В марте этого года было объявлено о начале строительства первой в стране высокоскоростной железнодорожной магистрали. Дорога соединит два самых крупных города — Москву и Санкт-Петербург. Время в пути составит 2 часа 15 минут. Почему строительство этой магистрали приближает страну к экономическому и технологическому суверенитету?
История высокоскоростных поездов
Прежде чем рассматривать новую дорогу, стоит вспомнить историю скоростных поездов России. Высокоскоростное движение между двумя столицами существует аж с 1984 года. Все началось ещё раньше — в 1967 году было сформировано техническое задание на проектирование и постройку высокоскоростного поезда. Разработку вели более 50 НИИ и заводов. Производить поезд решили на Рижском вагоностроительном заводе — ныне он обанкрочен и прекратил существование.
В 1973 году свет увидел электропоезд “ЭР200” (Электропоезд Рижский, конструкционная скорость 200 км/ч), и более 10 лет состав проходил различные испытания. Наконец, после доработок на заводе, 1 марта 1984 года ЭР200 начал возить пассажиров на линии Ленинград - Москва.
Стоит сказать, что для скоростного поезда не стали строить обособленные пути, и пустили по общим путям. Время в пути сначала составляло 5 часов 20 минут, а затем снижалось, по мере реконструкции участков дороги.
В 1991 году, перед развалом страны, был собран второй поезд, поступивший в эксплуатацию туда же. Эти поезда прослужили на линии Москва - Санкт-Петербург до 2009 года.
Но ещё в позднесоветские времена, началась разработка нового поезда, с улучшенными скоростными и экономическими характеристиками.
В 90-е проект вышел в активную фазу, разработку поручили конструкторскому бюро “Рубин”, доселе занимавшемуся морской техникой. Производство планировалось развернуть в городе Тихвин Ленинградской области.
Поезд назвали “Сокол-250”. Цифра в названии обозначала конструкционную скорость. В 2000 году начались испытания первого опытного поезда. Однако, спустя 4 года проект был свернут, в качестве причин озвучивали результаты испытаний, показавшие несоответствие поезда заявленным характеристикам.
Спустя время это решение кажется ужасной ошибкой, ведь если бы тогда не поставили крест на проекте, то сегодня у страны был бы свой собственный скоростной поезд. Конструкция нуждалась в доработке и могла бы спустя некоторое время стать пригодной к эксплуатации. Но вышло как вышло: “Сокол-250” так и не взлетел.
К концу первого десятилетия нового века необходимость в скоростном сообщении между двумя городами стала ещё острее: пассажиропоток увеличился, а “ЭР200” неумолимо старели. И тогда решили проблему импортом. Было куплено в общей сложности 16 поездов производства фирмы “Siemens”. Они получили имя “Сапсан”.
Первоначально, соглашение с немецкой фирмой включало в себя обязательную локализацию и сборку на территории России. Что было весьма логично: примерно в это же время Китай закупил поезда у канадской “Bombardier”, и в Китае до сих пор производят эти поезда в модернизированном виде.
Однако, производство “Сапсанов” так и осталось в Германии: все 16 поездов были собраны в Крефельде.
Поезда рассчитаны на скорость 250 км/ч, и сейчас работают на линии Москва-Санкт Петербург. Ранее часть составов была задействована на маршруте Москва-Нижний Новгород.
Высокоскоростной поезд: когда ждать российскую модель
После небольшой предыстории пора возвращаться к текущим новостям. Вообще, строго говоря, высокоскоростных магистралей на данный момент в стране нет. Все вышеупомянутое скоростное движение устраивали на обычных путях, что сильно мешает скорости и ритмичности движения. Пути приходится делить с обычными товарняками и электричками, дорога проходит через кучу населённых пунктов, ограничения скорости по состоянию путей постоянно мешают поезду мчать на максимально возможной скорости.
Высокоскоростная магистраль хороша своей обособленностью, что позволяет поездам ездить очень быстро и точно по расписанию, но строить такие дороги — не дешевое удовольствие. В мире магистрали распространены в нескольких странах, но более всего в Китае: протяжённость скоростных железных дорог там превышает 38 тыс. километров. Линии связывают всю страну в единое целое, особенно много их на юге страны. На самых напряжённых участках минимальный интервал может составлять 3 минуты.
Попытки спроектировать и построить полноценную выделенную скоростную магистраль в России предпринимались давно. В разных итерациях проработка дороги Москва-Санкт-Петербург ведется с 1990-х годов. На некоторое время проект задвигали в долгий ящик, и его место занимала аналогичная магистраль по маршруту Москва-Нижний Новгород-Казань-Екатеринбург. Но в итоге принято решение в первую очередь строить дорогу между двумя самыми большими городами.
По нынешнему проекту, первые поезда между двумя столицами пойдут не ранее конца 2026 года.
Кроме Ленинградского и Московского вокзалов, на маршруте предусмотрены станции: Рижская, Петровско-Разумовская, Зеленоград-Крюково, Высоково, Тверь, Логовежь, Садва, Выползово, Горки, Валдай, Великий Новгород, Тигода, Жаровская, Обухово.
Расстояние — 679 км. Время в пути между двумя столицами составит 2 часа 15 минут. Между Москвой и Тверью — 40 минут, между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом — 30 минут. Стоимость проекта оценивается в 1,7 трлн рублей.
С пассажиропотоком все в порядке — уже сейчас самолёты между двумя городами летают чуть ли не с 15 минутными интервалами. Время в полете — 45 минут, однако надо учесть необходимость приезжать заранее в удалённый от города аэропорт. Поезд же привозит в самый центр города, и сесть на него можно намного ближе к отправлению.
Высокоскоростной поезд «Белый кречет»
Интересен аспект подвижного состава на магистрали. Это будет суверенный, отечественный скоростной поезд под названием “Белый кречет”. Этот поезд проектируется с расчётной максимальной скоростью 400 км/ч и будет производиться заводом “Уральские локомотивы”. И нет сомнений, что в отличие от “250-го Сокола”, эта птичка взлетит.
Планируется выпускать восьмивагонные поезда с вагонами четырёх классов. Всего один поезд будет вмещать 454 человека.
Что любопытно, этот завод во многом вырос после контракта с тем же “Cименсом”, но другого. По которому немецкие поезда с обычными скоростными характеристиками (до 160 км/ч) локализовали на заводе в Верхней Пышме и нарекли “Ласточкой”.
А сейчас на “Уральских локомотивах” производят уже улучшенную и импортозамещенную “Ласточку” под именем “Финист”.
После реализации магистрали, по сути, две столицы и Тверь с Новгородом сформируются как единый мегаполис. Возможность быстрых перемещений значительно улучшит экономику этих городов.
Не стоит забывать и о разгрузке авиации — в настоящий момент большое количество самолётов задействовано в перевозках между двух столиц. Запуск магистрали поспособствует разгрузке аэропортов и перераспределению флота на другие направления, что улучшит в целом транспортную доступность в стране. А там можно и задуматься о продолжении строительства высокоскоростных дорог. В планах на перспективу официально значатся Казань, Минск, Адлер.
Словом, высокоскоростная железнодорожная магистраль сделает перемещение между городами более быстрой и комфортной, а в перспективе — улучшит жизнь всей страны.