Top.Mail.Ru
Победить в СВО

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса россиян о ключевых событиях и героях 2022 года.

Главные события 2022 года

Уходящий год сложно назвать рядовым, он принёс и тревоги, и радости, во многом изменил привычный уклад жизни, но одно можно сказать точно: 2022-й был очень важным годом, причем не только в России, но и в мире. 

Главным итогом уходящего года для россиян стала специальная военная операция (62%), этот вариант лидирует с заметным отрывом. 

На втором месте — победа над коронавирусом (9%), столько же набрала частичная мобилизация (9%), еще 6% назвали вхождение ДНР и ЛНР в состав России. Исходя из этих данных, можно констатировать, что политическая повестка в 2022 году стала определяющей. Для сравнения — главным событием в 2021-м году была вакцинация от коронавируса (21%), а в 2020-м году — появление коронавируса (61%). А вот 2022-й год, по-видимому, завершает «историю пандемии».

Специальная военная операция чаще звучит в ответах россиян 35-59 лет (67-69%), жителей обеих столиц (76%) и городов-миллионников (71%), а также граждан с высшим образованием (73%). Инфантильная молодежь 18-24 лет чаще других отмечала важность победы над коронавирусом (15%).

2022 год — Родина зовёт!

Доминирование в общественном мнении темы специальной военной операции оказало влияние и на другие сферы общественной жизни. Отвечая на вопрос о том, какие качества и характеристики отличают героев этого года, россияне называли следующее: участники СВО, военные, добровольцы (10%); отважность, героизм, смелость (9%); патриотизм, верность Родине (7%). 

В 2022-м году в обществе актуализировался запрос на «героя — защитника Родины»; человек, способный отстаивать интересы государства, становится образцом, примером для подражания. Это подтверждают и следующие результаты: каждый второй россиянин назвал героем 2022 года военнослужащих в горячих точках (54%), за два года показатель вырос в 2,7 раза (2020 год — 20%). Второе место занимают врачи — 38% (−17 п.п. к 2020 году), замыкают тройку сотрудники МЧС, спасающие попавших в чрезвычайные ситуации — 32%. 

Герой для наших граждан — тот, кто принимает на себя удар от главных угроз. Во время пандемии COVID-19 — это врачи, а сегодня — военные, доблесные защитники нашего Отечества.

 Ещё одна группа, которая за два года чаще стала звучать в ответах — это волонтёры и соцработники (20% в 2022 году, 15% в 2020 году). Можно предположить, что рост значимости волонтёров также связан с проведением специальной военной операции и частичной мобилизации.

ПО ТЕМЕ: Украина проигрывает России. Военные действия на Украине — три причины почему Украина неизбежно проиграет войну с Россией 

  • Только факты, собранные журналистами редакции "Всем!ру", которые делают неизбежным проигрыш Украины в войне.

Представления о героях года определяются возрастом, полом и территорией проживания. Военнослужащих в горячих точках чаще называют женщины (57% / 51% мужчин), россияне старше 60 лет (60%), граждане со средним специальным образованием (60%), жители населённых пунктов с численностью населения 100 тыс. -500 тыс. человек и меньше, в том числе сёл (58% и 59% соответственно / 43% жителей Москвы и Санкт-Петербурга). Популярность этого варианта также выше у проживающих в Южном федеральном округе (60%) и предпочитающих смешанную модель медиапотребления — телевидение и интернет (60%).

Врачи и медицинские работники звучат преимущественно в ответах граждан до 45 лет: 18-24-летних (49%), 25-34-летних (42%) и 35-44-летних (45%). В 47% случаев их указывали жители Южного федерального округа.

Женщины гораздо чаще мужчин говорили о волонтёрах и социальных работниках (25% / 15%), эта точка зрения оказалась ближе и молодым россиянам 18-24 лет (26%). Ещё одна группа, которую заметно чаще отмечали 18-24-летние — это полицейские, рисковавшие своей жизнью при обезвреживании преступников (23% / 12% среди всех россиян).

ТВ, артисты и СМИ - 2022. Тренды медиапотребления - 2022

Телевидение, несмотря на «тотальное наступление» интернета, по-прежнему остаётся одним из ведущих источников информации о событиях в России и мире. Также ТВ помогает скрасить досуг, развлекает, учит новому, объединяет всю семью перед экраном. 

Главным телеканалом 2022 года каждый второй россиянин называет «Первый канал» — 50%. Следом идёт телеканал «Россия-1» с показателем 23%, замыкает тройку телеканал «Россия-24» — 4%. НТВ назвали 3% наших сограждан.

По мнению наших сограждан, лучшим певцом 2022 г. является Олег Газманов (14%). В числе лучших оказались также SHAMAN (Ярослав Дронов) (13%), Николай Басков (9%), Филипп Киркоров (8%), Григорий Лепс (6%). По 4% — Николай Расторгуев (группа «Любэ») и Лев Лещенко. На музыкальные вкусы россиян влияют возраст и пол: Олега Газманова чаще называли мужчины (17%) и россияне старше 60 лет (18% / 1% среди 18-24-летних). А имя SHAMAN (Ярослав Дронов) чаще звучит от женщин (16% / 6% среди мужчин) и граждан среднего возраста 35-59 лет (16-17%).

Лучшей отечественной исполнительницей 2022 года россияне назвали Полину Гагарину (14%). В рейтинг вошли также Валерия (7%), Лариса Долина, Юлия Чичерина, Елена Ваенга, Zivert и Пелагея. Полину Гагарину чаще называли россияне до 45 лет (17-18%), а также женщины (18% / 12% мужчин).

Новый год в России — семейный праздник

Не будет преувеличением сказать, что Новый год — один из двух, после Дня Победы, масштабных праздников, отмечаемых в нашей стране. В этом году большинство россиян планируют встречать Новый год дома — 80%, показатель остается высоким во всех демографических группах. Собираются в гости 6%, еще 3% — на дачу. 

На протяжении всего периода измерений с 2003 года традиция празднования дома остается неизменной. У этого праздника есть и другие традиции: новогодние фильмы, салюты, народные гуляния и многое другое. Исследование показало, что три главных составляющих Нового года для россиян — это семья, близкие люди рядом (38%), нарядная ёлка (23%) и застолье (18%). 

Женщины говорят о семье несколько чаще, чем мужчины (41% / 35%), показатель выше также среди молодых россиян 18-24 лет (43%). Среди других составляющих Нового года наши сограждане называли подарки (11%), общение и встречи с друзьями, близкими, поход в гости (7%), салюты и фейерверки (5%). По 4% указали оливье и выступление Президента.

ПО ТЕМЕ: Салаты на Новый Год: ТОП-15 новогодних салатов. Как украсить салат к Новому году 

  • Представляем подборку 15-ти самых интересных, необычных и аппетитных вариантов новогодних салатов – от сытных и питательных до лёгких и диетических.

Подарки на Новый год - 2023

ТОП-5 наиболее популярных подарков на Новый 2023-й Год составили: 

  • конфеты, спиртные напитки, деликатесы (25%);
  • парфюмерия, косметика, бижутерия (19%);
  • сувениры (19%); 
  • игрушки (18%);
  • деньги  (15%). 

 

С 2005 года лидер рейтинга подарков остается бессменным: чаще всего россияне дарят друг другу именно «вкусные» подарки. При этом, женщины делают это чаще мужчин (30% / 20%), они же чаще дарят игрушки (22% / 14%), парфюмерию и косметику (23% / 13%). А мужчины в целом реже выбирают все перечисленные варианты подарков. Это может косвенно указывать на то, что в семьях именно женщины больше вовлечены в процесс выбора подарков близким. 

Съедобные подарки заметно чаще дарят граждане старше 35 лет (27%-28% / 18%-19% в группе 18-34-летних); молодёжь 18-24 лет и россияне старше 60 лет чаще предпочитают вручать на Новый год деньги (22% и 23% соответственно); парфюмерию и косметику дарят преимущественно 35-44-летние (26%). Молодёжь 18-24 лет в два раза чаще, чем россияне в целом, выбирает в качестве подарка «под ёлку» бытовые приборы (21% / 11%).

В рейтинге желанных подарков (что хотели бы получить сами россияне) в этом году лидирует внимание близких людей (10%). Второе место занимают деньги (9% − 7 п.п. к 2021 году), замыкают тройку билеты на концерт, в театр, ужин в ресторане (8%). 

Среди других вариантов подарков: конфеты, спиртные напитки, деликатесы, парфюмерия, косметика, бижутерия и сувениры (по 7%), автомобиль, бытовые приборы, книги, путёвка в турпоездку, подарочный сертификат (по 6%). Признались, что ничего не хотели бы получить в подарок, 14%. Среди мужчин и россиян старше 60 лет этот показатель достигает 19%.

Новогодние каникулы - 2023

Долгие новогодние выходные позволяют не только отдохнуть дома, но и запланировать культурный или туристический отдых, посетить друзей или родственников в других регионах или даже странах. Уже определились с тем, как проведут предстоящие долгие выходные, 38% россиян, ещё 15% думают об этом, но пока не решили окончательно. 

ПО ТЕМЕ: Будут ли праздновать Новый год - 2023 в России? История Нового Года в России и как появился Дед Мороз 

  • Стоит ли праздновать Новый год во время войны? И почему? Как россияне готовятся к Новому году? Сколько «длинных выходных» ждёт нас в 2023-м году? История Нового Года в России.

Ничего не планируют 21% — каждый пятый. Почти столько же указали, что в этом году не будут отдыхать, им предстоит работать (22%). За год процент россиян, кому не удастся отдохнуть на новогодних выходных, заметно вырос — в 2,8 раза (8% в 2021 году). В этой группе преобладают мужчины (31% / 15% среди женщин), россияне 25-34 лет (32%), 45-59 лет (30%), жители Северо-Кавказского федерального округа (34%) и граждане, характеризующие своё материальное положение как «плохое» (29% / 15% среди довольных уровнем дохода).

 

Большинство россиян намерены провести новогодние выходные в своём населенном пункте (69%), как и годом ранее (2021 год — 71%). Каждый четвёртый планирует поездку в другой город или село России (26%). Основными направлениями отдыха стали столичные регионы: Москва и Московская область (14% от числа планирующих поездку), Санкт-Петербург и Ленинградская область (11%). По 4% указали Казань и Татарстан, Краснодарский край, Тулу.

Чаще других планируют выехать за пределы своего населённого пункта в предстоящие праздники молодёжь 18-24 лет (36%) и россияне 35-44 лет (34%), граждане с высшим образованием (34%), характеризующие материальное положение как «хорошее» (36%) и проживающие в Центральном федеральном округе (34%). Проводить долгие выходные дома намерены в основном россияне старшего возраста (81%), характеризующие свои доходы как «плохие», жители сельской местности (77%), жители Дальневосточного округа (75%) и активные телезрители (88%).

Редакция информационно-аналитического портала «Всем!ру» поздравляет всех с наступающим Новым 2023-м Годом! Желаем скорейшей Победы нашим доблестным военным и чтобы все наши бойцы вернулись домой живыми и здоровыми!

 Редакция Wsem.ru
Автор: Орлов Дмитрий
Последние публикации автора


Новые российские электромобили — управление с телефона и силой мысли

«Муравей», Oka Zetta, Электрокары производства КАМАЗа, «Кама-1», Электробусы КАМАЗ, Электрогрузовик «Чистогор», Электрокар ОВУМ Концерна «Калашников», Monarch, LADA Ellada

Широко распространённое мнение, что моду на электромобили задал Илон Макс, разработав Tesla, является не более чем, чем фейком, в основе которого лежит пиар личного бренда американского бизнесмена.  Первые разработки электромобилей велись в Советском Союзе ещё с 1959 году. Тогда была создана электрическая версия «Буханки», успешно работавшая позже ... Читать 10 мин.

Новые российские электромобили — управление с телефона и силой мысли

Николай Неплюев о российской лунной программе

Николай Неплюев о новой «лунной гонке» между Россией, США и Китаем.

С начала нулевых годов отмечается постепенная активизация интереса ряда передовых стран к теме полётов на Луну и её освоения. О том, кто и каким образом включился в новую «лунную гонку» рассказывает Николай Владимирович Неплюев, финансовый эксперт и частный консультант по финансам.Освоение Луны. В середине прошлого века развитые инженерные технологии на... Читать 7 мин.

Николай Неплюев о российской лунной программе

Сервисы для маркетологов, ушедшие из России и их российские аналоги

На данный момент в России приостановили свою деятельность сотни иностранных компаний, в том числе, и некоторые интернет-сервисы, которые активно использовали отечественные маркетологи.

Какие иностранные интернет-сервисы для маркетологов и предпринимателей ещё доступны в России, а какие уже нет? Есть ли у «ушедших» российские аналоги? Каким может быть импортозамещение в этой сфере?Ушли, но остались с VPN и оплатой с иностранных карт. Приостановка деятельности в России зарубежных маркетинговых интернет-сервисов, конечно, не является гло... Читать 8 мин.

Сервисы для маркетологов, ушедшие из России и их российские аналоги

Северный Широтный Ход — новый мегапроект Владимира Путина, направленный на глобальное развитие Российской Арктики

В своём Послании Федеральному Собранию Президент России обозначил очередной перспективный план, реализация которого начнётся в ближайшее время.

В своём очередном Послании Федеральному Собранию Президент России обозначил очередной перспективный план, реализация которого начнётся в ближайшее время. Северный Широтный Ход (СШХ) — новый мегапроект, одна из самых северных железных дорог в мире, расположенная в Российском Заполярье. Её строительство началось после Великой Отечественной войны... Читать 4 мин.

Северный Широтный Ход — новый мегапроект Владимира Путина, направленный на глобальное развитие Российской Арктики
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!