Вроде бы, совсем ещё вчера мы с вами были свидетелями такого прелюбопытнейшего зрелища, как «парад убеганцев». Нет, речь вовсе не о представителях голимой российской попсы. Всяких «певцов», «художников» и «модных блогеров» с молодыми упругими попами Россия проводила за рубеж охотно, порвав на радостях неизвестно сколько баянов.
А, вот, представителей полезного бизнеса, особенно производственников, которых правительства европейских стран под давлением американского господина заставили бросить всё нажитое в России непосильным трудом и пойти на колоссальные убытки ради чужих интересов, наш добрый люд искренне пожалел. Бе-е-едненькие…
Но, как оказалось, правильные предприниматели тоже не пальцем деланы. Улетая, многие из них обещали вернуться. И слово своё сдержали очень быстро. А некоторые ещё и очень изящно.
Новые названия брендов: чемодан и точка
Нахальнее всех поступили, как мы знаем, владельцы одной популярной у молодёжи американской сети закусочных. Они тупо продали чуть ли не за 1 рубль свой бизнес своему же управляющему с российским паспортом и вуаля. Волшебное превращение гадкого Макдака в прекрасное «Вкусно и точка» произошло стремительно, безболезненно и ко всеобщему удовлетворению. И котлета та же самая и булочка по-прежнему с кунжутом. Благо, большинство поставщиков мяса, муки и картофеля – российские.
Точно по такому же пути, только без шума и пыли в средствах массовой информации, пошёл известнейший американский производитель джинсов Levi Strauss & Co. Он же Levi’s. Эти замечательные штаны, пошитые на тех же самых фабриках, по-прежнему свободно продаются в России. Только теперь они называются JNS.
Точно так же поступил и Nike, который сейчас продаётся как NSP. Новый бренд официально зарегистрирован американским производителем и передан в аренду российской компании SportPoint, название которой, при желании, можно перевести как «Спорт и точка». Какое изощрённое издевательство! Аплодисменты!
Ещё один представитель американского бизнеса, решивший навязанную ему проблему за счёт небольшого ребрендинга — производители чемоданов из Samsonite International. С августа 2023 года их оригинальную продукцию можно купить в сети магазинов «Чемодан Про». При этом представители фирмы даже не скрывают, что поставки в Россию продолжаются.
Несколько более сложный маршрут для возвращения выбрала испанская текстильная компания «Inditex», владеющая такими довольно популярными брендами повседневной одежды, как Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear и несколькими другими.
Фирма, потерявшая в результате бегства из России порядка 1,2 миллиарда долларов (не считая товарных остатков), зарегистрировала новое юридическое лицо в Турции. И вернулась под этой маской. Так что теперь турецкая компания MAAG спокойно продаёт нам одежду Zara под названием MAAG, одежду Bershka под брендом Ecru и одежду Pull & Bear с ярлычком DUB.
В целом же, по оценкам информированных людей, Россию толком не покинул ни один бренд одежды. А некоторые, как заметил, один остроумный эксперт, только в окно проорали, что уходят, но по направлению к двери шага не сделали.
Ребрендинг убеганцев: нет задач невыполнимых
И всё-таки один недостаток у классического ребрендинга имеется. Для того, чтобы раскрутить новое название популярного товара даже специалистам, в совершенстве владеющим современными маркетинговыми технологиями, требуется время. А оно, как известно, деньги.
Однако практика показала, что для человеческой смекалки нет задач невыполнимых. Это вам не искусственный интеллект, зависящий от заданных ему алгоритмов, как трамвай от рельсов. Ни шага вправо, ни шага влево, даже побег совершить нет возможности…
В нашем случае образцом творческого подхода к ребрендингу стали канадский ритейлер Helly Hansen и французский производитель косметики L’Occitane.
Первые зарегистрировались в России, как ООО «Хелли Хансен», а вторые, в мае громко заявив об уходе из нашей страны, уже в июне вновь открыли свои магазины под названием «Л’Окситан». Компьютеры, чутко реагирующие на раскладку, ни за что не признают идентичность этих организаций. Что и требовалось.
Кстати, ООО «Хелли Хансен» уже получило разрешение на торговлю товарами таких марок, как Adidas, Puma, Nike.
Но особо отмеченным заслуживает быть японский бренд Uniglo. Российские власти разрешили его владельцам, в августе 2022 объявившим об уходе из России, немного задержаться, чтобы распродать остатки своих товаров через сервис Lamoda. Продажи идут до сих пор. И если поначалу «остатков» было около 450 наименований, то сегодня их порядка 2 500. В том числе и на других сервисах.
Беги, Адидас, беги
Полный перечень как западных, так и восточных компаний, ушедших из России, но не ушедших из России, можно с удовольствием читать и перечитывать долгими зимними вечерами. Удобно развалившись на диване, потягивая охлаждённую Coca‑Cola или Fanta, которые ныне «Добрый кола» и «Добрый апельсин» и заедая их бывшим финским творожком Valio, который всё также изготавливается на заводе в Гатчине, только теперь называется «Виола».
Тем временем, в Европе за последние пару лет закрылись более 5 000 промышленных предприятий. Причина не только в дорожающих энергоресурсах, но и в постепенном «схлопывании» рынка сбыта. В Америку свои товары не продашь — заградительные пошлины. Азия тебе сама что хочешь продаст. Африка купила бы, да денег нет. Теперь и российский рынок отобрали, мало того, что огромный, так ещё и платёжеспособный. Ну и куды производителю податься?
И не зря, ой не зря некие «злые языки» слили из экономических кулуаров информацию о том, что серьёзные переговоры о возвращении в Россию ведёт «Адидас». Под своим именем и со своими брендами. При этом, речь, возможно, идёт не только о воссоздании торговой сети, но и о производстве. А почему бы и нет? Энергоресурсы у нас дешёвые, рабочая сила – квалифицированная, спрос – гарантированный. И президент под американскую дудку не пляшет.
Обозреватель Wsem.ru Борис ТЕРЕХОВ