Пока далеко не всеми осознается тот масштаб перемен, какие ждут страну в результате смены мирохозяйственного уклада и масштабного наступления VI технологического уклада. Одно несомненно, что требования к государственным и муниципальным служащим коренным образом изменятся, и те из них, кто будет готов к таким переменам и готов меняться в соответствии с требованием времени и даже с опережением, окажется востребованным новой системой государственного и муниципального управления.
Современные вызовы управления на муниципальном уровне требуют не только соблюдения формальных процедур и высокого уровня профессионализма, но и способности быстро адаптироваться к изменениям, принимать обоснованные решения, внедрять инновационные практики. Одним из базовых условий непрерывного повышения эффективности муниципальной службы становится образование. Однако, чтобы стремление к более высокому уровню образования стало устойчивой практикой и предметом внутренней состязательности среди служащих, необходимы комплексные меры как на институциональном, так и на мотивационном уровне. И последнее во многом зависит от самих муниципальных служащих.
Прежде всего, важно изменить саму управленческую культуру внутри органов местного самоуправления (ОМСУ), придав знаниям и компетенциям подлинную ценность как критериев оценки квалификации. В ряде случаев — и эпоха либерализма 1990–2010-х гг. во многом культивировало это — в местной администрации на первый план выходят иные факторы карьерного роста — административный ресурс, подчёркнуто лояльное отношение к руководству, формальное значение рабочего стажа. Такая ситуация обесценивает стремление к профессиональному развитию. Чтобы сломать эту инерцию, нужно чётко интегрировать образовательный ценз и наличие квалификации в систему аттестации, кадрового резерва и конкурсных процедур на повышение. Не формально, а на деле. Претендент на руководящую должность должен не просто обладать дипломом, а демонстрировать реальные знания и навыки, подтверждённые обучением в профильных программах.
Следующий ключевой шаг — внедрение и поддержка системы непрерывного профессионального образования. Муниципальным служащим должна быть доступна качественная и современная образовательная инфраструктура. Это предполагает наличие программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки, онлайн-курсов и очных тренингов, которые отвечают актуальным задачам управления. Речь идёт не просто об обязательных курсах раз в три года, а о возможности гибкого, индивидуального маршрута профессионального роста. Федеральный и региональный уровни госуправления должны играть в этом процессе координирующую и финансово поддерживающую роль, включая в нацпроекты и грантовые программы развитие компетенций местного управления.
Не менее важно ввести механизмы признания и нематериального стимулирования. Служащие, прошедшие дополнительное обучение или получившие второе высшее образование, должны быть публично отмечены, иметь приоритет при продвижении и участвовать в экспертных советах, пилотных проектах, делегациях. Это позволит создать в муниципальной среде ролевые модели личностного успеха в качестве примеров успешных карьер, основанных на знаниях и компетенциях. Без положительной конкуренции за признание ценность образования останется абстракцией.
Также следует учитывать, что муниципальная служба по-прежнему воспринимается многими как «стабильная работа», а не как карьерное поле. Такой стереотип надо менять. Необходимо реформировать подход к карьерному планированию. «Прозрачные» и открытые кадровые «лифты», связанные с образовательным индивидуальным прогрессом, гласно объявляемым на установочных совещаниях, способны изменить эту инерцию. Необходимо выстраивать траектории: например, от специалиста до заместителя главы — через обязательные этапы обучения, прохождение стажировок, оценочных процедур. В этом смысле состязательность за образование становится не самоцелью, а логикой развития карьерной модели.
Особого внимания заслуживает финансовая составляющая. Часто стремление получить дополнительное образование сдерживается отсутствием на него личных средств или времени. Важно обеспечить служащим поддержку — как за счёт муниципального бюджета, так и в партнёрстве с вузами, включая скидки, образовательные ваучеры, оплату программ в обмен на обязательство продолжать службу. Также важно разгрузить служащих, предоставляя возможность обучения в рабочее время, гибкие графики. Наконец, необходимо регулярно проводить мониторинг образовательных запросов и ожиданий самих муниципальных служащих. Это позволит не только учитывать актуальные потребности, но и развивать у сотрудников чувство сопричастности и влияния на стратегию развития муниципального образования. Создание внутреннего спроса на знания и формирование профессионального сообщества — важнейший шаг к устойчивой мотивации.
Таким образом, устойчивое стремление к более высокому образованию среди муниципальных служащих возможно только при сочетании факторов: ценности компетенций в системе карьерного роста, доступности качественного обучения, наличия стимулов, ролевых моделей и поддержки со стороны государства. Только в этих условиях состязательность за знания среди муниципальных служащих перестанет быть искусственным требованием в ОМСУ и станет частью живой профессиональной среды, подготовленной к грядущим переменам.







