбите наклонением в 97 °.
Эта орбита позволит постоянно видеть территорию России, Арктику, Северный морской путь. Ещё такая орбита делает солнечные батареи станции постоянно освещёнными. На этой орбите, правда, уровень солнечной радиации выше, чем на МКС, по этой причине планируется предусмотреть возможность работы в автономном режиме.
Когда же вся эта красота полетит в космос?
На сегодняшний день полным ходом идет проектирование модулей. По плану, первые два модуля будут выведены на орбиту в 2027 году. А в полностью готовом виде станция появится к 2033 году.
Таким образом, к началу 30-х годов сформируется триада нового суверенного российского космоса — ракета “Ангара”, корабль “Орел” и Национальная орбитальная станция.
Продолжение: Космическая программа: Луна, Венера и Спектр — что ещё ждет российский космос