Победить в СВО

Новый высокоскоростной поезд

В марте этого года было объявлено о начале строительства первой в стране высокоскоростной железнодорожной магистрали. Дорога соединит два самых крупных города — Москву и Санкт-Петербург. Время в пути составит 2 часа 15 минут. Почему строительство этой магистрали приближает страну к экономическому и технологическому суверенитету?

История высокоскоростных поездов

Прежде чем рассматривать новую дорогу, стоит вспомнить историю скоростных поездов России. Высокоскоростное движение между двумя столицами существует аж с 1984 года. Все началось ещё раньше — в 1967 году было сформировано техническое задание на проектирование и постройку высокоскоростного поезда. Разработку вели более 50 НИИ и заводов. Производить поезд решили на Рижском вагоностроительном заводе — ныне он обанкрочен и прекратил существование.

В 1973 году свет увидел электропоезд “ЭР200” (Электропоезд Рижский, конструкционная скорость 200 км/ч), и более 10 лет состав проходил различные испытания. Наконец, после доработок на заводе, 1 марта 1984 года ЭР200 начал возить пассажиров на линии Ленинград - Москва. 

Стоит сказать, что для скоростного поезда не стали строить обособленные пути, и пустили по общим путям. Время в пути сначала составляло 5 часов 20 минут, а затем снижалось, по мере реконструкции участков дороги.

В 1991 году, перед развалом страны, был собран второй поезд, поступивший в эксплуатацию туда же. Эти поезда прослужили на линии Москва - Санкт-Петербург до 2009 года.

Но ещё в позднесоветские времена, началась разработка нового поезда, с улучшенными скоростными и экономическими характеристиками. 

В 90-е проект вышел в активную фазу, разработку поручили конструкторскому бюро “Рубин”, доселе занимавшемуся морской техникой. Производство планировалось развернуть в городе Тихвин Ленинградской области.

Поезд назвали “Сокол-250”. Цифра в названии обозначала конструкционную скорость. В 2000 году начались испытания первого опытного поезда. Однако, спустя 4 года проект был свернут, в качестве причин озвучивали результаты испытаний, показавшие несоответствие поезда заявленным характеристикам. 

Спустя время это решение кажется ужасной ошибкой, ведь если бы тогда не поставили крест на проекте, то сегодня у страны был бы свой собственный скоростной поезд. Конструкция нуждалась в доработке и могла бы спустя некоторое время стать пригодной к эксплуатации. Но вышло как вышло: “Сокол-250” так и не взлетел.

К концу первого десятилетия нового века необходимость в скоростном сообщении между двумя городами стала ещё острее: пассажиропоток увеличился, а “ЭР200” неумолимо старели. И тогда решили проблему импортом. Было куплено в общей сложности 16 поездов производства фирмы “Siemens”. Они получили имя “Сапсан”. 

Первоначально, соглашение с немецкой фирмой включало в себя обязательную локализацию и сборку на территории России. Что было весьма логично: примерно в это же время Китай закупил поезда у канадской “Bombardier”, и в Китае до сих пор производят эти поезда в модернизированном виде. 

Однако, производство “Сапсанов” так и осталось в Германии: все 16 поездов были собраны в Крефельде.

Поезда рассчитаны на скорость 250 км/ч, и сейчас работают на линии Москва-Санкт Петербург. Ранее часть составов была задействована на маршруте Москва-Нижний Новгород.

Высокоскоростной поезд: когда ждать российскую модель

После небольшой предыстории пора возвращаться к текущим новостям. Вообще, строго говоря, высокоскоростных магистралей на данный момент в стране нет. Все вышеупомянутое скоростное движение устраивали на обычных путях, что сильно мешает скорости и ритмичности движения. Пути приходится делить с обычными товарняками и электричками, дорога проходит через кучу населённых пунктов, ограничения скорости по состоянию путей постоянно мешают поезду мчать на максимально возможной скорости.

Высокоскоростная магистраль хороша своей обособленностью, что позволяет поездам ездить очень быстро и точно по расписанию, но строить такие дороги — не дешевое удовольствие. В мире магистрали распространены в нескольких странах, но более всего в Китае: протяжённость скоростных железных дорог там превышает 38 тыс. километров. Линии связывают всю страну в единое целое, особенно много их на юге страны. На самых напряжённых участках минимальный интервал может составлять 3 минуты.

Попытки спроектировать и построить полноценную выделенную скоростную магистраль в России предпринимались давно. В разных итерациях проработка дороги Москва-Санкт-Петербург ведется с 1990-х годов. На некоторое время проект задвигали в долгий ящик, и его место занимала аналогичная магистраль по маршруту Москва-Нижний Новгород-Казань-Екатеринбург. Но в итоге принято решение в первую очередь строить дорогу между двумя самыми большими городами.

По нынешнему проекту, первые поезда между двумя столицами пойдут не ранее конца 2026 года

Кроме Ленинградского и Московского вокзалов, на маршруте предусмотрены станции: Рижская, Петровско-Разумовская, Зеленоград-Крюково, Высоково, Тверь, Логовежь, Садва, Выползово, Горки, Валдай, Великий Новгород, Тигода, Жаровская, Обухово. 

Расстояние — 679 км. Время в пути между двумя столицами составит 2 часа 15 минут. Между Москвой и Тверью — 40 минут, между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом — 30 минут. Стоимость проекта оценивается в 1,7 трлн рублей.

Предполагаемый маршрут высокоскоростного поезда 

С пассажиропотоком все в порядке — уже сейчас самолёты между двумя городами летают чуть ли не с 15 минутными интервалами. Время в полете — 45 минут, однако надо учесть необходимость приезжать заранее в удалённый от города аэропорт. Поезд же привозит в самый центр города, и сесть на него можно намного ближе к отправлению.

Высокоскоростной поезд «Белый кречет»

Интересен аспект подвижного состава на магистрали. Это будет суверенный, отечественный скоростной поезд под названием “Белый кречет”. Этот поезд проектируется с расчётной максимальной скоростью 400 км/ч и будет производиться заводом “Уральские локомотивы”. И нет сомнений, что в отличие от “250-го Сокола”, эта птичка взлетит. 

Планируется выпускать восьмивагонные поезда с вагонами четырёх классов. Всего один поезд будет вмещать 454 человека.

Что любопытно, этот завод во многом вырос после контракта с тем же “Cименсом”, но другого. По которому немецкие поезда с обычными скоростными характеристиками (до 160 км/ч) локализовали на заводе в Верхней Пышме и нарекли “Ласточкой”. 

А сейчас на “Уральских локомотивах” производят уже улучшенную и импортозамещенную “Ласточку” под именем “Финист”.

После реализации магистрали, по сути, две столицы и Тверь с Новгородом сформируются как единый мегаполис. Возможность быстрых перемещений значительно улучшит экономику этих городов.

Не стоит забывать и о разгрузке авиации — в настоящий момент большое количество самолётов задействовано в перевозках между двух столиц. Запуск магистрали поспособствует разгрузке аэропортов и перераспределению флота на другие направления, что улучшит в целом транспортную доступность в стране. А там можно и задуматься о продолжении строительства высокоскоростных дорог. В планах на перспективу официально значатся Казань, Минск, Адлер.

Словом, высокоскоростная железнодорожная магистраль сделает перемещение между городами более быстрой и комфортной, а в перспективе — улучшит жизнь всей страны.

Даниил
Автор: Алексей Виноградов
Последние публикации автора


Путин отменил визы для китайских туристов

Мера будет действовать до 14 сентября 2026 года.

Граждане Китая получили право на въезд в Россию без оформления визы, если они отправляются в страну с туристическими или деловыми целями не более чем на 30 дней. Это следует из указа президента РФ Владимира Путина.Согласно положениям документа, до 14 сентября 2026 года граждане КНР смогут въезжать и находиться на территории России без виз сроком до 30 д... Читать 1 мин.

Путин отменил визы для китайских туристов

Встреча Владимира Путина с Виктором Орбаном в Москве

В Кремле прошла встреча Владимира Путина и Премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Какие темы были рассмотрены и какова реакция Европы.

Кто участвовал в переговорах Путина и Орбана. Кроме Владимира Путина с российской стороны в беседе участвовали Министр иностранных дел Сергей Лавров, Заместитель Председателя Правительства Александр Новак и помощник Президента Юрий Ушаков.  С венгерской, кроме Виктора Орбана — Министр внешнеэкономических связей и иностранны... Читать 7 мин.

Встреча Владимира Путина с Виктором Орбаном в Москве

Средства массовой информации являются четвёртой властью

Во всём мире есть устоявшиеся мнение о том, что средства массовой информации являются четвёртой властью — после законодательной, судебной и исполнительной. Она управляет нами, выбирает политиков и формирует культуру.

Но эта власть сосредоточена в руках очень узкой группы людей. Как показывают исследования, пять мировых медиа-гигантов являются собственниками большинства основных СМИ. А эти гиганты, в свою очередь, принадлежат банкирам — тем самым, кто владеет Федеральной резервной системой США.Это не совпадение. Кто владеет деньгами, тот и владеет инфо... Читать 2 мин.

Средства массовой информации являются четвёртой властью

Почему многие в Грузии Россию называют врагом, хотя мы веками были одной страной?

В Грузии многие считают, что Россия якобы оккупировала Грузию.

Это сознательное искажение истории. Грузия — древнее православное государство, которое веками подвергалось уничтожению и грабежам со стороны Османской и Персидской империй.Факт: Грузинский народ многократно сам просил Россию о помощи и покровительстве.Царь Ираклий II писал Екатерине Великой прошение о присоединении к России, называя себя «всенижайш... Читать 2 мин.

Почему многие в Грузии Россию называют врагом, хотя мы веками были одной страной?

Депутат Федоров предложил возмещать молодым родителям затраты на ребенка и жилье

Государство должно возмещать семьям расходы на содержание ребенка и помогать в решении жилищного вопроса, считает депутат.

Такая инициатива может стимулировать россиянок рожать, сообщил «Татар-информу» член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров. Ранее председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала россиянок откладывать роды до 18 лет, считая, что ранние беременности следует воспринимать как обычное явление.Фёдоров отметил, что в 18 лет важно... Читать 1 мин.

Депутат Федоров предложил возмещать молодым родителям затраты на ребенка и жилье
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Wsem обо Всём
Пресс служба компании УРАЛ
25.11.2025
УРАЛ: Бренд года 2025 в двух номинациях!
20 ноября 2025 года компания «Урал» вновь подтверждает свои лидерские позиции на рынке, ст...
Wsem обо Всём
ТМ «Симбионты Кутушова»
21.11.2025
Круглый стол в Госдуме: инициатива Екатерины Паршиной и движения «Женщины Бизнеса»
19 ноября в Государственной Думе Российской Федерации состоялся круглый стол, организованн...
Редакция «Всем!ру»
Артамонов: Оборона России
25.11.2025
В Офисе Зеленского заявили, что мирный план Трампа по Украине, который включал 28 пунктов, «больше не существует»
Плана из 28 пунктов в том виде, в котором его все видели, больше не существует.
Михаил Советский
Михаил Советский
7:48
Григорий Распутин — человек который мог спасти российскую империю
Убили этого человека в 1916 году как раз перед крахом российской империи. Общепринятая вер...
Редакция «Всем!ру»
Артамонов: Оборона России
28.11.2025
Россия может развернуть собственную систему спутникового интернета
Александр Артамонов считает, что РФ может сотрудничать по аналогу Starlink с Китаем.
Пинчук Виктор  Валериевич
Пинчук Виктор Валериевич
21.11.2025
Урок патриотизма «по-африкански» (16+)
Необычное мероприятие культуры прошло в крымском Севастополе.